kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результат образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. В презентации отражены основные принципы системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО, а так же представлен фрагмент технологической карты урока по биологии и сопроводительная презентация к ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС ООО»

Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС ООО Учитель географии и экологии Лебедев Дмитрий Алексеевич Ново-Горкинская СОШ с. Новые Горки

Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС ООО

Учитель географии и экологии

Лебедев Дмитрий Алексеевич

Ново-Горкинская СОШ

с. Новые Горки

Системно-деятельностный подход – основа Стандарта ООО Он обеспечивает:

Системно-деятельностный подход – основа Стандарта ООО

Он обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию, непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход предполагает

Системно-деятельностный подход предполагает

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности .
Деятельностный подход  – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Деятельностный подход

– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Каким образом включить  ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению ?  Только с  помощью  действия

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Как помочь его самоопределению ?

Только с

помощью

действия

Цель деятельностного подхода  Целью деятельностного подхода вляется воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности .  Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

Цель деятельностного

подхода

Целью деятельностного подхода вляется воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности .

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач :

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач :

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения .
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия .
  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Реализация деятельностного метода   обучения  опирается на методы

Реализация деятельностного метода 

обучения  опирается на методы

2 1 Функции УУД Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности 3  Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания

2

1

Функции УУД

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности

3

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания

Формирование УУД в образовательном процессе  УУД- цель образовательного процесса, определяющая его содержание и организацию.

Формирование УУД в

образовательном процессе

УУД- цель образовательного процесса, определяющая его содержание и организацию.

  • Формирование УУД происходит в результате усвоения всех предметных дисциплин.
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ К классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом К классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА За познание мира, (в специально организованных для этого условиях). За познание мира, (в специально организованных для этого условиях). УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА Задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Управляемый учебный процесс

ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ

  • К классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом
  • К классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом

ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА

  • За познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
  • За познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

  • Задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
  • Задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Управляемый учебный процесс

УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Действие по созданию образа Действие по созданию образа ОБРАЗ Слово, рисунок, схема, план Слово, рисунок, схема, план ОЦЕНОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ Я умею! У меня получится! Я умею! У меня получится! ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ОЦЕНКА

УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Действие по созданию образа
  • Действие по созданию образа

ОБРАЗ

  • Слово, рисунок, схема, план
  • Слово, рисунок, схема, план

ОЦЕНОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Я умею! У меня получится!
  • Я умею!
  • У меня получится!

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ОЦЕНКА

  • Я считаю так то… (формирование мировоззрения)
  • Я считаю так то… (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Моделирование урока  с позиции СДП   1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации. 2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля. 3. Совместная с учащимися постановка цели. 4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы). 5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. 7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).   8. Рефлексия.

Моделирование урока  с позиции СДП

1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.

2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.

3. Совместная с учащимися постановка цели.

4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).

5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).

  8. Рефлексия.

Структура урока с позиции СДП   учитель ученик Создание проблемной   ситуации Принятие проблемной ситуации Выявление проблемы Управление поисковой  деятельностью Самостоятельный поиск Обсуждение результатов

Структура урока с позиции СДП

учитель

ученик

Создание проблемной   ситуации

Принятие проблемной ситуации

Выявление проблемы

Управление поисковой  деятельностью

Самостоятельный поиск

Обсуждение результатов

Погружение в деятельность. Как?

Погружение в деятельность.

Как?

  • Создаю условия для возникновения проблемной ситуации.
  • Предлагаю противоречивую информацию.
  • Предлагаю удивительные факты, которые учащиеся не могут объяснить.
  • Организую диалог, побуждающий к формированию целей и задач исследования или проекта.
Организация деятельности

Организация деятельности

  • Создаю алгоритм деятельности
  • Знакомлю с разнообразием методов работы.
  • Предлагаю разнообразные источники получения новых знаний:интернет-ресурсы,учебник,ЭОР, СПРАВОЧНИКИ,СЛОВАРИ,ЭНЦИКЛОПЕДИИ…
  • Обсуждаю процесс и результат деятельности
  • Знакомлю с возможными формами презентации результатов
Осуществление деятельности

Осуществление деятельности

  • консультирую;
  • помогаю выстроить причинно-следственные связи, построить логические доказательства;
  • создаю условия для обобщения и представления результатов;
  • обсуждаю с учащимися предстоящую презентацию и помогаю ее осуществить.
Организую рефлексию деятельности

Организую рефлексию деятельности

  • лесенка успеха;
  • облако «тегов»;
  • дерево успеха
  • Акрослово;
  • Анкета
Организация деятельности учащихся Деятельность по реализации цели Планирование действий по реализации цели Рефлексия по поводу полученного результата Постановка цели деятельности Формирование компетенций у школьников

Организация деятельности учащихся

Деятельность по

реализации цели

Планирование

действий по

реализации цели

Рефлексия по поводу полученного результата

Постановка

цели деятельности

Формирование

компетенций у школьников

Технологическая карта урока биологии на тему: «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Технологическая карта

урока биологии на тему:

«Роль бактерий в природе

и жизни человека»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Биология

Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека

Класс - 5

Учитель: Лебедев Д.А.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Познавательные УУД : умение работать с различными источниками информации, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

Личностные

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.

Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.

Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 1. Орг. Момент, 1мин. Здравствуйте ребята, рад вас видеть. Мы продолжаем изучать бактерии. 2.Мотивация (создание проблемной ситуации) 3. Актуализация знаний  2 мин Деятельность учителя: 3мин. Деятельность учителя: Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний. Деятельность учащихся:  4. Целеполагание Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы. Вступают в диалог с учителем. Деятельность учителя: 1мин. Деятельность учащихся: Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. Предлагает сформулировать цели урока Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать» Деятельность учащихся: (планируемые результаты урока) Называют цели урока.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. Момент, 1мин.

Здравствуйте ребята, рад вас видеть. Мы продолжаем изучать бактерии.

2.Мотивация (создание проблемной ситуации)

3. Актуализация знаний

2 мин

Деятельность учителя:

3мин.

Деятельность учителя:

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний.

Деятельность учащихся:

4. Целеполагание

Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.

Вступают в диалог с учителем.

Деятельность учителя:

1мин.

Деятельность учащихся:

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.

Предлагает сформулировать цели урока

Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать»

Деятельность учащихся:

(планируемые результаты урока)

Называют цели урока.

5. Планирование

Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.

2мин.

6. «Открытие нового знания»

Деятельность учителя:

Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.

(изучение новой темы)

7. Физкультминутка

Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.

17 мин

1мин.

Деятельность учащихся:

Мы топаем ногами

Осуществляют решение учебных задач.

Мы топаем ногами,

Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

Мы хлопаем руками,

Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие», изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку). Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем

8. Включение нового знания в систему знаний

8 мин

Деятельность учителя:

8. Рефлексия и оценивание

Деятельность учащихся:

9. Домашнее задание

Организует закрепление знаний.

Деятельность учителя:

  • Параграф 12, ответить на вопросы 1 – 8.
  • Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.

1 мин.

Деятельность учащихся:

4 мин

Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос

Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини - дискуссия «Где пригодятся знания о бактериях в жизни?»

Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

«Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания.

Работа с деревцем знаний.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью разноцветных листочков, листов самооценки. Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка).

Цели урока:

Цели урока:

  • Изучить роль бактерий в природе;
  • Изучить роль бактерий в жизни человека
План урока 1. Роль бактерий в природе. Бактерии разложения и гниения.  Почвенные бактерии. 2. Роль бактерий в жизни человека.

План урока

1. Роль бактерий в природе.

  • Бактерии разложения и гниения.
  • Почвенные бактерии.

2. Роль бактерий в жизни человека.

  • Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые бактерии).
  • Болезнетворные бактерии.
Бактерии разложения и гниения Почвенные бактерии Болезнетворные бактерии

Бактерии разложения и гниения

Почвенные бактерии

Болезнетворные бактерии

Роль бактерий в природе и жизни человека Бактерии Значение Положительное Разложения и гниения Среда обитания Отрицательное Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной. Почвенные Портят продукты питания. Разлагают перегной до минеральных веществ, необходимых растениям для жизни. Азотофиксирующие (клубеньковые) Выделяют азотные соединения, которые используют растения; повышают плодородие почвы. Повсеместно Молочнокислые Болезнетворные Бактерии - кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов. - - Почва На корнях бобовых растений, в почве Способствуют скисанию молока, квашению овощей, силосованию кормов. - В различных органических веществах Вызывают заболевания у человека. Поражают растения и животных. В организмах

Роль бактерий в природе и жизни человека

Бактерии

Значение

Положительное

Разложения и гниения

Среда обитания

Отрицательное

Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной.

Почвенные

Портят продукты питания.

Разлагают перегной до минеральных веществ, необходимых растениям для жизни.

Азотофиксирующие (клубеньковые)

Выделяют азотные соединения, которые используют растения; повышают плодородие почвы.

Повсеместно

Молочнокислые

Болезнетворные

Бактерии - кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов.

-

-

Почва

На корнях бобовых растений, в почве

Способствуют скисанию молока, квашению овощей, силосованию кормов.

-

В различных органических веществах

Вызывают заболевания у человека. Поражают растения и животных.

В организмах

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 12, ответить на вопросы 1 – 8.
  • Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача –  создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить?  обновление содержания  Как учить? Ради чего учить?  обновление  ценности средств обучения образования   Системно-деятельностный подход  служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. формирование универсальных способов действий

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

содержания

Как учить?

Ради чего

учить?

обновление

ценности

средств

обучения

образования

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

формирование универсальных способов действий

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г.Лихтенберг

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г.Лихтенберг

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно-деятельностный подход при реализации ФГОС ООО

Автор: Лебедев Дмитрий Алексеевич

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства