Структура подачи нового материала при системно-деятельностном подходе
Структура подачи нового материала при системно-деятельностном подходе
Особенность деятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятыми понятиями. В данной презентации представлена структура урока введения новых знаний при СДП.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Структура подачи нового материала при системно-деятельностном подходе »
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Технология деятельностного метода обучения. Структура уроков введения нового материала.
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.Г.С.Батищев
В современном мире приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Следовательно, результат образования измеряется опытом решения таких задач, когда в первую очередь наряду с общей грамотностью ценятся такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.
Поэтому, приоритет в обучении любому предмету отдается не традиционной передаче готовых знаний, а самостоятельному «открытию» нового, т.е. деятельностному методу обучения.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным:
Объяснительно-иллюстративный метод
Сообщение темы и целей урока
Актуализация знаний
Объяснение нового
Закрепление
Контроль
Деятельностный метод
Постановка учебной задачи
«Открытие» детьми нового знания
Первичное закрепление (с комментированием)
Самостоятельная работа с проверкой в классе
Решение задач на повторение
Решение тренировочных задач
Контроль
Особенность деятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятыми понятиями.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения новых знаний:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. (Орг.момент)
Цель:включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
Продолжительность:1-2 минуты;
У учащихся должна возникнуть положительная
эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация и пробное учебное действие
Цель:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Соответственно, данный этаппредполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Продолжительность:4-5 минут.
Методы:создание проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения. (Постановка учебной задачи)
Цель:обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Продолжительность:4-5 мин;
Методыпостановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель:решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Продолжительность:7-8 мин;
Формы работы:групповая или парная работа:
Методы:побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
Цель:проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Продолжительность:4-5 минут;
Способы:фронтальная работа, работа в парах;
Средства:комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах) на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Продолжительность:4-5 минут.
Средства:комментирование, выполнение продуктивных заданий.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Продолжительность:4-5 минут;
Средства:небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); выполняется письменно;
Методы:самоконтроль, самооценка.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель:выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Продолжительность:7-8 минут.
Средства:
задания, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Итог урока)
Цель:осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Продолжительность:2-3 минуты;
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
"Есть три типа людей: первые умеют что-то делать, вторые – могут научить что-то делать, а третьи только и делают, что "учат жить" и первых, и вторых… Я приветствую тех, кто умеет - поделитесь, и тех, кто может - научите…"