Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства педагога.
Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства педагога.
Анализ урока - это рефлексия, позволяющая оценить сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности преподавателя.
Анализ урока повышает качество обучения; улучшает процесс преподавания; способствует осмысливанию педагогом совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства педагога.
(прочитан на заседании педагогического совета 29.11. 2017 г.)
Подготовила
преподаватель
Карпухина Л.Н.
2017 г.
СЛАЙД 1
Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства педагога.
СЛАЙД 2
Выдающийся советский педагог-новатор Васи́лийАлекса́ндровичСухомлинский говорил: «…Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…»,
СЛАЙД 3
а Си́мону Льво́вичуСолове́йчику — советскому и российскому теоретику педагогики принадлежит следующее высказывание: «Урок – загадка, учитель – загадчик. А человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком.»
СЛАЙД 4-7
На экране вы видите результаты всероссийского анкетирования, которые говорят о том, что очень маленький процент преподавателей проводят анализ и самоанализ уроков. Основная причина – загруженность педагогов, нехватка времени, и на втором месте – отсутствие единого плана анализа и самоанализа урока. Вторую причину мы попытаемся сегодня устранить.
СЛАЙД 8
Анализ – это метод, инструмент (средство), механизм, мыслительная операция.
Анализ – логический прием познания, представляющий собой мысленноеразложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, ихсопоставление и последовательное изучениес целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.
В педагогической деятельностианализ является системообразующим механизмом: с него начинается и им же заканчивается.
Слайд 9
Анализ урока - это рефлексия, позволяющая оценить сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности преподавателя.
Анализ урока повышает качество обучения; улучшает процесс преподавания; способствует осмысливанию педагогом совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы.
СЛАЙД 10
Целью анализа является изучение, сравнение, оценка результатов педагогической деятельности, педагогического процесса, а также определение путей совершенствования дальнейшей деятельности: целью анализа является выяснить, что обеспечило достижение высоких результатов и каковы причины имеющихся недостатков.
СЛАЙД 11
В ходе анализа урока определяются:
- Результаты педагогической деятельности;
- Целесообразность выбранных форм и методов работы;
- Эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты образовательного процесса;
- Факторы и условия, которые обусловили достигнутые результаты;
- Возможности для дальнейшего совершенствования работы;
- Конкретные пути дальнейшего профессионального развития и устранения причин обнаруженных недостатков и т. д.
СЛАЙД 12
Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога.
Анализ урока необходим для:
повышения качества обучения;
улучшения процесса преподавания;
осмысления преподавателем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными обучающимися;
для оценки слабых и сильных сторон преподавателя;
для определения нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности педагога.
СЛАЙД 13
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход:
педагогический
содержательный
коммуникативный
методический
процессуальный
психологический
СЛАЙД 14
Существуют различные формы анализа урока.
1) краткий (оценочный) анализ;
2) структурный (поэтапный) анализ;
3) системный анализ;
4) полный анализ;
5) структурно-временной анализ;
6) комбинированный анализ;
7) дидактический анализ;
8) аспектный анализ;
СЛАЙД 15
Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
СЛАЙД 16
Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся
СЛАЙД 17
Системный - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения дидактической, психологических, развивающих и других основ урока, обеспечение формирования ключевых компетенций обучающихся, усвоения ими способов учения.
СЛАЙД 18
Полный анализ - это система анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
СЛАЙД 19
Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
СЛАЙД 20
Комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
СЛАЙД 21
Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.).
СЛАЙД 22
Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся.
СЛАЙД 23
Виды аспектного анализа урока:
педагогический анализ,
методический анализ,
гигиенический анализ,
психологический анализ.
СЛАЙД 24
Педагогический анализурока – это не только расчленение, разбор урока на составляющие, но и синтез – объединение, соединение, соотношение этих составляющих.
СЛАЙД 25
Педагогический анализ опирается на определенный метод познания, который представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на его конечный результат.
Чтобы его осуществить, необходимо:
Необходимо определится с целью посещения урока.
Уяснить цели наблюдения на уроке.
Составить программу наблюдений на уроке
Наблюдая за ходом урока, фиксировать результаты наблюдения:
определить место урока в системе уроков;
правильность постановки цели урока;
организация урока;
содержание урока;
методика проведения урока;
общение на уроке;
работа и поведение обучающихся на уроке.
Сравнить результаты наблюдения, систематизировать результаты наблюдения.
Осуществить анализ урока.
Сформулировать выводы и предложения преподавателю, вытекающие из анализа урока.
СЛАЙД 26
Необходимо определится с целью посещения урока.
(1. Цели анализа урока:
1. Контроль за качеством преподавания, уровнем сформированности компетентностей обучающихся.
2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.
3. Инструктирование педагога.
4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
5. Выяснение причин успехов и неудач педагога, преодоление недостатков в его работе.
6. Выявление системы работы преподавателя.
Но главная цель - повысить эффективность и результативность учебного занятия.)
Составить программу наблюдений
(Программа наблюдений:
Программы наблюдений уроков I тип.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности
Программы наблюдений уроков II тип.
Урок закрепления новых знаний и способов деятельности
Цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся
Программы наблюдений уроков III тип.
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности
Программы наблюдений уроков IV тип.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Цель: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности
Программы наблюдений уроков V тип.
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
Цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности обучающихся; организовать деятельность обучающихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.
СЛАЙД 27
3. Наблюдая за ходом урока, фиксировать результаты наблюдения. (существуют определённые требования, предъявляемые к наблюдению на уроке)
(Методологические требования, предъявляемые к наблюдению на уроке
-наблюдающий должен совершенно четко и ясно представлять стоящую перед ним цель;
- цель наблюдения должна быть преобразована в компактную программу наблюдения, т.е. носить планомерный характер;
- необходимо учитывать роль субъективного момента в наблюдении, нередко искажающего действительность;
-наблюдение за ходом урока всегда предполагает активное включение в этот процесс педагогических и психологических знаний наблюдающего;
-данные, полученные с помощью наблюдения, не могут быть использованы в чистом виде, они должны быть подвергнуты рациональной обработке и определенным образом зафиксированы в форме словесного описания, схем, таблиц.)
4. Сравнить результаты наблюдения, систематизировать результаты наблюдения. Это формирует основу для последующего анализа урока, которая, отвечая на вопросы «Что?» и «Как?», в то же время является основой для ответа на вопрос «Почему?».
СЛАЙД 28
5. Осуществить анализ урока, опираясь на правила проведения анализа.
(Правила проведения анализа урока.
1. Дружелюбность, доброжелательность. (Правильно ли я вас поняла, коллега?).
2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
3. Говорите кратко и логично. Не придирайтесь к мелочам.
4. Слушайте других, не повторяйтесь.
5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
7. Не поучайте преподавателя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока)
СЛАЙД 29
6. Сформулировать выводы и предложения преподавателю, вытекающие из анализа урока.
( Выводы:
- способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению;
- с каким материалом обучающиеся работали впервые, какие ОК или знания, умения и навыки формировались на уроке;
- соответствует ли содержание урока программе, задачам урока;
- закреплению каких знаний, умений и навыков он способствует;
- как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей обучающихся;
- как осуществлялись межпредметные связи;
- проведена ли его дидактическая обработка;
- соблюдались ли внутрипредметные связи; )
СЛАЙД 30
Педагогический анализ уроков является
- эффективным способом индивидуальной методической работы;
- действенным средством развития у преподавателя способности рефлексировать свой труд;
- сильнейшим инструментом мотивации педагога.
СЛАЙД 31
Методический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
основная учебная цель урока;
методическая логика урока;
использование различных средств обучения;
использование различных методических приемов;
использование различных организационных форм обучения.
СЛАЙД 32
Психологический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
управление вниманием обучающихся;
учет закономерностей функционирования и развития мышления.
СЛАЙД 33
Я предлагаю взять нам за основу общеметодологические (комплексный, системный, субъективный) аспекты анализа урока.
Общеметодологические аспекты анализа урока включают:
1 Анализ содержания урока.
2 Анализ урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала.
3 Анализ деятельности преподавателя на уроке.
4 Анализ деятельности обучающихся на уроке.
5 Анализ психологического аспекта урока.
Остановимся подробнее на каждом пункте.
СЛАЙД 34
1 Анализ содержания урока
Здесь должны рассматриваться:
1. Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы.
2. Использование практических навыков обучающихся.
3. Дифференцированный подход к обучающимся:
а) работа с сильными студентами;
б) работа со слабыми студентами.
4. Создание на уроке ситуации успеха.
5. Связь с предыдущими уроками.
6. Эффективность использованных методов и приёмов обучения.
7. Реализация воспитательных задач урока.
8. Степень оригинальности и новизны технологии.
9. Мотивировка обучающихся.
СЛАЙД 35
Анализ деятельности преподавателя на уроке
Необходимо обратить внимание на:
1. Сотрудничество с обучающимися.
2. Гибкость преподавателя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий.
3. Дифференцированный подход к обучающимся:
а) работа с сильными обучающимися;
б) работа со слабыми обучающимися.
4. Мотивировка обучающихся.
5. Научность и доступность изложения новых знаний.
6. Восприятие учебного материала.
7. Связь обучения с жизнью.
8. Рациональное использование времени на уроке.
СЛАЙД 36
Критерии качества восприятия учебного материала
Интерес обучающихся к теме урока.
Уровень развития ОК или предметных и метапредметных результатов.
Активность обучающихся на уроке.
Опора на прошлый опыт обучающихся.
Благоприятный психологический климат.
Уровень обратной связи.
Учет и контроль воспринимаемого материала.
СЛАЙД 37
Анализ деятельности обучающихся на уроке
Обращаем внимание на:
1. Уровень активности на уроке.
2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала.
3. Организованность и активность на разных этапах урока.
4. Уровень оценки и самооценки.
5. Умение обучающихся переключаться с одного вида работ на другие.
6. Интенсивность и качество самостоятельной работы.
7. Организованность, дисциплина.
8. Развитие навыков групповой, парной и коллективной работы.
СЛАЙД 38
Анализ психологического аспекта урока
Отмечаем:
1. Умение педагога владеть аудиторией.
2. Педагогический такт преподавателя.
3.Способность преподавателя мобилизовать внимание обучающихся различными способами:
- через прямое требование;
- связывая изучаемый материал с жизнью обучающихся;
- с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
4. Умение преподавателя поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность обучающихся и их поощрение.
5. Создание на уроке условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка.
6. Использование на уроке ситуаций, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
Анализу следует учиться, т. к. он – один из мощнейших стимулов и инструментов развития исследовательского мышления.
Видя красоту, стройность своей педагогической деятельности, каждого занятия, целенаправленность и результативность своего труда, сокращая время и усилия при разрешении вскрытых проблем, педагог начинает испытывать потребность в самоанализе.
Самоанализ урока - это показатель профессионализма преподавателя, степень его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
Самоанализ может стать инструментом формирования и развития рефлексивной культуры педагога, его исследовательского мышления, совершенствования профессионализма.
СЛАЙД 39
Самоанализ позволяет:
Найти проблему, противоречие, ускорить их разрешение и осмысленно сформулировать цели и задачи своей педагогической деятельности;
Сформировать умение четко планировать свою работу, прогнозировать результаты деятельности;
Вычленять факторы и условия, определять пути и средства продуктивной деятельности;
СЛАЙД 40
Проводить ревизию используемых технологий, методов и выбирать целесообразные, оптимальные для достижения целей;
Определять взаимозависимость действий воспитанника и педагога;
Объективно оценить свой собственный труд;
Формировать системное видение занятий педагогом;
Раскрывать профессиональный творческий потенциал педагога и т. д.
Самоанализ - это оценка педагогом собственной педагогической деятельности.
Самоанализ - прекрасное средство психологической защиты педагога.
Самоанализ - это показатель профессионализма педагога.
Самоанализ -это реальное средство улучшить качество своей работы, умение видеть главное и второстепенное в своей работе.
Самоанализ, рефлексия - универсальные способы погружения преподавателя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.
Анализ и самоанализ урока являются психолого – педагогическим портретом культуры и уровня профессионализма преподавателя.
Я предлагаю вам схему самоанализа урока, которую можно принять за основу, доработать на заседании методической комиссии и принять на следующем заседании педагогического совета.
СЛАЙД 41
Примерная схема самоанализа урока
СЛАЙД 42
I. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты?
1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
СЛАЙД 43
2. Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия преподавателя и обучающихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
СЛАЙД 44
II. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
СЛАЙД 45
III. Удалось ли: решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления обучающихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
СЛАЙД 46
IV. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами)
V. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
СЛАЙД 47
VI. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
VII. Намечаемые меры по устранению недостатков.
Примерная схема анализа урока
1 Анализ содержания урока.
1. Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы.
2. Использование практических навыков обучающихся.
3. Дифференцированный подход к обучающимся:
а) работа с сильными студентами;
б) работа со слабыми студентами.
4. Создание на уроке ситуации успеха.
5. Связь с предыдущими уроками.
6. Эффективность использованных методов и приёмов обучения.
7. Реализация воспитательных задач урока.
8. Степень оригинальности и новизны технологии.
9. Мотивировка обучающихся.
2 Анализ урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала.
Интерес обучающихся к теме урока.
Уровень развития общеучебных и специальных навыков.
Активность обучающихся на уроке.
Опора на прошлый опыт обучающихся.
Благоприятный психологический климат.
Уровень обратной связи.
Учет и контроль воспринимаемого материала.
3 Анализ деятельности преподавателя на уроке.
Необходимо обратить внимание на:
1. Сотрудничество с обучающимися.
2. Гибкость преподавателя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий.
3. Дифференцированный подход к обучающимся:
а) работа с сильными обучающимися;
б) работа со слабыми обучающимися.
4. Мотивировка обучающихся.
5. Научность и доступность изложения новых знаний.
6. Восприятие учебного материала.
7. Связь обучения с жизнью.
8. Рациональное использование времени на уроке.
4 Анализ деятельности обучающихся на уроке.
1. Уровень активности на уроке.
2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала.
3. Организованность и активность на разных этапах урока.
4. Уровень оценки и самооценки.
5. Умение обучающихся переключаться с одного вида работ на другие.
6. Интенсивность и качество самостоятельной работы.
7. Организованность, дисциплина.
8. Развитие навыков групповой, парной и коллективной работы.
5 Анализ психологического аспекта урока.
1. Умение педагога владеть аудиторией.
2. Педагогический такт преподавателя.
3.Способность преподавателя мобилизовать внимание обучающихся различными способами:
- через прямое требование;
- связывая изучаемый материал с жизнью обучающихся;
- с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
4. Умение преподавателя поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность обучающихся и их поощрение.
5. Создание на уроке условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка.
6. Использование на уроке ситуаций, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
Примерная схема самоанализа урока
I. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты?
1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия преподавателя и обучающихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
II. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
III. Удалось ли: решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления обучающихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
IV. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами)
V. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
VI. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?