kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены общие направления создания специальных образовательных условий, формы обучения, а также сами специальные образовательные условия для детей с НОДА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Шахтёрская средняя школа села Грабово» Специальные образовательные условия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в общеобразовательной школе 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шахтёрская средняя школа села Грабово»

Специальные образовательные условия для детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата (НОДА)

в общеобразовательной школе

2021

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата :

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата :

  • Заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.
  • Врожденная патология ОДА - врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей.
  • Приобретенные заболевания и повреждения ОДА - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).
Общие направления создания специальных образовательных условий

Общие направления создания специальных образовательных условий

Формы обучения в общеобразовательной организации детей с двигательной патологией:

Формы обучения в общеобразовательной организации детей с двигательной патологией:

  • Интеграция в обычных классах при массовых общеобразовательных школах
  • Инклюзивная форма по адаптированной программе
  • Надомное обучение при массовой школе
  • Дистантная форма обучения
Специальные образовательные условия для детей с НОДА Необходимо создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное развитие, социальную адаптацию и личностную реализацию.

Специальные образовательные условия для детей с НОДА

Необходимо создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное развитие, социальную адаптацию и личностную реализацию.

  • В образовательной организации общего типа должны быть созданы специальные материально-технические условия , обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации, их пребывания, обучения и воспитания (пандусы, съезды на тротуарах, лифты, поручни, специальные санузлы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата  Материально-техническое обеспечение  Общешкольное пространство транспорт, оборудованный для перевозки инвалидов, внутренний и внешний пандус, поручни и ручки-скобки, специально оборудованные туалеты, лифт для зданий, имеющих более 1 этажа, ступенькоходы, съезды на тротуарах, приспособление для дверей (автоматическое открывание), установка входной дверной группы, позволяющей беспрепятственный доступ в здание детей-инвалидов, специально оборудованные спортивный зал, медицинский кабинет, мастерские для развития профессиональных навыков, место для приема пищи Учебное пространство класса

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата Материально-техническое обеспечение

Общешкольное пространство

  • транспорт, оборудованный для перевозки инвалидов,
  • внутренний и внешний пандус,
  • поручни и ручки-скобки,
  • специально оборудованные туалеты,
  • лифт для зданий, имеющих более 1 этажа,
  • ступенькоходы,
  • съезды на тротуарах,
  • приспособление для дверей (автоматическое открывание),
  • установка входной дверной группы, позволяющей беспрепятственный доступ в здание детей-инвалидов,
  • специально оборудованные спортивный зал, медицинский кабинет, мастерские для развития профессиональных навыков, место для приема пищи

Учебное пространство класса

  • пространство для передвижения коляски,
  • место для отдыха,
  • наклонные парты для обучения детей стоя и др.
  • интерактивная доска,
  • мультимедийный проектор,
  • портативный ПК с оборудованием для его работы,
  • система организации беспроводной цепи,
  • многофункциональное устройство,
  • акустическая система,
  • специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ
Специальное оборудование:

Специальное оборудование:

  • средства передвижения : инвалидные коляски (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), многофункциональные кресла-коляски, подъемники для пересаживания, ходунки и ходилки, костыли, крабы, трости
  • средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания);
  • подбор мебели (парты, регулируемые в соответствии с ростом)
  • специальные технические средства для оптимизации процесса письма (увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, утяжеленные ручки, специальные магниты для прикрепления тетради к парте)
Дополнительные кабинеты:

Дополнительные кабинеты:

  • кабинет педагога-психолога,
  • кабинет учителя-логопеда,
  • кабинет учителя-дефектолога,
  • сенсорная комната,
  • кабинет развития жизненных компетенций (СБО),
  • специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков,
  • кабинеты ЛФК со специальным оборудованием (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, степ-платформы, лечебные тренажеры и др.).
Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений Ребенок с двигательной патологией должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе городской (районной) поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах Соблюдение индивидуального ортопедического режима (правила посадки и передвижения ребенка, рефлекс-запрещающие позиции и позы для нормализации мышечного тонуса, физкультпаузы)
  • Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений
  • Ребенок с двигательной патологией должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе городской (районной) поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах
  • Соблюдение индивидуального ортопедического режима (правила посадки и передвижения ребенка, рефлекс-запрещающие позиции и позы для нормализации мышечного тонуса, физкультпаузы)
Использование компьютерных и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования с включением специального оборудования: специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), правильное расположение компьютера.
  • Использование компьютерных и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования с включением специального оборудования: специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), правильное расположение компьютера.
Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы.
  • Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы.

Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

В коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений: - преимущественно двигательных; - преимущественно речевых; - сочетание двигательных и речевых,  недостатков общего психического развития. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа должна строиться дифференцированно. В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

В коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

- преимущественно двигательных;

- преимущественно речевых;

- сочетание двигательных и речевых,

  • недостатков общего психического развития.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа должна строиться дифференцированно.

В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

  • логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);
  • индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.
Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Используются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.  Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков).
  • Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом.

Используются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.

  • Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков).

Педагог выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. Состав групп должен быть подвижным.

Образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь. Должна быть организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций.  Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь.
  • Должна быть организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций.
  • Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательной организации.
  • Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников.
  • Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая педагогическая работа должна носить комплексный характер на основе системного подхода. Одновременная стимуляция всех «линий» развития:

Коррекционно-развивающая педагогическая работа должна носить комплексный характер на основе системного подхода.

Одновременная стимуляция всех «линий» развития:

  • социальное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • двигательное развитие
О сновные направления коррекционно-развивающей работы I . Социальное развитие детей: развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.

О сновные направления коррекционно-развивающей работы

I . Социальное развитие детей: развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.

II . Познавательное развитие : формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.

II . Познавательное развитие : формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.

III . Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). У читываются этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Ф ормируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).

III . Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). У читываются этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Ф ормируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).

IV . Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений : развитие функци ональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации; стимуляция общей двигательной активности.

IV . Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений : развитие функци ональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации; стимуляция общей двигательной активности.

V. И спользова ние  современны х образовательны х технологи й , в т.ч. широки х реабилитационны х возможност ей полифункционального оборудования «сенсорной комнаты» (светлой – мягкой игровой и темной).

V. И спользова ние современны х образовательны х технологи й , в т.ч. широки х реабилитационны х возможност ей полифункционального оборудования «сенсорной комнаты» (светлой – мягкой игровой и темной).

Рекомендуемые условия обучения и воспитания:

Рекомендуемые условия обучения и воспитания:

  • Коррекционная направленность всего процесса обучения.
  • Возможная психолого-педагогическая социализация.
  • Посильная трудовая реабилитация.
  • Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка.
  • Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.
  • Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
  • Организация работы в рамках ведущей деятельности.
  • Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
  • Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребёнка.
Рекомендации для педагогов при работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для педагогов при работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность -педагог должен приближаться к ребенку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия, нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
  • Необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
  • Следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время, на занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
  • Ребёнку с нарушениями функций опорно– двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Поливода Екатерина Алексеевна

Дата: 21.10.2021

Номер свидетельства: 589156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства