Современные требования к уроку.
Практический семинар
Унгер Е.В.
Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 35
г. Артем
07.04.2014
Современный урок
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем
у детей завтра.
Американский философ
Джон Дьюи
Цели семинара:
- выявить критерии современного урока и наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образовательного процесса;
- актуализировать знания об основных особенностях современного урока, о требованиях, предъявляемых к современному уроку;
- сравнить деятельность учителя и обучающихся на уроке традиционном и современном; самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
- сравнить деятельность учителя и обучающихся на уроке традиционном и современном; самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
- сравнить деятельность учителя и обучающихся на уроке традиционном и современном;
- самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
Урок занимает 98% учебного времени… Школьник посещает почти 10 тысяч уроков… Учитель в среднем дает более 25 тыс. уроков… * * * Урок служит своего рода полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего.
Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Задачи школьного образования:
- научить учащихся учиться,
- научить определять проблемы и решать стандартные жизненные ситуации,
- научить ориентироваться в мире ценностей,
- подготовить к профессиональной деятельности.
Стандарты второго поколения
обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результат образования и обозначили выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника (не только в собственно познавательной или учебной).
Как влияет смена социального заказа на позицию учителя в школе?
- Предметное содержание перестает быть целью и становится средством развития и самосовершенствования ученика.
- Учитель управляет процессом постоянного самоизменения развивающегося ученика.
- Современное обучение базируется на обязательности коммуникативно-стимулирующего взаимодействия учителя и ученика.
Учитель организует педагогическое сотрудничество, отвечает за осведомленность учащихся о том, что они должны знать, понимать, научиться делать.
Как влияет смена социального заказа на позицию учителя в школе?
Если раньше одной из важнейших задач учителя было СООБЩАТЬ НОВЫЙ , НЕИЗВЕСТНЫЙ, ПОРОЙ ОТСУТСТВУЮЩИЙ В УЧЕБНИКАХ МАТЕРИАЛ, то теперь главной задачей становится не сообщить материал, а учить,
- где его взять, как к нему относиться, как с ним работать, какой материал хорош, какой требует размышлений
- где его взять, как к нему относиться, как с ним работать, какой материал хорош, какой требует размышлений
- где его взять,
- как к нему относиться,
- как с ним работать,
- какой материал хорош,
- какой требует размышлений
и критического осмысления,
- как кратчайшим путем решить познавательную задачу.
- как кратчайшим путем решить познавательную задачу.
- как кратчайшим путем решить познавательную задачу.
- как кратчайшим путем решить познавательную задачу.
- как кратчайшим путем решить познавательную задачу.
Методологическая основа ФГОС НОО и ООО
системно – деятельностный
подход
компетентностный
подход
Системно – деятельностный подход
Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течение 9 или 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать
(или отнимать).
Системно – деятельностный подход
Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться
радость от них и создаваться мотивация
к дальнейшей деятельности.
Деятельностный подход
технология деятельностного метода обучения –
это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности .
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
- вовлечение учащихся в игровую, оценочно- дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность, обеспечивающих свободный
поиск эффективного,
отвечающего индивидуальности
ребёнка, подхода
к решению задачи.
Компетентностный подход
Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом .
Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем - то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность , периодически приобретая исследовательский или практико- преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения .
Основа образовательных стандартов - формирование базовых компетентностей современного человека
- Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
- Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
- Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
- Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать с информацией.
- Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
- Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
- Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
- Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения, нести ответственность.
- Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения, нести ответственность.
- Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения, нести ответственность.
- Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения, нести ответственность.
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Современный урок. Какой он?
Правильно организованный урок. Он предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по достижению образовательных целей, и результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования.
С.И.Гессен
Исходная идея современного урока:
единство обучения, воспитания и развития.
Триединая цель урока
Развивающий
аспект
Познавательный
аспект
Воспитывающий
аспект
Модернизация образования
Согласно идеям модернизации образования, урок в начальной и основной школе должен иметь проектную направленность , предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников.
Что значит – современный?
Современный -
отвечающий на вызовы времени
Современный - это и совершенно новый,
и не теряющий связи с прошлым. Одним словом, актуальный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности
и дающий основу для будущего.
Современный урок
Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени.
Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Современный урок-
это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика , ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Применение
новейших
информационных
технологий
Разнообразие
типов урока
Формирование
потребности
учащихся в познании
и умений учиться
(ОУУ)
Тенденции развития современного урока
Тщательное
проектирование
урока в процессе
его подготовки
Свобода в
выборе структуры
урока
Технологичность
обучения
Применение идей
личностно-ориентированного
и личностно-развивающего
обучения
современный урок
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД),
в том числе ключевых компетенций.
Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Современный урок
Личностно- ориентированная модель
обучения
Цели: личностное развитие ребенка, участие в целеполагании
Содержание: ЗУН, ценности, компетенции.
Учитель: создает ситуации развивающего типа.
Ученики: «проживают» данные ситуации.
Формы, методы: широкий спектр методов
активного обучения.
Результат: гармонично развитые ученики.
Задачи личностного развития
Способствовать …
Содействовать …
Создавать условия …
Создавать ситуации …
- организовать ситуацию для самоопределения учащихся на прогнозируемый результат познавательной деятельности;
- создать ситуацию выбора учениками собственных маршрутов достижения поставленной цели;
- создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся; создать ситуации для развития самостоятельности мышления учеников;
- создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся; создать ситуации для развития самостоятельности мышления учеников;
- создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся;
- создать ситуации для развития самостоятельности мышления учеников;
- организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
- организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
- организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
- организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
- организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
Наиболее общие подходы к организации современного урока:
- усиление его социальной и практико-ориентированной направленности;
- направленность на развитие мышления, практических навыков;
- расширение различного рода элективных курсов, коллективных форм работы;
дифференциация и индивидуализация образовательного
процесса.
Задачи современного урока
Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность
Деятельность,
мышление,
рефлексию.
Общие требования к современному уроку
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке;
- формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать
их общие и специальные особенности;
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Критерии эффективности современного урока
- Обучение через открытие.
- Самоопределение к выполнению той или
иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся
различными точками зрения по изучаемым
вопросам, сопоставлением их, поиском
за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности.
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Современный урок отличается прежде всего организацией учебной образовательной деятельности
5
Учебная деятельность
- это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой –
с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Структура учебной деятельности
- мотивация
- учебные задачи в определенных ситуациях
в различной форме заданий
- учебные действия и операции
- контроль, переходящий в самоконтроль
- оценка, переходящая в самооценку
- оценка, переходящая в самооценку
- оценка, переходящая в самооценку
Какой урок можно считать современным?
Обучающий
умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира
Воспитывающий
высшие ценности, смыслы, высокие мотивы.
Развивающий
деятельность, мышление, рефлексию.
Что отличает современный урок от традиционного?
- Место в образовательном процессе
- Структура
- Содержание
- Организационные формы
- Методика
- Средства
- Средства
- Средства
обучения
УРОК
СОВРЕМЕННЫЙ
Методы и
Отбор
приемы
содержания
обучения
Наглядные и
технические
средства
Признаки современного урока
- Ученик – равноправный субъект учебной деятельности.
- Функция учителя на уроке меняется с управляющей
на организующую
- Структура урока подчинена задаче обеспечения разнообразия действий учащихся: предметных и универсальных.
- Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся. Предоставляемая учащимся свобода выбора учебных действий и источников информации.
- Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся. Предоставляемая учащимся свобода выбора учебных действий и источников информации.
- Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся.
- Предоставляемая учащимся свобода выбора учебных действий и источников информации.
- Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не на оценку личности ученика).
- Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не на оценку личности ученика).
- Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не на оценку личности ученика).
- Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не на оценку личности ученика).
- Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не на оценку личности ученика).
Признаки современного урока
- ценностно-целевая направленность урока;
- разнообразие методов и приёмов обучения;
- ориентация на усвоение универсальных способов действий ( ключевых компетенций, общеучебных умений );
- использование ИКТ с различными функциями;
- индивидуально-личностная направленность обучения
- индивидуально-личностная направленность обучения
- индивидуально-личностная направленность обучения
В современной педагогике выделяют 5 основных признаков современного урока, урока начала 21-го века.; ценностно-целевая направленность (ориентация на формирование определённых ценностей у учащихся); использование разнообразных методов и приёмов обучения, постоянное их обновление; ориентация не на формирование предметных знаний, умений, навыков, а таких умений, компетенций и способов действий, которые выходят за узкие специальные рамки, востребованы в разных сферах знаний и жизни;
Использование ИКТ с разными функциями (вспомогательно-методической, креативной и т.д.); индивидуально-личностная направленность обучения ( каждый учащийся стремится и достигает собственного результата в соответствии с интересами, потребностями, возможностями).
Современный урок - это «компетентностный» урок
«Компетентностный» урок выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятельность, в процессе этой деятельности
формируются
ключевые
компетенции
Модели урока
Инновационная
Традиционная
Развивающий
Деятельностный
Компетентностный
компоненты
Ключевые и базовые компетентности
Проектная направленность
Разнообразные формы
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
Триединая цель урока
План- конспект
Преобладающая фронтальная форма обучения
Методы и приемы обучения
Типы уроков
школа
"памяти"
"развития"
обучение
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.
Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и пр.
Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.
Школа "памяти" строится на традиционных основах:
- классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания,
- фронтальной форме организации учебного пространства,
- контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.
школа
"памяти"
"развития"
ориентация в обучении
Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве
Целевой установкой этой школы является
- формирование у учащихся знаний, умений, навыков.
Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим.
результат работы
В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».
Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
45
Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса.
Характеристики образовательных процессов.
Современный «Деятельностный»
Традиционный «Знаниевый»
№ Особенности
Формирование знаний, умений и навыков
Развитие личности
1.
Цель
Интегральная характеристика
2.
«Школа развития»
«Школа памяти»
Преобладающий тип и характер взаимоотношений
Субъект - объектный
3.
Субъект - субъектный
«Не навреди»
4.
«Делай как я»
Девиз педагога
5.
Характер и стиль взаимодействия
Авторитарность,
Демократичность,
диалогичность, открытость, рефлексивность
монологичность, закрытость
Групповые,
Фронтальные,
коллективные
индивидуальные
6.
Формы организации
46
Характеристики образовательных процессов.
Традиционный «Знаниевый»
Современный «Деятельностный»
№ Особенности
Проблемные:
7.
- проблемного изложения
- частично-поисковый, эвристический
- исследовательский
Иллюстративно-объяснительные,
информационные
Методы обучения
«Выращивания»
«Продавливания»
8.
Ведущий принцип
9.
Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:
Продуктивный, творческий, проблемный
Репродуктивный, воспроизводящий
10.
Знания – репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность - рефлексия - знания
«Формула обучения»
47
Характеристики образовательных процессов.
Современный «Способностный»
Традиционный «Знаниевый»
№ Особенности
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
11.
Способы усвоения
12.
Носитель информации, хранитель норм и традиций,
Функции учителя
Организатор сотрудничества, Консультант,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
13.
Позиция ученика
Активность,
Пассивность,
наличие мотива к самосовершенствованию ,
отсутствие интереса,
отсутствие мотива к личностному росту
наличие интереса к деятельности
48
Современный урок: отличие компетентностного
подхода от традиционного, ЗУНовского
ЗУНовский
Компетентностный подход:
подход:
в результате обучения –
в результате
обучения –
знания,
умения,
навыки
по предмету
1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения
2. Над- и метапредметные знания, умения, навыки , обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь.
3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения
Компетентностный подход
Традиционный урок
Компетентностный урок
главная идея
знания приводят к личному успеху
к личностному развитию приводит опыт самостоятельного решения проблем
решение проблем
рассматривается как способ закрепления знаний
рассматривается как способ формирования учебной деятельности
признак высокого уровня образованности
способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала
выше, чем шире сфера деятельности и степень неопределённости ситуаций, в которых ребёнок действует самостоятельно
Практикум 1- 2 группа: сравнительная характеристика деятельности учителя и учащихся на традиционном и современном уроке 3-4 группа: требования к уроку 5-6 группа: 7 группа: критерии эффективности современного урока
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Урок современного типа
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Практическая деятельность учащихся
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Оценивание учащихся
Итог урока
Домашнее задание
Требования к уроку
Требования к структуре:
* правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков;
Требования к подготовке и организации урока:
обеспечить на уроке охрану здоровья школьников;
Требования к уроку
Требования к содержанию урока :
* урок должен быть воспитывающим;
Требования к технике проведения:
урок должен быть эмоциональным,
Критерии эффективности современного урока
- заинтересованность учителя и учеников;
- доступность объяснения;
Требования к уроку
Объявление темы урока
Традиционный урок
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Урок современного типа
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Осуществление контроля
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Осуществление коррекции
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Оценивание учащихся
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Требования к уроку
Требования к структуре:
* правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков;
Требования к подготовке и организации урока:
* определить тип урока, продумать и обосновать его структуру;
* обеспечить на уроке охрану здоровья школьников;
* связать этот урок с предыдущими и последующими уроками;
* начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
* отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
* своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;
* обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний
* обеспечить разнообразие типов уроков
* продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
* создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
* найти оптимальное место домашнему заданию
Требования к уроку
Требования к содержанию урока :
Требования к технике проведения:
* урок должен быть воспитывающим;
* обязательно выполнять требования, вытекающие из основных дидактических принципов: систематичность, прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;
* урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
* процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умозаключениями учащихся и учителя, доказательным.;
* темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
* в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе
* необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт;
* создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
* менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
* обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
* управлять учебным процессом на уроке.
Критерии эффективности современного урока
- конкретность его цели и задач;
- заинтересованность учителя и учеников;
- доступность объяснения;
- активная работа учащихся;
- результативность;
- качество материала;
- самостоятельность учащихся,
- творчество учащихся;
- формирование умения и навыков;
- ТСО;
- разнообразие методов;
- эмоциональная атмосфера;
- эмоциональная подача материала;
- насыщенность урока
- индивидуальная работа;
- обратная связь;
- выбор типа урока;
- прогнозирование результата урока;
- педагогическая находка учителя;
- умение дать - умение взять;
- учебные возможности ученика;
- мастерство учителя;
- личность учителя;
- взаимодействие, сотрудничество учителя и ученика;
- умение общаться;
- стиль общения;
Учащийся на современном уроке:
Цель - г отовность к саморазвитию
Умение самостоятельно делать выбор , адекватный своим способностям
Умение ставить перед собой цель , принимать решение
Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации
Умение проконтролировать себя , свои собственные действия
Умение адекватно оценить свои действия , выявить и скорректировать возникшие затруднения
Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
Учитель на современном уроке:
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей»
МакКинзи
Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых
Ключевой фигурой исполнения Стандарта, с точки зрения достижения планируемых результатов реализации ООП НОО, является Учитель .
Цели учебного занятия
Цели деятельности учащихся
Цели деятельности учителя
Цели, ориентированные
на развитие и воспитание
личности
ребенка
Предметные цели
Современный урок
Успешность современного урока зависит:
от личности учителя, его профессионализма,
современности используемых им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Анализ учителем
Создание условий
каждого учебного занятия (самоанализ)
для саморазвития
школьников
Выбор оптимальных
методов обучения
Использование
современных
средств обучения
Целеполагание и мотивация учения
Системно-деятельностный подход в обучении
Профессионализм учителя и его методическая подготовка
современный урок
Ситуация современного урока –
это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами
по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
современный урок -
- доступная форма подачи учебного
- материала, создание ситуации успешности,
- доброжелательная атмосфера на уроке
- различные методы и формы работы,
- педагогика сотрудничества
должны присутствовать на современном уроке.
Все это, благодаря учителю, помогает учащимся лучше усваивать трудный
и «сухой» материал учебника.
Педагог создает особые условия ,
обеспечивающие деятельность Учителя и Ученика
в новой образовательной парадигме.
ЗДЕСЬ...
Здесь нет...
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
- скуки, принуждения и лени,
- пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
- Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
- « неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Новая типология уроков
Главная методическая цель урока
при системно-деятельностном и компетентностном обучении –
создание условий учителем для проявления познавательной активности учеников
- Уроки «открытия» нового знания;
- Уроки рефлексии;
- Уроки общеметодологической направленности;
- Уроки контроля.
Типы уроков
Урок «открытия» нового знания
Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Урок рефлексии
Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Урок общеметодологической направленности
Цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации предметного содержания.
Урок развивающего контроля
Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Уроки общеметодологической направленности призваны:
- формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
- формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на
самоизменение и саморазвитие.
Индивидуально-обособленная форма
Фронтальная форма познавательной деятельности
Формы организации познавательной деятельности – целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся
Коллективная форма
познавательной
деятельности
Групповая форма организации познавательной деятельности
Конспект современного урока
Триединая задача урока
Тип урока, методы, формы и средства обучения, УМК
Этапы урока
Деятельность
учеников
согласно
Деятельность
учителя
типу урока
согласно
поставленным
согласно
задачам
поставленным
задачам
Формирование УУД
Подведение итогов урока согласно поставленным задачам
Рефлексия урока
Плюсы современного урока
- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
- Практическая направленность учебного процесса.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными .
- Плюсы современного урока - Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений. - Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию). - Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. - Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
Как изменяется урок:
- урок становится личностно- развивающим;
- урок становится компетентностно- ориентированным;
- урок становится метапредметным;
- наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки - занятия), стирается грань между обучением и воспитанием
Благоприятные условия для урока
- Занимательная ситуация.
- Дозированное домашнее задание.
- Познавательная игра.
- Использование элементов соревнования.
- Концентрация внимания на промежуточных
успехах учащегося.
- Оценка достижения учащегося
- Оценка достижения учащегося
- Оценка достижения учащегося
на родительских собраниях.
- Громкая демонстрация итогов
- Громкая демонстрация итогов
- Громкая демонстрация итогов
деятельности ученика .
- Проблемно-поисковая ситуация. Опора на анализ жизненных ситуаций.
- Проблемно-поисковая ситуация. Опора на анализ жизненных ситуаций.
- Проблемно-поисковая ситуация.
- Опора на анализ жизненных ситуаций.
Затрудняет проведение урока
- безразличное отношение ко всему происходящему
на уроке;
- рыхлая композиция урока;
- неумение учащихся работать предложенными
методами обучения;
- однообразие методов обучения;
- бесстрастный рассказ учителя;
- отход от темы урока, увлечение
- отход от темы урока, увлечение
- отход от темы урока, увлечение
посторонними, не связанными
с темой и задачами урока, вопросами.
Современный урок -
- это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся;
- должен развивать познавательную активность школьников, мышление, творческие способности;
- это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам;
- урок должен содержать разные виды деятельности; .деятельность на уроке должна стимулировать развитие познавательной активности ученика, ученику на уроке должно быть комфортно.
- урок должен содержать разные виды деятельности; .деятельность на уроке должна стимулировать развитие познавательной активности ученика, ученику на уроке должно быть комфортно.
- урок должен содержать разные виды деятельности;
- .деятельность на уроке должна стимулировать развитие познавательной активности ученика,
- ученику на уроке должно быть комфортно.
- Три постулата новой технологии урока 1 . Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. 2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. 3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью.
УРОК СЕГОДНЯ (выводы)
1.Это организованная учителем активная
познавательная деятельность учащихся.
2.Это учебное сотрудничество.
3.Это активные и интерактивные формы работы.
4.Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и
путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).
5.Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).
6.Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).
Единая матрица
УЧЕНИК
Разные
ученики, каждый – со своим стилем
учебно-познава-тельной
деятельности
УЧИТЕЛЬ
Разные
формы учебной работы,
требующие
от ученика использования
разных
учебно-познавательных «инструментов»
Типичные недостатки современного урока
- Отсутствует мобилизующее начало урока, необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).
- Низкий научно-теоретический уровень преподавания, недостаточное владение методологией преподаваемого предмета, методами
научного познания.
Недостатки современного урока
- Недостаточно четко формулируются и реализуются задачи урока (Знания, Умения, Воспитание, Развитие, Применение знаний и умений в жизни).
- Преобладание комбинированных уроков (нет блочно-модульной системы в старших классах).
- Преобладают репродуктивные методы (мало проблемных, частично-поисковых, проектной и исследовательской деятельности)
- Преобладают репродуктивные методы (мало проблемных, частично-поисковых, проектной и исследовательской деятельности)
- Преобладают репродуктивные методы (мало проблемных, частично-поисковых, проектной и исследовательской деятельности)
Философия конструктивизма Новые подходы к организации урока
- Знания нельзя давать в готовом виде. Можно лишь создавать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний.
- Мотивация обучения через включение обучающихся в поиск, исследование и решение значимых проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной ситуацией из жизни школы, района, города.
Философия конструктивизма
- Стимулирование умственной деятельности обучающихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок. Организация общения и обмена мнениями обучающихся.
- Создание условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальные достоинства каждого обучающегося, ценность его точки зрения, уникального видения.
- Учитель не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской и познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу (учит классифицировать обосновывать, прогнозировать).
- Учебный предмет - не самоцель, а средство развития личности. «Учимся не для школы, а для жизни».
- Учебный предмет - не самоцель, а средство развития личности. «Учимся не для школы, а для жизни».
Ценность урока
- Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися.
- Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.
На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.
Гигиенические требования к уроку
- температурный режим;
- освещенность;
- критические точки усвоения материала .
КРИЗИСЫ ВНИМАНИЯ :
Время
Усвоение материала
1 - 4
5-23
60%
мин
24-34 мин
80%
мин
45-60%
35-45 мин
6%
Современный урок
45 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.
Характеристика современного урока
Личностно ориентированный,
индивидуальный
характер
Создание условий для формирования компетенций ребенка
Урок
Главное –
самостоятельная работа
учащихся, а не учителя
Использование
образовательных
технологий
Четыре компонента содержания:
Практический,
- Знания
- Умения, Навыки
- Творческая деятельность
- Эмоционально-ценностный опыт
деятельностный
характер
Современный урок -
это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главная цель урока – развитие личности,
- на уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению,
- на уроке реализуются идеи гуманизации образования,
- на уроке реализуются идеи гуманизации образования,
- на уроке реализуются идеи гуманизации образования,
- на уроке реализуется деятельностный подход
- на уроке реализуется деятельностный подход
- на уроке реализуется деятельностный подход
- на уроке реализуется деятельностный подход
к обучению.
Повысить эффективность урока можно за счет:
- оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
- эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
- использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации
- организации эффективного контроля усвоения информации (обратной связи).
Золотые правила учителя
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Не бойся признаться в своем незнании какого-либо вопроса. Будь вместе с учениками в поиске.
Будь для детей добрым другом. Каждый раз, когда тебе захочется командовать или рассердиться, вспомни о своем детстве и съешь мороженое.
Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Детей можно увлечь только тем, чем увлечен сам. Пусть на уроках свершаются открытия. рождается истина, покоряются вершины.
РЕФЛЕКСИЯ Современный урок – это… Каждый учитель высказывает свое мнение и прикрепляет на ватман (в виде дерева или облака). Все высказывания обобщаются, и получается…
смоделированный оценочный лист современного урока
16
2. Создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого ученика, психологический комфорт
1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности.
3. Создавать среду для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями.
Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим, если…
4. Строить урок на применении проблемных методов, эвристических, рефлексивных.
6. Обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке .
5. Строить взаимоотношения субъект-субъектного характера, использовать групповые формы организации учебного прогресса.
7. Проектировать урок с опорой на зону ближайшего развития ученика. Обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления.
94
Так что же означает современный урок ?
Это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
Профессионализм учителя
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях и в более сжатые сроки.
Профессионализм учителя
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможен современный урок и невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Способствуют успеху урока
- хорошее знание материала;
- продуманный план урока;
- разнообразие методов обучения;
- правильный выбор методов обучения;
- занимательность изложения;
- ярко выраженное
- ярко выраженное
- ярко выраженное
- ярко выраженное
- ярко выраженное
эмоциональное отношение
учителя к излагаемому материалу;
- богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
- богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
- богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
- богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
- богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
- выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Учитель живёт до тех пор,
пока он учится; как только он перестаёт учиться ,
в нём умирает учитель.
К.Д. Ушинский
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны !
Сущность НАСТОЯЩЕГО Учителя:
- У - у никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный,
у меющий профессионально преподносить материал.
- Ч - ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора.
- И - и скренний, и ндивидуальный.
- Т - т актичный, т олерантный, т ерпеливый.
- Е - е стественный, е диномышленник.
- Л - л юбящий детей, л юбящий свою работу
- Ь - и очень мягкий как мягкий знак
и само слово!