Просмотр содержимого документа
«Шахматы как средство развития интелектуальных способностей»
Жиряков В.Н., педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДК «Дегтярёвец» г. Ковров
объединение «Шахматы»
...Не зря во все эпохи короли Ценили мудрость шахматной игры. И в жизни пешка может стать ферзём, Ведомая недюжинным умом...
Шахматы- это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, воспитывает внимательность, целеустремленность, вдумчивость. Ребёнок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, шахматы положительно влияют на совершенствование многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, начальная форма волевого управления поведением и т.д.
В настоящее время реализуется проект «Шахматный всеобуч России», организованный Российской шахматной федерацией при финансовой поддержке Фонда президентских грантов, Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко и организационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Минобрнауки России. По оценкам профессионального педагогического сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов. Массовое обучение игре может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них - научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.
В первый год обучения происходит знакомство
учащихся с историей происхождения игры
«Чатуранга», легендой об изобретателе этой игры
по имени Сисса, ребята с интересом рассматривают
правила древней игры- предшественницы шахмат-
шатрандж, слушают легенду о «Мате Диларам».
Затем происходит их знакомство с шахматной доской и правилами расположения доски перед игрой. Изучается что такое поле в шахматах, центр доски (какой бывает центр). учащиеся усваивают термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, стоять под боем. Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у ребят особый интерес. На занятиях используется следующий материал: загадки, стихи и сказки о шахматах, ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся.
На занятиях использую компьютерные презентации,
тесты для проверки усвоения знаний. Дидактические
задания и игры: «Волшебный мешочек», «Секретная
фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и
маленькая», «Кто сильнее?», «Не зевай!»
Изучаем правила хода и взятия каждой из фигур.
Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Лёгкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Для скорейшего усвоения материала применяю следующие дидактические задания:
«Игра на уничтожение» Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на учащегося - у него начинает формироваться внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления. Играя с ребятами ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры);
выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин» - белая фигура должна побить все
чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми).
На первой стадии обучения учащиеся осваивают ход и взятие
каждой фигуры, сражаются с противником ограниченным
количеством фигур на фрагментах шахматной доски. На более
поздних этапах в обучении применяется творческий метод,
для совершенствования тактического мастерства учащихся
определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.). В разделе «Анализ партий и типовых
позиций» в доступной форме изучается материал по теме
«Игра против изолированной пешки»:
- прямая атака изолированной пешки заставляет противника пассивно расставлять фигуры (защищая пешку);
- владение блокадным полем перед изолированной пешкой;
- стремиться к упрощениям, к переходу в эндшпиль. Знакомство с пешечными структурами: пешечная структура Капабланки, пешечная структура Найдорфа, пешечное большинство на ферзевом фланге, Карлсбадская пешечная структура, Староиндийское построение.
В процессе изучения курса первого года обучения,
ребята овладевают такими основными знаниями,
умениями и навыками:
1. Изучают историю создания и развития шахмат, знают
названия шахматных фигур, правила хода и взятия
каждой фигуры, составляют шахматную нотацию,
правила игры в шахматы и правила шахматного этикета.
2. Усваивают элементарные термины (и их признаки) и понятия, такие как «горизонталь», «вертикаль», диагональ», «шах», «мат», «пат», «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «стоять под боем», «взятие на проходе», знакомятся с теорией Филидора, правильно размещают доску между партнёрами и правильно расставляют начальную позицию, играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного этикета и т.д.
3. Сформировывается и развивается умение последовательного ведения шахматной партии, самостоятельного принятия правильных решений, учатся планировать свои действия, решать шахматные задачи на мат в один ход, командной игре, развивают чувство ответственности перед товарищами по команде.
Второй год обучения включает непосредственно
обучение шахматной игре, закрепление правил
игры в шахматы, у учащихся вырабатывается умение
автоматической и грамотной записи шахматной
нотации. Для этого применяются следующие
дидактические игры: «Какого цвета поле?», «Кто
быстрее», «Вижу цель», «Диагональ». Использую
обучающие плакаты, диаграммы задач для
самостоятельного решения, загадки, головоломки
по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины. Учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против двух пешек», «Ферзь против слона» и др., занимательные рассказы из истории шахмат. В процессе обучения проводится начальная диагностика, промежуточная и итоговая аттестация, которая помогает выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся. Ребята активно изучают задачи и комбинации на спёртый мат, знакомятся с основными правилами игры в миттельшпиле и теорией Вильгельма Стейница.
В процессе изучения курса второго года обучения,
ребята овладевают следующими знаниями, умениями
и навыками:
1. Представление навыка быстрой, автоматической и
грамотной записи шахматной нотации, могут
самостоятельно анализировать партии и оценивать
позиции, знают принципы игры в шахматы.
2. Умеют самостоятельно ставить мать королю
соперника основными возможными сочетаниями фигур, знают теорию В. Стейница и свободно применяют её на практике. Умеют использовать, в процессе игры, такие приёмы как вскрытое нападение, двойной шах, двойной удар, «рентген», отвлечение, завлечение, мельница, выработано умение применять на практике разновидности спёртого мата и т.д.
3. Развивается умение ведения шахматной партии, концентрация внимания на протяжении всей партии, развивается чувство ответственности перед товарищами по команде.
В группах третьего года обучения продолжается
углубление представлений о шахматной игре,
большое внимание уделяется игре в дебюте,
активно изучаются различные дебютные ловушки,
применяемые как в открытых, так и в закрытых
началах. Разбирается игра, в которой соперник
допускает ошибки в таких дебютных системах как
защита Каро-Канн, Итальянская и Испанская партия (в том числе с применением Берлинской защиты), Шотландская партия, Скандинавская защита, защита Пирца-Уфимцева, при разыгрывании Королевского, Ферзевого и Северного гамбитов. Рассматриваются варианты игры за белых, после начала: 1. E 4- e 5, 2. Kf 3- f 6?.
Шахматный материал закрепляется большим количеством нестандартных дидактических заданий. Среди них: «Поймай ферзя», «Поставь спёртый мат», «Выиграй фигуру у «повторюшки»», «Накажи пешкоеда», «Квадрат», «Куда отступить королем?» и других. Используются следующие дидактические игры: «Поймай ладью» или «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставь мат «повторюшке» в один ход», «Мат в два хода» и «Мат в три хода», «Выигрыш материала» и «Накажи пешкоеда» и др..
В процессе изучения курса третьего года обучения, ребята овладевают следующими знаниями, умениями и навыками.
1. Актуализируют понятие основных принципов игры в дебюте.
2. Актуализируют понятие о правилах игры при перевесе в развитии фигур, а также атаке на короля при односторонних и разносторонних рокировках.
3. Правильно оценивают позицию и создают правильный план игры, могут выбирать ход.
4. Осваивают наиболее часто встречающиеся на практике основные разновидности открытых, полуоткрытых и закрытых дебютов, а также основные принципы игры в ферзевых и легкофигурных эндшпилях.
В группах четвёртого года обучения
продолжается накопление
теоретических и практических знаний
и совершенствование игры в шахматы.
Так же используются обучающие
плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки,
головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы,
викторины. Активно изучаются пути
поиска комбинации: достижение мата
путём жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: разрушение королевского прикрытия, отвлечение, завлечение, блокировка, перекрытие, освобождение пространства, уничтожение защиты и другие. Используются следующие дидактические игры и игровые задания: «Самый слабый пункт», «Вижу цель!», «Сделай ничью, «Выигрыш материала», «Мат в три хода».
В процессе изучения курса четвёртого года обучения, ребята овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
1. Получают глубокие представления о принципах игры в шахматы и закрепляют умение правильно оценивать позицию и выбирать ход, закрепляют умение правильно разыгрывают дебют, грамотно развивают шахматные фигуры и обеспечивают их взаимодействие.
2. Продолжают изучение дебютных ловушек, умеют находить адекватные ситуации тактические приёмы и проводят простейшие комбинации.
3. Осваивают принципы игры в пешечных, и ладейных эндшпилях.
4. Продолжают изучение открытых дебютов, в первую очередь игру чёрных после первого хода e 5.
5. Развивают представление о фигурных эндшпилях: коневые окончания и слон против коня, точно разыгрывают простейшие окончания.
Результативность опыта
Говоря о результативности описанного опыта работы нужно отметить, что большинство ребят, отзанимавшихся в течение двух лет, имеют достаточно стабильную игру, на уровне 2 юношеского разряда, что является показателем выше среднего. Некоторые, из тех, кто окончил третий год обучения выполнили норму 1 юношеского или 3 взрослого разряда. Периодически ребята, посещающие занятия нашего творческого объединения, успешно участвуют в региональных турнирах. Можно с уверенностью говорить о том, что у многих ребят сформировалось чувство персональной ответственности перед товарищами по команде. Занятия шахматами воспитывают в детях такие качества как смелость в принятии решений (порой неординарных), честность, открытость новым идеям, товарищеские чувства по отношению к соперникам.
Благодарю за внимание!
Сиреневый фон http://www.domashnie-posidelki.ru/_ph/7/972909931.jpg