kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура урока подачи нового материала при системно-деятельностном подходе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритет в обучении любому предмету отдается не традиционной передаче готовых знаний, а самостоятельному «открытию» нового, т.е. деятельностному методу обучения. Особенность деятельностного метода  заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятыми понятиями. В данной статье дана структура урока введения новых знаний при СДП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Структура урока подачи нового материала при системно-деятельностном подходе »

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Технология деятельностного метода обучения.  Структура уроков введения нового материала.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Технология деятельностного метода обучения. Структура уроков введения нового материала.

Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.  Г.С.Батищев

Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г.С.Батищев

В современном мире приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Следовательно, результат образования измеряется опытом решения таких задач, когда в первую очередь наряду с общей грамотностью ценятся такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Поэтому, приоритет в обучении любому предмету отдается не традиционной передаче готовых знаний, а самостоятельному «открытию» нового, т.е. деятельностному методу обучения. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

В современном мире приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Следовательно, результат образования измеряется опытом решения таких задач, когда в первую очередь наряду с общей грамотностью ценятся такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

Поэтому, приоритет в обучении любому предмету отдается не традиционной передаче готовых знаний, а самостоятельному «открытию» нового, т.е. деятельностному методу обучения.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным: Объяснительно-иллюстративный метод  Сообщение темы и целей урока Актуализация знаний Объяснение нового Закрепление Контроль Деятельностный метод  Постановка учебной задачи «Открытие» детьми нового знания Первичное закрепление (с комментированием) Самостоятельная работа с проверкой в классе Решение задач на повторение Решение тренировочных задач Контроль Особенность деятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятыми понятиями.

Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным:

Объяснительно-иллюстративный метод

  • Сообщение темы и целей урока
  • Актуализация знаний
  • Объяснение нового
  • Закрепление
  • Контроль

Деятельностный метод

  • Постановка учебной задачи
  • «Открытие» детьми нового знания
  • Первичное закрепление (с комментированием)
  • Самостоятельная работа с проверкой в классе
  • Решение задач на повторение
  • Решение тренировочных задач
  • Контроль

Особенность деятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятыми понятиями.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения новых знаний: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. (Орг.момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». Продолжительность: 1-2 минуты;  У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Приёмы работы:

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения новых знаний:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. (Орг.момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Продолжительность: 1-2 минуты;

У учащихся должна возникнуть положительная

эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация и пробное учебное действие  Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.  Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.  Продолжительность: 4-5 минут.  Методы: создание проблемной ситуации.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Продолжительность: 4-5 минут.

Методы: создание проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. (Постановка учебной задачи)  Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.  Продолжительность: 4-5 мин;  Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

3. Выявление места и причины затруднения. (Постановка учебной задачи)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Продолжительность: 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.  Продолжительность: 7-8 мин;  Формы работы: групповая или парная работа:  Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Продолжительность: 7-8 мин;

Формы работы: групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5.Реализация построенного проекта. (Первичное закрепление)   Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.  Продолжительность: 4-5 минут;  Способы: фронтальная работа, работа в парах;  Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

5.Реализация построенного проекта. (Первичное закрепление)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Продолжительность: 4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  Цель: решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах) на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.  Продолжительность: 4-5 минут.  Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах) на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Продолжительность: 4-5 минут.

Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.  Продолжительность: 4-5 минут;  Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); выполняется письменно;  Методы: самоконтроль, самооценка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Продолжительность: 4-5 минут;

Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.   Цель: выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.  Продолжительность: 7-8 минут.  Средства:

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Продолжительность: 7-8 минут.

Средства:

  • задания, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.  Продолжительность: 2-3 минуты;  Вопросы:

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжительность: 2-3 минуты;

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем ещё надо поработать?

"Есть три типа людей: первые умеют что-то делать, вторые – могут научить что-то делать, а третьи только и делают, что "учат жить" и первых, и вторых… Я приветствую тех, кто умеет - поделитесь, и тех, кто может - научите…"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Структура урока подачи нового материала при системно-деятельностном подходе

Автор: Захарова Елена Николаевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства