kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зачёты в системе дифференцированного обучения математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа  нацелена на то,чтобы помочь учителюперейти от прежних традиционных принципов контроля, настроенных на систему оценивания,строящуюся по методу вычитания.

Альтернативой к выше сказанному является оценка методом "сложения", в основу которой кладётся минимальный уровень общеобразоввтельной подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зачёты в системе дифференцированного обучения математике. »

Доклад на тему: «Зачёты в системе дифференцированного обучения математике» Подготовила учитель математики МОУ Латненской сельской СОШ Филипцова С.Н. с.Латное 2008 год

Доклад на тему: «Зачёты в системе дифференцированного обучения математике»

Подготовила учитель математики МОУ Латненской сельской СОШ Филипцова С.Н.

с.Латное 2008 год

1.Основные требования к содержанию и организации контроля в условиях дифференцированного обучения

1.Основные требования к содержанию и организации контроля в условиях дифференцированного обучения

  • Основные причины, заставляющие отойти от прежних традиционных принципов контроля :
  • недостаточная информативность традиционного контроля и, главное, невозможность получить достоверные сведения о наличии у школьников опорной подготовки ;
  • Педагогически неверно ориентированная система оценивания: она строится по методу «вычитания».
  • Точкой отсчёта является оценка «5», и в зависимости от недочётов и ошибок, допущенных учеником, оценка снижается. Альтернативой рассмотренному является оценка методом «сложения». в основу которой кладётся минимальный уровень общеобразовательной подготовки. Подходы к контролю начали стихийно видоизменяться. Эти изменения шли не по пути принципиальной перестройки системы контроля, а по пути общего снижения требований.
  • Снижение возможности дифференциации учащихся по степени их подготовки.
  • Контроль стал недостаточно направлен на проверку важнейших итоговых результатов.
  • При составлении контрольных работ стала проявляться вкусовщина, в них часто стал включаться второстепенный материал, не отражающий опорных знаний и умений. Это заставляло разбрасывать силы, дезориентировало учебный процесс, ещё больше увеличивая нагрузку слабых учащихся и не способствуя повышению уровня подготовки сильных.
Всё сказанное позволяет констатировать, что традиционные подходы к контролю не отвечают идеям уровневой дифференциации. Они требуют пересмотра в следующих направлениях: -увеличение информативности о достижении учащимися уровня обязательной подготовки и усиление полноты проверки; -переориентация на контроль и оценку по методу «сложения»( отметка должна выставляться за достижение определённого уровня подготовки); -усиление дифференцирующей силы контроля; -ориентация на итоговые результаты обучения. . Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования и, одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к математике. В соответствии с этим контроль должен иметь двухступенчатую структуру. А именно в контроле необходимо выделять два принципиальных этапа- проверку достижения уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне.

Всё сказанное позволяет констатировать, что традиционные подходы к контролю не отвечают идеям уровневой дифференциации. Они требуют пересмотра в следующих направлениях:

-увеличение информативности о достижении учащимися уровня обязательной подготовки и усиление полноты проверки;

-переориентация на контроль и оценку по методу «сложения»( отметка должна выставляться за достижение определённого уровня подготовки);

-усиление дифференцирующей силы контроля;

-ориентация на итоговые результаты обучения.

. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования и, одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к математике. В соответствии с этим контроль должен иметь двухступенчатую структуру. А именно в контроле необходимо выделять два принципиальных этапа- проверку достижения уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне.

  • В зависимости от способов организации контроля указанные этапы могут быть разведены во времени, а могут и объединяться в одной контрольной работе. Так возможным вариантом организации итогового контроля ( экзаменов, годовой проверки и т.д.) является проведение предварительного тестирования на уровне обязательной подготовки и в случае положительного результата последующее выполнение работы, отвечающей повышенным уровням усвоения материала
  • .В то же время возможен вариант, при котором учащимся предлагается единая проверочная работа, состоящая из двух дополняющих друг друга частей: одна из них содержит задачи, соответствующие обязательным результатам обучения, другая- задачи повышенного уровня сложности.
  • Важным в выделенном положении является не организационная форма, а то, чтобы каждый ученик прошёл через проверку достижения обязательных результатов обучения и имел возможность проявить себя на повышенном уровне.
  • Именно такой подход обеспечивает замену оценивания методом «вычитания» оцениванием методом «сложения».
  • Следующее требование при разработке содержания контроля состоит в том, что в целом контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне.
  • И, наконец, ещё один принцип контроля мы связываем с отбором содержания задач повышенного уровня: на повышенном уровне не следует требовать от учащихся проявления полноты усвоения материала; здесь основной акцент делается на проверку глубины усвоения , понимание, гибкость знаний.
  • Целесообразно придерживаться ещё одного принципа: на повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность определённого выбора с учётом индивидуальных особенностей его подготовки.
2.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЧЁТОВ  2.1. Основные положения зачётной системы контроля

2.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЧЁТОВ 2.1. Основные положения зачётной системы контроля

  • Зачёт -это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
  • Оценка результатов сдачи зачёта осуществляется по двухбалльной шкале: «зачтено»- «не зачтено».
  • Зачёты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.
  • Каждый ученик сдаёт все предусмотренные планом зачёты.
  • Зачёт считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае( если хотя бы одна задача осталась не решена) оценка «зачтено» не выставляется. При этом зачёт подлежит пересдаче. Ученик пересдаёт не весь зачёт целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.
  • При проведении зачётов задачи обязательного уровня, составляющие собственно содержание зачёта, могут дополняться более сложными заданиями. За их решение ученику, сдавшему зачёт, дополнительно выставляется одна из двух- «4» или «5».Таким способом во время зачёта можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне. Это позволит объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.
  • Итоговое оценивание знаний школьника( за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачётов. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого-либо ученика 5, но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выставлена положительная оценка в четверти. В то же время если ученик сдал все зачеты, то он независимо от текущих отметок имеет право на положительную оценку в четверти.
Условия организации зачётов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Оно в большей степени, чем традиционный способ выведения отметок в четверти, ориентировано на конечный результат. Исчезает ситуация, когда тройка за одну тему закрывает двойку за другую. Отметка 3 в четверти совершенно определённо означает, что ученик проявил владение обязательными умениями. На практике изменяется и отношение к отметкам 4 и 5. Учителя более строго подходят к их выставлению, стремятся убедиться в том, что подготовка ученика действительно превосходит уровень обязательной подготовки, что учащийся умеет решать более сложные задачи, отвечать на трудные вопросы. Таким образом, при оценивании знаний учитываются позитивные достижения каждого школьника, а не недостатки в его подготовке.
  • Условия организации зачётов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Оно в большей степени, чем традиционный способ выведения отметок в четверти, ориентировано на конечный результат. Исчезает ситуация, когда тройка за одну тему закрывает двойку за другую. Отметка 3 в четверти совершенно определённо означает, что ученик проявил владение обязательными умениями. На практике изменяется и отношение к отметкам 4 и 5.
  • Учителя более строго подходят к их выставлению, стремятся убедиться в том, что подготовка ученика действительно превосходит уровень обязательной подготовки, что учащийся умеет решать более сложные задачи, отвечать на трудные вопросы.
  • Таким образом, при оценивании знаний учитываются позитивные достижения каждого школьника, а не недостатки в его подготовке.
2.2.Виды зачётов, их содержание.

2.2.Виды зачётов, их содержание.

Тематические зачёты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения её материала в целом. Текущие зачёты
  • Тематические зачёты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения её материала в целом.
  • Текущие зачёты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
Оба вида зачётов можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме . В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае
  • Оба вида зачётов можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме .
  • В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня.
  • Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчёркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачёте.
Открытый тематический зачёт.

Открытый тематический зачёт.

  • Он проводится как завершающая проверка по какой-то теме. В начале изучения темы учитель вывешивает в классе или раздаёт учащимся список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме, и сообщает, что после её изучения будет зачёт, на котором будет проверяться умение решать задачи подобного типа. Учитель указывает примерные сроки проведения зачёта.
  • На специально выделенном уроке проводится зачёт. Учащимся предлагается проверочная работа, охватывающая содержание изученной темы. Её удобно составлять из двух частей. Первая –это собственно задания зачёта. Она содержит задачи обязательного уровня, аналогичные тем, которые были приведены в списке обязательных результатов обучения. Вторая-это дополнительные, более сложные задачи по проверяемой теме, рассчитанные на хорошо подготовленных учеников.
  • Ученики работают в индивидуальном темпе. Те, кто выполнил обязательную, зачётную часть работы, могут приступить к дополнительным заданиям и, решив их, получить, кроме зачёта, одну из повышенных оценок. Другие имеют резерв для решения задач, включенных в зачёт, для исправления ошибок.
  • Время на пересдачу выделяется на последующих уроках. Например, ученику, не сдавшему зачёт, на каком-либо из следующих уроков во время проведения опроса, или проверки домашнего задания, или самостоятельной работы может быть предложено индивидуальное задание, аналогичное тому, с которым он не справился на зачёте. Или при устном опросе такой ученик получит задачу из зачёта в качестве дополнительного задания.
Закрытый тематический зачёт.

Закрытый тематический зачёт.

  • Он отличается от открытого только тем, что список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки, учащимся не сообщается. В то же время в ходе изучения материала учитель указывает на обязательные умения, обращает внимание учащихся на задачи обязательного уровня.
Текущие зачёты.

Текущие зачёты.

  • Текущие зачёты проводятся несколько раз в ходе изучения темы. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объёму материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется отводить целый урок. Это могут быть небольшие работы, рассчитанные на 10-20 минут и направленные на проверку одного-двух умений, формируемых в течение нескольких уроков.
Составление заданий.

Составление заданий.

  • Остановимся на отборе задач для тематических зачётов.
  • С этой целью приведём один вариант работы по теме «Неравенства».
  • Она состоит из двух частей : обязательной и дополнительной.
  • Обязательную часть составляют задачи обязательного уровня, за выполнение которых ученик получает отметку «зачтено»; дополнительную часть-более сложные задачи, за выполнение которых ученик может дополнительно получить отметку 4 или 5( в зависимости от объёма и качества выполнения этих задач).
Зачёт по теме «Неравенства».

Зачёт по теме «Неравенства».

  • Обязательная часть:
  • 1) Решите неравенство: а) -2х 0 ;в)4х-6 1-2( х+1).
  • 2) Решите систему неравенств:
  • а) 6х-4х
  • 2х 16 ;
  • б) х-3 3 х-5,
  • 12х+7 3.
  • 3) Найдите решение двойного неравенства:
  • -3
  • Дополнительная часть:
  • 4) Найдите наименьшее целое число, являющееся решением неравенства:
  • (2х-8)/3-(3х-5)/2 4
  • 5) При каких с уравнение х 2 +4х+с=0 не имеет корней?
  • В приведённой работе присутствуют все основные умения по проверяемой теме: решение линейных неравенств( причём предусмотрено случаи деления обеих частей неравенства как на положительное, так и на отрицательное числа, а также необходимость выполнения некоторых тождественных преобразований), решение систем линейных неравенств с одной переменной, решение систем, записанных в виде двойного неравенства. Поэтому если ученик справился со всеми задачами первой части работы, то можно с уверенностью сказать, что он овладел материалом на уровне обязательной подготовки.
Дополнительная часть.

Дополнительная часть.

  • Перейдём к характеристике дополнительной части. Основное её назначение- дать учителю возможность дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, а также стимулировать школьников, которым хорошо даётся математика, к совершенствованию своей подготовки, развитию формируемых умений. Отметим, что для этой цели нет необходимости обеспечивать полноту охвата материала темы на более высоком уровне. Для выставления ученику повышенной оценки достаточно убедиться в том, что он проявляет полное владение обязательными результатами обучения, т. е. имеет хорошую опорную подготовку, и при этом справляется с решением более сложных задач.
Рекомендации по проведению зачётов, их подготовке и пересдаче.

Рекомендации по проведению зачётов, их подготовке и пересдаче.

  • Зачёты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачётов.
  • 1. Тематический зачёт рекомендуется проводить на уроке (в старших классах могут быть выделены два урока ).
  • 2. Зачёт может проводиться в письменной, устной или смешанной форме.
  • 3. Практика показала, что при любой форме проведения зачётов наиболее эффективна такая организация, когда ученик уже в ходе зачёта или непосредственно после его сдачи узнаёт результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден будет пересдавать.
Примерная ведомость для учёта выполнения учащимися на зачёте обязательных задач. Фамилия Зачёт №(название темы) Зачёт №(название темы) Задание № 1 2 3 4 1. 2. + - + + Задание № 1 2 3

Примерная ведомость для учёта выполнения учащимися на зачёте обязательных задач.

Фамилия

Зачёт №(название темы)

Зачёт №(название темы)

Задание №

1 2 3 4

1.

2.

+ - + +

Задание №

1 2 3

  • Заслуживает внимания опыт учителей, применяющих в своей работе так называемые открытые листы учёта знаний, вывешиваемые в классе. В них можно отражать результаты сдачи зачётов. Практика показывает, что такая организация учёта итогов сдачи зачётов служит для учеников мобилизующим стимулом, позволяет следить за своим продвижением, чётко знать, что из изученного требует доработки.
  • 4. При пересдаче зачёта допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачётное задание.
  • 5. Опыт показал, что учеников надо специально готовить к зачёту. В процессе изучения темы должно отводиться специальное время на формирование и отработку умений решать задачи обязательного уровня. Поэтому при планировании уроков целесообразно предусмотреть такую работу, а в ходе её проведения на уроке акцентировать на неё внимание учащихся.
  • 6.Необходимой является работа с родителями. Им надо рассказать, в чём заключается особенность зачётной системы, разъяснить значение базовой математической подготовки для каждого выпускника школы. Родителям важно объяснить, что их поддержка стремления ребёнка к сдаче зачётов играет большую роль в его школьных успехах.
Некоторые выводы из эксперимента.

Некоторые выводы из эксперимента.

  • Опыт применения зачётов разного вида показал, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Наибольшее распространение в экспериментальных районах получили тематические зачёты, причём преобладающим оказался открытый тематический зачёт. Учителя отмечают, что открытый список задач обязательного уровня является хорошим средством активизации учебной деятельности учащихся, служит стимулом к работе, особенно для слабоуспевающих школьников. Легче подготовиться к зачёту и тем ученикам, которые из-за болезни пропустили ряд занятий.
  • Эксперимент позволил увидеть положительный эффект применения зачётной системы контроля обязательных результатов обучения. Поднялся интерес учащихся к учению, повысилась уверенность в собственных силах. Вместе с тем условия организации зачётов приводят к тому, что ученику уже не удаётся даром, без всяких усилий получить положительную оценку. Значительно чаще возникают случаи взаимопомощи .Изменилось отношение учителей к отметкам 4 и 5:учителя стали более строго выставлять эти отметки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Зачёты в системе дифференцированного обучения математике.

Автор: Филипцова Светлана Николаевна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "О проведении уроков «Анализ контрольной работы».( "
    ["seo_title"] => string(47) "o-proviedienii-urokov-analiz-kontrol-noi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "112189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408420716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства