Семья-малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями,
рождением и воспитанием детей.
Педагог обязан поощрять успехи,замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи;
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное;
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей;
Каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать и находить в ребенке добрые черты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Социальный паспорт класса-рабочий документ педагога по накоплению и анализу количественных и качественных данных по основным направлениям воспитательной работы с классом.
Социальный паспорт учащегося и его семьипредназначен для накопления и систематизации материала по индивидуальной работе с родителями и обучающимися.
Характеристика семьи
ФИО детей
Многодетные семьи- 4
Потеря одного из родителей -2
Дата рождения
ФИО родителей
Родители в разводе -2
Матери-одиночки- 1
Место работы
Малообеспеченные семьи -1
Домашний адрес. Телефон
Дети-инвалиды нет
Дети, находящиеся под опекой -1
Полные семьи -18
Неполные - 2
Неблагополучные семьи - нет
Дети, входящие в «группу риска». Склонные к правонарушениям -1
Социальный статус семей __7 «А»_ класса
Социальный статус семей __7 «А»_ класса
Социальный статус семей __7 «А»_ класса
Жилищные условия __7 «А»__ класса
Жилищные условия семей.
Проживают в коммунальных квартирах (общежитиях) нет;
В отдельных квартирах 5 семей;
Арендуют жилье нет;
В частных домах 15 семьи.
Образовательный уровень родителей __7 «А»__ класса
- приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью;
- отсутствие единых требований к ребенку;
- незнание психологических особенностей ребенка;
- низкий образовательный и культурный уровень родителей;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний;
- отсутствие контроля, безнадзорность, попустительство;
- использование антипедагогических мер воздействия;
- неправильная оценка ребенка, его идеализация;
- невыполнение рекомендаций педагога;
- неверие в возможности ребенка и в свои силы;
- делегирование воспитательной функции близким родственникам, своим родителям.
Методы и формы работы с семьей.
- анкетирование, тестирование детей и родителей;
- посещения на дому;
- беседы;
- консультации детей и родителей;
- родительские собрания;
- классные часы;
- тренинги, ролевые игры (психолог);
- стенд для родителей;
- социальный патронаж семьи;
- социально- педагогический мониторинг семьи;
-разработка рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей;
- обеспечение родителей необходимым печатным материалом;
- привлечение родителей к работе в классе, школе.
Алгоритм работы педагога с семьей
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.
3-й этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни.
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье (если такие были).
5-й этап: изучение особенностей семьи, ее ценностных ориентации и личностных особенностей членов семьи.
6-й этап: изучение проблем семьи.
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: составление программы работы с семьей.
9-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательное учреждение, дошкольное учреждение, центр занятости, наркологическая служба, органы соц. защиты, КДН, ПДН и т.д.).
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи.
11-й этап: выводы о результатах работы с семьей.
Рекомендации педагогам по работе с семьями.
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это прежде всего их цели;
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, необязательно контролировать и оценивать каждый шаг;
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели;
Педагог обязан поощрять успехи ,замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи;
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное;
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей;
Каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать и находить в ребенке добрые черты;
Нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах семейного воспитания. Такая информация всегда анонимна;
Злоупотребление доверием как подростка, так и его родителей, может в какой-то момент свести к нулю все ваши усилия;
Если вы ставите диагноз ,помните, что ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.