Просмотр содержимого документа
«Брошюра: "Комплекс игр и упражнений по коррекции отклонений"»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
Гордиенко Миланы Дмитриевны
«Комплекс игр и упражнений по коррекции отклонений»
Преподаватель педагогики: Великановская
Людмила Анатольевна
Ейск, 2020
Оглавление
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗРЕНИЯ, РЕЧИ У ДЕТЕЙ 7
Игра «Мишка ТОП-ТОП» 7
Упражнение «Пошуршим, постучим» 7
Игра «Наседка и цыплята» 8
Игра «Скажи, что слышишь» 8
Игра «Раз, два, три- назови» 9
Игра «Зайка в гости прискакал» 10
2.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 11
Игра «Что к чему подходит?» 11
Упражнение «Дорисуй фигуру» 11
3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПСИХОПАТОПОДОБНОГО ПОВЕДЕНИЯ 12
Упражнение «Распредели правильно» 12
Упражнение «Вода, водица» 12
4.ИГРЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АСТЕНИЧЕСКОГО И РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ И КОНФЛИКТНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ 13
Игра «Подари движение» 13
Игра «Доброе животное» 13
5.ИГРЫ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 14
Игра «Классификация предметов» 14
Игра «Как это можно использовать?» 15
Игра «Нарисуй целое» 15
6. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАЧАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 16
Упражнение «Росточек под солнцем» 16
Упражнение «Угадай» 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
2. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 13-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2015. - 496 с.
Детский возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей. За последние годы возросло число детей, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.
Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы.
Данная брошюра содержит игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии.
1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗРЕНИЯ, РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Игра «Мишка ТОП-ТОП»
Цель: развивать слуховое внимание, определение высоты звука.
Материал: две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).
Ход: взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.
Упражнение «Пошуршим, постучим»
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы: различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).
Ход: игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.
Игра «Наседка и цыплята»
Цель: развитие слухового внимания.
Материал: шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Ход: два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу; а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).
Игра «Скажи, что слышишь»
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи. Развитие слухового внимания.
Ход: педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Ход: дети шагают по кругу под счет раз, два, три. Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.
Игра «Зайка в гости прискакал»
Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микропространстве.
Ход: перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должны назвать, как поменял предметы зайка.
2.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Игра «Что к чему подходит?»
Цель: развитие мыслительных операций.
Материал: предметные картинки.
Ход: здесь много разных картинок, но, чтобы все было в порядке, нужно их разложить по группам— подходящее к подходящему. Какие получились группы? (Дети называют — одежда, обувь и др.)
Упражнение «Дорисуй фигуру»
Цель: развитие воображения.
Материал: листы бумаги форматом А5 с нарисованными неопределенными фигурками.
Х од: дорисуй фигурки, чтобы получилось изображение.
3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПСИХОПАТОПОДОБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Упражнение «Распредели правильно»
Материалы: емкость, крупы (фасоль, горох, рис).
Ход: в емкости рассыпаны все крупы, ребенку нужно правильно распределить их в емкости. В это время, педагог разговаривает с ребенком.
Упражнение «Вода, водица»
Материалы: емкость с водой, игрушки.
Х од: ребенку предлагается найти в воде на ощупь определенные игрушки.
4.ИГРЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ АСТЕНИЧЕСКОГО И РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ И КОНФЛИКТНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
Игра «Подари движение»
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.
Ход: выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.
Игра «Доброе животное»
Цель: способность сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2шага назад. Вдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
5.ИГРЫ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Игра «Классификация предметов»
Цель: менять основание группировки со сменой образцов, выделять нужные свойства в предмете.
Ход: каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3), овощей (3), фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил. Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.
Игра «Как это можно использовать?»
Ход: группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т. п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Игра «Нарисуй целое»
Цель: продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое.
Материал: разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза), бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).
Ход: педагог раскладывает перед ребенком разрезную картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.
6. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАЧАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Упражнение «Росточек под солнцем»
Ход: дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Угадай»
Ход: один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.