Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в зоне неблагополучия.
Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в зоне неблагополучия.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно - значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в зоне неблагополучия.»
Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в зоне неблагополучия
Подготовила: О.В. Рыбина
Учитель начальных классов
МКОУ «Киреевский центр образования № 4»
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно- значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -
декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Международный документ
«Декларация прав ребенка»;
Международный документ
«Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;
Международный документ
«Конвенция о правах ребенка »
от 26.01.1990 г.
Федеральный закон РФ«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;
Основы законодательства РФ об охране здоровья
№ 55487-1 от 22.07.1993 г.;
Федеральный закон РФ«Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ«Об утверждении федеральной программы развития образования » №51-03 от 15.03.2000 г;
Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями на 1 декабря 2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;
20.21.;20.22.);
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,
29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно 32);
Федеральный закон РФ«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » №159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
Федеральный закон РФ« О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ
от 26.05.1995 г.;
Указ Правительства РФ«О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. »
№ 154 от 13.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ«О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ « Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования »
№ 30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;
Закон Тульской области«О защите прав ребёнка» принят Тульской областной думой 24.09.2009 г.
положение о постановке на обучающихся школы на внутришкольный учет ;
положение о Совете школы;
положение об общественном инспекторе по охране прав детства;
положение о социальной службе;
положение об организации дежурства в школе;
положение о получении образования в семье;
положениеоб организации спортивных соревнований, смотров ,конкурсов, проводимых в школе и др.;
правила поведения в школе;
Устав школы;
правила внутреннего трудового распорядка и др.
Информационно-аналитическая документация:
статистические данные;
отчеты;
справки;
протоколы совещаний;
протоколы заседаний и др.
Перечень документов ОУ по вопросампрофилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к воспитательной системе:
педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
профилактические операции, рейды;
совместная работа с субъектами профилактики;
планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
план проведения родительского всеобуча;
тематика общешкольных родительских собраний.
Портфолио классного руководителя по работе профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
социальный паспорт класса.
Воспитательная система класса(включает) :
организацию профилактической работы с обучающимися;
индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;
работу классного родительского комитета;
тематику родительских собраний;
ознакомительные , профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.);
список органов самоуправления класса и поручений обучающихся;
карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями, состоящими на учете.
Рекомендации, анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.
Карта учащегося,находящегося в зоне неблагополучия
Сведения о несовершеннолетнем:
Ф.И.О.
Дата рождения
Школа, дата поступления
В каком классе должен обучаться по возрасту
Пропуски учебных занятий
Причина отсутствия
Перечислить в каких школах ранее обучался
На учете в КДН и ЗП (несовершеннолетний /семья)
Основание постановки на учет КДН и ЗП
На учете в ПДН УВД
Место проживания, место регистрации, адрес фактического проживания.
Условия проживания ребенка
Проживает,
Социальный статус семьи, статус родителей
Образ жизни родителей
Дневник наблюдения
Табель успеваемости
Работа по преодолению трудностей в обучении
Лист индивидуальной беседы с родителями
Достижения учащихся
Организация досуговой деятельности
Педагогическая реабилитация
Общение с детьми находящихся в зоне неблагополучия
Трудные дети требуют особого внимания и общения: «Я узнала, что…», «Мне сообщили из КДН, что ты был задержан». Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выражение чувств: «Я огорчена, обеспокоена».
Мнения о последствиях такого поведения: «Это, на мой взгляд, может привести…»
Выражение желания «Я хочу, чтобы ты бросил пить, но решение за тебя принимать не могу».
Вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
Предложение помощи: «Чем я могу тебе помочь?». Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте ситуацией. Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни: «Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому».
Подчеркните важность для Вас этого разговора: «Я рада, что мы с тобой поговорили», «Спасибо, что ты меня выслушал», «Мне было очень важно поговорить с тобой на эту тему».
Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «Почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины.
Направления работы администрации школы состоят из разделов :
Профилактическая работа ;
Организация досуговой деятельности;
Работа с родителями;
Правовой всеобуч;
Социально-педагогическая служба;
Работа с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации;
Административный контроль.
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) информируем:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП- о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д.
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ПДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или
антиобщественные действия;
ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ - о выявлении несовершеннолетних, пропускающих учебные занятия без уважительных причин.
В нашей школе действует социально -педагогическая служба, обеспечивающая педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения, а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у администрации школы, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
Психолого-педагогическая служба
Совет по профилактике правонарушений
Создание банка информации о детях и семье
Профориентационная работа.
Дополнительное образование
Подростковые Клубы
Проблемные семинары для педагогов
ПОДРОСТОК
профилактика правонарушений
Встречи с юристами, школьным инспектором, сотрудниками милиции, медицинскими работниками
Работа с ПДН
Подготовка и проведение КТД
Работа с КДН и ЗП
Развитие самоуправления
Индивидуальна работа с неблагополучными детьми и семьями
ГУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр»
Развитие системы кружковой работы
Изучение конвенции ООН о правах ребёнка
Консультации для родителей
Работа школы в социуме ребёнка и семьи
Педагогический всеобуч родителей
Заповеди воспитания
Воспитание, но не опека (самостоятельность решения).
Не подсказывать готового решения, но пути к нему.
Хвалить за успех.
Оценивать поступок, но не личность.
Вера в ребенка, даже при совершении ошибки.
Требовательность, но доброта воспитания.
Воспитывая, располагаем к общению.
Воспитательные цели - это цели ребенка.
Кодекс нравственности
Педагога-воспитателя
Чаще вспоминай себя в детстве - легче будет понимать детей.
Старайся в самых конфликтных ситуациях представить себя на месте ученика.
Откажись от идеи превосходства над своим учеником.
Не принуждай ребенка к откровенности и не лезь к нему в душу, если он этого не хочет. Умей ждать!
Умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их.
Старайся видеть даже маленькие успехи своих детей и радоваться им.
Организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слышали друг друга.
Ничего не делай за своих учеников, но все делай вместе с ними.
Полезнее один раз попросить ребенка о чем
-либо, чем сто раз приказывать ему что-то сделать.
Если можно что-то не заметить, постарайся не замечать.
Не читай нотаций и не ищи виноватых, постарайся искать истину.
Литература
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (авторы составители Е.П. Каршунина, Т.В. Романенко, издательство «Глобус» 2009 год
Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений (Автор – составитель Е.Ю. Ляпина – Волгоград 2007)
Правовая защита детства: сборник материалов круглого стола «Правовое пространство детства», посвященного 20-летию ратификации Конвенции ООН о правах ребенка под редакцией А.И. Григорьевой Тула ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011.
Социально – педагогическая поддержка одаренных детей из семей «группы риска»: руководство к действию. Сборник научно-методических материалов (статей) под научной редакцией доктора педагогических наук О.В. Заславской Москва, Педагогическое научно-практическое общество России 2012.
Материалы научно-практического журнала «Классный руководитель».
Материалы курсов заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Организационно-педагогические условия управления процессом воспитания и социализации личности в контексте ФГОС нового поколения» руководитель курсов Заика Людмила Владимировна, кафедра технологий обучения, воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Тула 2015 год.