Дидактическая задача этап актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуализация знаний - как этап современного урока»
Тема выступления: «Актуализация знаний – как этап современного урока»
Дидактическая задача этап актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,
Содержание этапа: организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.
Условия достижения положительных результатов
чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.
Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно- проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.
После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Приемы актуализации знаний
1. Приём «Корзина идей, понятий, имен»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. 2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает. 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. 4. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзине” идей.
2.Приём «Согласен – Не согласен»
Данный прием дает возможность быстро включить учеников в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: -умение оценивать ситуацию или факты; -умение анализировать информацию; -умение отражать свое мнение.
Ученикам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен , не согласен .
3.Приём «Закодированное слово»
Используется для активизации полученных ранее знаний.
Формирует следующие универсальные учебные действия: - умение связывать разрозненные факты в единую картину; - умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
4.Приём «Развивающий канон»
Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Урал – Каспий = Сырдарья - ? (место впадения) Аральское море
5. Приём «Шаг за шагом»
Приём используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример:
На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё.
6.Прием «Блиц»
Учащимся раздаются карточки с терминами.
Им нужно за 1 минуту объяснить данные ключевые слова классу, не называя самого термина, описывая его признаки и т.д.
ПРИМЕР:
Морской житель, имеет тело, похожее на ракету.
У него десять щупалец, два из которых длиннее, чем другие.