kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг:ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА " Все мои шляпки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью. - Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов. - Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика 6 шляп»

Методика «Шесть шляп мышления».


Вот уже на протяжении нескольких лет мне нравится применять на моих уроках методику «Шесть шляп мышления».


«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу. По мнению Э.де Боно, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.


Методика «Шесть шляп универсальна – например, я часто использую ее на своих уроках, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.


Приведу пример того, как я использую эту методику. С первого года обучения я знакомлю своих учащихся с этой методикой, рассказываю им про цветные шляпы, и что они означают. Многим она очень нравится. Практически на каждом уроке я предлагаю своим учащимся мысленно надевать цветные шляпы.

Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Я предлагаю надеть белую шляпу — это значит, что я жду от них полной информации и факты.


Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места.


Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста.


Зеленая шляпа: творчество. Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации


Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, периодически предоставляет учащимся возможность высказаться: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении».


Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, я ее используют в начале урока для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и поставить новые цели.


Преимущества такой методики очевидны:


1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.


2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять на уроках.


3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, при изучении любой темы.




































Методика «Шляпы понимания Э. де Боно»


Очень привлекательна в смысле оформления занятий методика Шесть шляп понимания.Использование на занятиях с младшими школьниками разноцветных шляп помогает быстрее, в интересной и необычной форме, производить глубокий анализ прочитанного произведения. Шляп всего 6, отличаются они друг от друга цветом. Каждый цвет имеет своё значение и подразумевает ответ на определённый вопрос. Так, предлагая читателю примерить белую шляпу, он должен рассказать, «о чём это произведение?» или «что здесь произошло?» Таким образом, говоря иными словами, ребёнок пересказывает прочитанное произведение. Чёрная и красная шляпы надеваются детьми, когда необходимо проанализировать героев и их поступки. Красную примеряют, если следует рассказать о хорошем, добром поступке героя. Чёрную — наоборот. Зелёная шляпа, шляпа понимания, помогает подвести итог прочитанному, сделать вывод о понимании важных, главных моментов, идей произведения. Фиолетовая шляпа, шляпа мудрого героя, позволяет среди всех персонажей отобрать самого лучшего, доброго и отзывчивого, глядя на которого многое можно почерпнуть для себя.



Шесть думающих шляп


Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.


Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).


Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.


Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.


Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.


Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.



Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления


Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

































Истории шляп богата на события. С давних времен головной убор наделяли магическими свойствами и принимали за своего рода «двойника» головы. Шляпа является не просто элементом костюма, но и своеобразным культурным и художественным феноменом.

На протяжении многих эпох шляпа играла важную роль в определении статуса человека, его положения в обществе. Выбор головного убора, степень его экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости и неординарности человека, который ее носит, о его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же, наоборот, — к низшим, беднейшим сословиям. Наиболее ярко подобную зависимость можно проследить в Европе, особенно в Англии. Там шляпкам придают очень большое значение — дамы проводят часы в салонах модисток, а оригинальность шляпки, надетой для присутствия на скачках, заменяет владелице визитную карточку до сих пор.


Просмотр содержимого документа
«Методика шести шляп»

Методика «Шляпы понимания Э. де Боно»


Очень привлекательна в смысле оформления занятий методика Шесть шляп понимания. Использование на занятиях со школьниками разноцветных шляп помогает быстрее, в интересной и необычной форме, производить глубокий анализ прочитанного произведения. Шляп всего 6, отличаются они друг от друга цветом. Каждый цвет имеет своё значение и подразумевает ответ на определённый вопрос. Так, предлагая читателю примерить белую шляпу, он должен рассказать, «о чём это произведение?» или «что здесь произошло?» Таким образом, говоря иными словами, ребёнок пересказывает прочитанное произведение. Чёрная и красная шляпы надеваются детьми, когда необходимо проанализировать героев и их поступки. Красную примеряют, если следует рассказать о хорошем, добром поступке героя. Чёрную — наоборот. Зелёная шляпа, шляпа понимания, помогает подвести итог прочитанному, сделать вывод о понимании важных, главных моментов, идей произведения. Фиолетовая шляпа, шляпа мудрого героя, позволяет среди всех персонажей отобрать самого лучшего, доброго и отзывчивого, глядя на которого многое можно почерпнуть для себя.


Шесть думающих шляп


Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.


Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).


Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.


Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.


Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.


Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.


Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления


Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.



Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

Раздаточный материал


ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "ВЫГОРАНИЯ"


1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.


2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.


3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.


4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".


5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.


6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.


При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".


7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Просмотр содержимого презентации
«Тренинг с учителями»

Подготовила: педагог-психолог Гаджиева Л.Н.

Подготовила: педагог-психолог Гаджиева Л.Н.

Цель тренинга:

Цель тренинга:

  • - Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • - Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.
  • - Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Задание: Вам необходимо на листе бумаги перечислить все свои социальные роли (женщина, мужчина, мама, папа, сын, дочь, сестра… хозяйка… и т.д.) К каждой роли – нарисуйте подходящий головной убор.

Задание:

  • Вам необходимо на листе бумаги перечислить все свои социальные роли

(женщина, мужчина, мама, папа, сын, дочь, сестра… хозяйка… и т.д.)

  • К каждой роли – нарисуйте подходящий головной убор.

Все мои шляпки Какой из ваших головных уборов подходят к заданным ролям?  Я – женщина Я – девочка Я – супруга Я – мама Я – специалист Я – наставник Я – подруга Я – какой меня никто не знает Я – какой мне хотелось бы быть Я - …. …. …. ?
  • Все мои шляпки
  • Какой из ваших головных уборов подходят к заданным ролям?

  • Я – женщина
  • Я – девочка
  • Я – супруга
  • Я – мама
  • Я – специалист
  • Я – наставник
  • Я – подруга
  • Я – какой меня никто не знает
  • Я – какой мне хотелось бы быть
  • Я - …. …. …. ?
Выберите, пожалуйста, шляпку, которую Вы чаще всего носите Какая из шляп самая любимая? Есть ли шляпа, которую хотелось бы засунуть подальше в гардероб,  не одевать? Есть ли шляпка, которая маловата? Есть ли шляпа, которую Вам кто-то подарил, а она Вам не к лицу? Есть ли шляпа, которая вышла из моды?
  • Выберите, пожалуйста, шляпку, которую Вы чаще всего носите
  • Какая из шляп самая любимая?
  • Есть ли шляпа, которую хотелось бы засунуть подальше в гардероб,

не одевать?

  • Есть ли шляпка, которая маловата?
  • Есть ли шляпа, которую Вам кто-то подарил, а она Вам не к лицу?
  • Есть ли шляпа, которая вышла из моды?
Не любите вести списки дел на сегодня? Не смогли подружиться с органайзерами, блокнотами «Дойди к мечте за месяц», но все же хотите измениться: быть сильнее, успешнее, внимательнее к другим, положительно настроенным? Хватит откладывать саморазвитие в дальний ящик. Вам поможет простая, но эффективная методика пяти пальцев, которую предложил Лотар Зайверт — ведущий тренер по тайм-менеджменту в Европе (часто авторство этого метода приписывают также Бодо Шеферу, известному бизнес-тренеру). Суть метода заключается в том, что каждый вечер уделяйте внимание 5 вопросам, которые надо задать самому себе (не обязательно для этого вести блокнот или вообще что-то записывать, но для фиксации прогресса это также будет полезно). Смотря на свои пальцы, надо ответить себе на следующие вопросы:
  • Не любите вести списки дел на сегодня? Не смогли подружиться с органайзерами, блокнотами «Дойди к мечте за месяц», но все же хотите измениться: быть сильнее, успешнее, внимательнее к другим, положительно настроенным?
  • Хватит откладывать саморазвитие в дальний ящик. Вам поможет простая, но эффективная методика пяти пальцев, которую предложил Лотар Зайверт — ведущий тренер по тайм-менеджменту в Европе (часто авторство этого метода приписывают также Бодо Шеферу, известному бизнес-тренеру).
  • Суть метода заключается в том, что каждый вечер уделяйте внимание 5 вопросам, которые надо задать самому себе (не обязательно для этого вести блокнот или вообще что-то записывать, но для фиксации прогресса это также будет полезно).
  • Смотря на свои пальцы, надо ответить себе на следующие вопросы:
Мизинец

Мизинец

  • Новые знания, факты, полезная информация, полученная за день. Надо рассказать себе, какие новые знания вы получили сегодня, как выросла ваша компетентность в том или ином вопросе, что нового вы узнали о мире?
Безымянный

Безымянный

  • Родные и близкие люди. Надо честно ответить, что вы сегодня сделали для родных и близких, достаточно ли времени уделили родителям, любимым, брату/сестре, детям. И не надо искать никаких оправданий, если сегодня вы сделали что-то не так, или забыли уделить внимание важным для себя людям. Надо только понять свои ошибки, и на следующий день отвечать на этот вопрос с гордостью, а не с угрызениями совести.
Средний

Средний

  • Настроение, состояние души. Проанализируйте, каким было ваше настроение весь день. Если вы радовались даже мелочам и удачно разбирались с проблемами, то можно смело переходить к следующему пальцу. Если есть какие-то проблемы, которые повлияли на настроение, подберите несколько решений для них. Если же вы сегодня много жаловались, на все смотрели со скептицизмом, не нашли никакого повода порадоваться или зарядиться вдохновением, то надо поработать над своим внутренним состоянием. Особенно, если вы считаете, что ваше состояние — это чья-то вина, ведь хорошее настроение — только в ваших руках.
Указательный

Указательный

  • Услуга. Вспомните, кому вы сегодня помогли, ободрили, смогли найти решение или просто поднять настроение? Часто ли вы говорили «Спасибо» за услуги, даже самые маленькие, которые делали для вас сегодня другие люди? Это поможет не только привлечь к себе других людей, но и создать положительное отношение к окружающим от вас самих, лучше понимать других.
Большой

Большой

  • Физическое состояние. Что вы сегодня сделали для собственного здоровья и бодрости? Было ли в вашем рационе достаточно витаминов, много ли времени вы провели на свежем воздухе, подальше от компьютера, делали ли зарядку, занимались спортом? После того, как вы ответите на все эти вопросы, сожмите ладонь в кулак, и спросите себя, что вы сегодня сделали для того, чтобы подойти ближе к своим мечтам и целям?
Проводя такой опрос с самим собой каждый день, вы сможете контролировать свои проблемы, настроение, а также замечать свое отношение к другим, которые играют большую роль в формировании вашего собственного мировосприятия. Также вы сможете, каждый день делать что-то для своих целей, напоминать себе каждый вечер, что вы не приложили никаких усилий для осуществления своих желаний и целей, что будет выбивать вас из зоны комфорта и вдохновлять на действия.
  • Проводя такой опрос с самим собой каждый день, вы сможете контролировать свои проблемы, настроение, а также замечать свое отношение к другим, которые играют большую роль в формировании вашего собственного мировосприятия. Также вы сможете, каждый день делать что-то для своих целей, напоминать себе каждый вечер, что вы не приложили никаких усилий для осуществления своих желаний и целей, что будет выбивать вас из зоны комфорта и вдохновлять на действия.
Упражнение «Чему Я научился»   Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

  • Я научился…
  • Я узнал, что…
  • Я нашел подтверждение тому, что…
  • Я обнаружил, что…
  • Я был удивлен тем, что…
  • Мне нравится, что…
  • Я был разочарован тем, что…
  • Самым важным для меня было…
  • Мне сегодня...
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате. Обратная связь. Передача «ШЛЯПЫ» по кругу, подведение итога занятия, вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.
  • Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
  • Обратная связь. Передача «ШЛЯПЫ» по кругу, подведение итога занятия, вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг:ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА " Все мои шляпки"

Автор: Гаджиева Людмила Николаевна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства