" Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации"
" Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации"
В данной презентации представлены общие направления создания специальных образовательных условий, формы обучения, а также сами специальные образовательные условия для детей с НОДА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Шахтёрская средняя школа села Грабово»
Специальные образовательные условия для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
в общеобразовательной школе
2021
В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата :
Заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.
Врожденная патология ОДА - врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей.
Приобретенные заболевания и повреждения ОДА - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).
Общие направления создания специальных образовательных условий
Формы обучения в общеобразовательной организации детей с двигательной патологией:
Интеграция в обычных классах при массовых общеобразовательных школах
Инклюзивная форма по адаптированной программе
Надомное обучение при массовой школе
Дистантная форма обучения
Специальные образовательные условия для детей с НОДА
Необходимо создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное развитие, социальную адаптацию и личностную реализацию.
В образовательной организации общего типа должны быть созданы специальные материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации, их пребывания, обучения и воспитания (пандусы, съезды на тротуарах, лифты, поручни, специальные санузлы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата Материально-техническое обеспечение
Общешкольное пространство
транспорт, оборудованный для перевозки инвалидов,
внутренний и внешний пандус,
поручни и ручки-скобки,
специально оборудованные туалеты,
лифт для зданий, имеющих более 1 этажа,
ступенькоходы,
съезды на тротуарах,
приспособление для дверей (автоматическое открывание),
установка входной дверной группы, позволяющей беспрепятственный доступ в здание детей-инвалидов,
специально оборудованные спортивный зал, медицинский кабинет, мастерские для развития профессиональных навыков, место для приема пищи
Учебное пространство класса
пространство для передвижения коляски,
место для отдыха,
наклонные парты для обучения детей стоя и др.
интерактивная доска,
мультимедийный проектор,
портативный ПК с оборудованием для его работы,
система организации беспроводной цепи,
многофункциональное устройство,
акустическая система,
специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ
Специальное оборудование:
средства передвижения : инвалидные коляски (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), многофункциональные кресла-коляски, подъемники для пересаживания, ходунки и ходилки, костыли, крабы, трости
средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания);
подбор мебели (парты, регулируемые в соответствии с ростом)
специальные технические средства для оптимизации процесса письма (увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, утяжеленные ручки, специальные магниты для прикрепления тетради к парте)
Дополнительные кабинеты:
кабинет педагога-психолога,
кабинет учителя-логопеда,
кабинет учителя-дефектолога,
сенсорная комната,
кабинет развития жизненных компетенций (СБО),
специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков,
кабинеты ЛФК со специальным оборудованием (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, степ-платформы, лечебные тренажеры и др.).
Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений
Ребенок с двигательной патологией должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе городской (районной) поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах
Соблюдение индивидуального ортопедического режима (правила посадки и передвижения ребенка, рефлекс-запрещающие позиции и позы для нормализации мышечного тонуса, физкультпаузы)
Использование компьютерных и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования с включением специального оборудования: специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), правильное расположение компьютера.
Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы.
Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.
В коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:
- преимущественно двигательных;
- преимущественно речевых;
- сочетание двигательных и речевых,
недостатков общего психического развития.
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа должна строиться дифференцированно.
В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:
логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);
индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.
Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом.
Используются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.
Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков).
Педагог выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. Состав групп должен быть подвижным.
Образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь.
Должна быть организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций.
Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников.
Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая педагогическая работа должна носить комплексный характер на основе системного подхода.
Одновременная стимуляция всех «линий» развития:
социальное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
двигательное развитие
Основные направления коррекционно-развивающей работы
I . Социальное развитие детей: развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.
II . Познавательное развитие : формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.
III . Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). У читываются этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Ф ормируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).
IV . Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений : развитие функци ональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации; стимуляция общей двигательной активности.
V. И спользова ние современныхобразовательныхтехнологий , в т.ч. широки х реабилитационны х возможност ей полифункционального оборудования «сенсорной комнаты» (светлой – мягкой игровой и темной).
Рекомендуемые условия обучения и воспитания:
Коррекционная направленность всего процесса обучения.
Возможная психолого-педагогическая социализация.
Посильная трудовая реабилитация.
Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка.
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.
Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
Организация работы в рамках ведущей деятельности.
Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребёнка.
Рекомендации для педагогов при работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность -педагог должен приближаться к ребенку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия, нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
Необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
Следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время, на занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
Ребёнку с нарушениями функций опорно– двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.