Просмотр содержимого документа
«"Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся"»
Л.Ф. Тронева
Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Происходящие в современном обществе изменения в мировоззрении людей актуализируют задачу усиления внимания к той категории детей, которая в силу обстоятельств выпала из сферы активной жизнедеятельности школьных коллективов и оказалась в состоянии социальной изоляции. Эти обучающиеся, отнесенные к категории девиантных подростков, требуют целенаправленной воспитательной работы с ними на основе принятия их личного достоинства. В связи с этим в современных условиях повышается роль профилактической и коррекционной деятельности школы и учителя, что предполагает необходимость формирования у подростков данной группы направленности на здоровый образ жизни. Сложность и актуальность решения рассматриваемой проблемы определяется совокупностью негативных факторов, влияющих на развитие и воспитание подростков: резкое снижение материального положения семей, несбалансированное питание, ослабление государственной системы физического воспитания и внешкольного дополнительного образования подрастающего поколения, распространение наркотиков, алкогольных напитков. Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации и выполнении Федеральной программы развития образования свидетельствуют о том, что здоровье молодого поколения ухудшилось. Резко возросло число подростков, употребляющих наркотики и составляющих группу риска по распространению ВИЧ-инфекции, несовершеннолетних правонарушителей с саморазрушающим поведением.
Уточним сущность понятия «девиантное поведение». Итак, Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе) [3, с. 31]. Понятие «девиантное поведение» тесно связанно с другим понятием - "отклоняющееся поведение". А. Ю. Гордин дает следующие определение понятия «отклоняющееся поведение» – отдельный поступок или система поступков личности, в которых устойчиво проявляется отклонения от официально установленных правил или сложившихся в данном обществе норм [1, с. 67]. Для отличия поведенческих девиаций от других похожих феноменов, а также для констатации их наличия и динамики у конкретного человека, необходимо выделение общих свойств и специфических особенностей. Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют два общих свойства девиантного поведения. Первое общее свойство – поведение является отклоняющимся от общепризнанных или официально установленных социальных норм. Второе общее свойство – обязательное общественное осуждение этого явления. Теперь необходимо выявить особенности девиантного поведения для нахождения эффективных форм работы по профилактике девиантного поведения подростков. Первой специфической особенностью отклоняющегося поведения является деструктивность – способность наносить реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Второй особенностью является то, что девиантное поведение является стойко повторяющимся (многократное или длительное). Для констатации отклоняющегося поведения нужно зафиксировать факт повторяющихся действий. Третей особенностью является то, что девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Его нельзя отождествлять с патологическими состояниями или психическими заболеваниями. Однако, данное поведение можно сочетать с первым. Четвертой особенностью является снижение качества жизни и социальная дезадаптация. Отклоняющееся от норм поведение может вызвать или усилить состояние социальной дезадаптации, которое иногда само становится причиной девиантного поведения. Пятой особенностью является выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. У различных людей в разном возрасте одни и те же виды отклоняющегося поведения проявляются по-разному [8, с. 205]. Шестой особенностью является то, что термин «девиантное поведение» имеет возрастные ограничения. Так, данный термин применим к детям в возрасте не ранее 7 – 9 лет. Только в пределах этой возрастной категории, а иногда и позже, ребенок способен понимать и контролировать свое поведение. Седьмой особенностью, по мнению О. В. Лишина и А. К. Лишиной, является согласованность девиантного поведения с общей направленностью личности. При этом девиантное поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, кризисной обстановки или следствием самообороны [4, с. 109]. Восьмой особенностью является то, что как человек переживает девиантное поведение – как чуждое для себя / нежелательное или как привлекательное / привычное. Во многом, судьбу девиации определяет сознательное отношение человека к девиантному поведению. Вместе с тем, на бессознательном уровне, отклоняющееся от норм поведение, определяется как наиболее значимое, из-за его направленности на компенсацию личностных проблем и самореализацию. Девятой особенностью, по мнению Е. В. Змановской и В. Ю. Рыбникова является то, что девиантное поведение функционально. Данное поведение существует постольку, поскольку реализует значимые потребности и приносит явную или латентную «выгоду» личности (группе) [3, с. 31].
Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют три подхода к классификации видов отклоняющегося поведения. Первый подход – социально-правовой. В социологии поведенческие девиации рассматриваются как социальное явление. А под отклоняющимся поведением подразумевает все, что может противоречить принятым на сегодняшний день правовым нормам и запрещаться под угрозой наказания. Второй подход – клинический. В современном обществе присутствует тенденция нездорового отношения к отклоняющемуся (девиантному) поведению. Люди, столкнувшись с наиболее выраженными формами отклоняющегося поведения, стремятся, прежде всего, получить медицинский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь. Возможно, это связано с тем, что в научной литературе, которая рассматривает вопросы девиантного поведения, также господствует клинический подход. Данный подход считается наиболее разработанным и привычным. Третий подход – психологический. Основывается на выделении социально-психологических различий отдельных видов девиантного поведения личности.
Итак, что же такое профилактика девиантного поведения? Профилактика девиантного поведения – это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний. Профилактика является важнейшим средством предупреждения развития каких-либо негативных процессов на их ранних стадиях. С её помощью можно снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло, с наименьшими функциональными затратами. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику [7, с. 161]. Первичная профилактика нацелена на ликвидацию негативных факторов, зарождающих определенное явление, и на возрастание устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика – это система действий, которые направлены на изменение уже сформировавшихся дезадаптивных форм поведения и благоприятное развитие личностных ресурсов. Третичная профилактика – это система действий, которые направлены на снижение риска возобновления девиаций и стимуляцию личностных ресурсов, способствуют приспособлению к условиям окружающей среды и развитию социально-эффективных стратегий поведения.
Общие цели профилактики:
- помощь в осознании форм собственного поведения;
- развитие личностных ресурсов и стратегий с целью приспособления к требованиям окружающей среды или изменения сложившихся дезадаптивных форм поведения на адаптивные формы.
На сегодняшний день имеются разнообразные формы профилактики отклоняющегося поведения подростков. Первая форма профилактики девиантного поведения подростков – это создание социокультурной среды. В основе этой формы лежат представления о детерминирующем воздействии культурной и социальной среды на появление девиаций у подростков. Вторая форма – информирование. Данная воспитательно-профилактическая деятельность с девиантными подростками проводится в форме бесед, лекций, распространения литературы или телефильмов и DVD. Третья форма профилактической работы – это организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Данное направление работы связано с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Имеется в виду, что подростки употребляют психоактивные вещества, которые улучшают настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Четвертая форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое преимущественно реализуется в различных групповых тренингах. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе этого тренинга происходит изменение установок на отклоняющееся поведение, формирование навыков распознавания рекламных стратегий, развитие способности говорить «нет», если происходит давление со стороны сверстников, предоставление информации о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих наркотики) и т.д. Тренинг аффективно-ценностного обучения. Основывается на представлении о том, что девиантное поведение тесно связано с эмоциональными нарушениями. С целью предупреждения этой проблемы подростков учат распознавать и выражать эмоции приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. Тренинг формирования жизненных навыков. Жизненные навыки являются самыми важными социальными умениями личности. Первоначально, это умение общаться и поддерживать дружеские связи, разумно разрешать возникающие конфликты в межличностных отношениях [2, с. 163]. Пятая форма профилактической работы – это организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим телом и окружающим миром. Особенно ценным считается умение личности достигать нормального нравственного, психического и физического состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это соблюдение условий повседневной жизни, позволяющие сохранить и восстановить естественное состояние организма, и которое предотвращает приобретение каких-либо заболеваний. Здоровый образ жизни включает в себя: здоровое питание, соблюдение режима сна, труда и отдыха, оптимальные физические нагрузки, соблюдение правил поведения, общение с природой, исключение излишеств. Здоровьесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, воспитания и обучения в образовательном учреждении при помощи разумной организации педагогического процесса и соответствия физической и учебной нагрузки возрастным особенностям подростков. Оздоровительные технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья подростков, обогащение потенциала здоровья с помощью организации здорового питания, закаливания, физической подготовки, профилактики заболеваний и девиаций в поведении. Технологии обучения здоровью, включающие в себя гигиеническое воспитание и обучение, формирование здорового образа жизни посредством включения соответствующих тем в определенные предметы, такие как основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Технологии воспитания культуры здоровья, которые позволяют воспитывать у подростков культуру здоровья, личностные качества, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья, побуждают вести здоровый образ жизнь, формируют ответственность за свое здоровье и окружающих людей. Шестая форма – это минимизация негативных последствий девиантного поведения. Это форма используется в тех случаях, когда уже сформировано девиантное поведение. Данная форма направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Седьмая форма профилактики девиантного поведения подростков – это активизация личностных ресурсов. Участие в группах общения и личностного роста, творческое самовыражение подростков, занятия подростков физической культурой - все это активирует личностные ресурсы, которые обеспечивают здоровье и активность личности, устойчивость к негативному внешнему воздействию. Профилактика отклоняющегося поведения основывается на представлении о факторах риска, которые определяют отклонения в поведении. Г. С. Тагирова выделяет следующие факторы риска:
- семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, низкий экономический статус семьи, асоциальное поведение родителей – систематическое употребление алкоголя и наркотиков);
- социальные (неспособность адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.) [8, с. 26].
В настоящее время профилактика девиантного поведения посредством установки на здоровый образ жизни считается наиболее эффективной в работе с подростками. Так, в педагогике физическая культура и спорт рассматривается как эффективная форма профилактики девиантного поведения у подростков, которая способствует воспитанию нравственно-этических, психических и физических качеств, связанных с формированием гармонично и всесторонне развитой личности. Исходя из того, что физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест в мотивационной структуре подростков, применение специально подобранных физических упражнений в процессе профилактики девиантного поведения является наиболее эффективной. Н. Г. Новичкова отмечает, что в процессе занятий физкультурно - спортивной деятельностью возможно не только воспитание новых качеств личности, но и перевоспитание уже имеющихся, с отрицательной направленностью [6, с. 128]. По мнению М. М. Миннегалиева, физическая культура является составной частью общей культуры личности, поэтому во многом определяет ее нравственный и социальный статус и служит решающим фактором предупреждения и преодоления девиаций в поведении подростков. Активное вовлечение подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению [5, с. 315]. Создание гуманной, личностно-ориентированной развивающей и воспитательной среды, которая предусматривает наличие учебно-тренировочной базы, спортивного инвентаря и оборудования, программ и учебных пособий по физическому воспитанию, способствует повышению эффективности использования физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков. Подобная среда предполагает гуманизацию личности посредством внедрения физкультурно-оздоровительной деятельности, создание щадящих условий при выполнении физических упражнений, с предъявлением посильных требований, соответствующих полу и возрасту, уровню нравственного, психического и физического развития подростков. Занятия физическими упражнениями способствуют воспитанию нравственных и морально-волевых качеств личности, и перевоспитанию отрицательных проявлений в поведении у подростков.
Подводя итог, можно выделить условия, при которых профилактика посредством установки на здоровый образ жизни будет эффективной в работе с девиантными подростками:
- создание социально-поддерживающего окружения, социокультурной и физкультурно-оздоровительной среды и активного вовлечение в нее подростков;
- использование здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, технологий обучения здоровью и воспитания культуры здоровья;
- увеличение программ, направленных на формирование здорового образа жизни и информирования о негативных последствиях девиантного поведения и вреде курения, алкоголя, наркотиков на здоровье подростков.
Литература:
Гордин А. Ю. Наказание и поощрение в воспитании детей / А.Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 1989.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Змановская Е. В., Рыбников, В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие / Е.В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – Спб.: Питер, 2012.
Лишин О. В., Лишина, А. К. Норма и патология личностного развития (Основы профилактики и коррекции): монография / О. В. Лившин, А. К. Лившина. - М.: АПКиППРО, 2009.
Миннегалиев М. М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи / М.М. Миннегалиев // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. науч.- практ. конф. - Уфа, 2010.
Новичкова Н. Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. канд. пед. наук / Н. Г. Новичкова. - Челябинск, 2009.
Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ. ред. Ю.А. Клейберга, Г.В. Юдаковой. - Ульяновск, 2004.
Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г.С. Тагирова // Педагогическое общество России. - 2003.
Сведения об авторе: Тронева Любовь Федоровна; МКОУ «Обильненская СОШ» Сарпинского района Республики Калмыкия учитель информатики, физической культуры и преподаватель-организатор ОБЖ; ([email protected], тел. 89886829965)