В разработке рассматривается вопрос о методах проведения урока в рамках реализации системно-деятельного подхода.Какой должна быть структура урока?Как его подготовить?Как добиться,чтобы ученики включились в учебную деятельность не дожидаясь,пока учитель расскажет все сам?
Выявляются распространённые приёмы создания проблемных ситуаций.Особое внимание уделяется проблемному изложению.Определяется главный принцип системно-деятельного подхода: обучение- результат активной творческой деятельности учащихся на уроке.
Рассматривается меняющаяся роль и позиция учителя на таком уроке- организатор образовательного пространства,консультант,тьютер,эксперт...
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельного подхода на уроке. »
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ.
Возникают вопросы:
Какой должна быть структура урока?
Как его подготовить?
Как добиться того, чтобы обучающиеся включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет?
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».
Наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации:
подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
формулирование темы урока в виде вопроса.
Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение.
«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Учащимся чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить на вопрос и т. п., а потом проверить или уточнить ответ.
«Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение обучающимися определённых познавательных действий».
Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений достигается в том случае, если обучение идёт не по пути накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
Усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Стадии формирования у обучающихся критического мышления:
I. Вызов:
1) собственно вызов;
2) актуализация знаний;
II. Осмысление:
1) постановка учебной задачи;
2) открытие нового знания;
3) составление алгоритма;
4) первичное закрепление;
III. Рефлексия:
1) самостоятельная работа – самоконтроль;
2) собственно рефлексия;
Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов:
Реализация всех дидактических принципов РО;
Использование многих современных технологий, в т.ч. ИКТ;
Использование различных способов деятельности;
Составление алгоритма действий;
Использование различных оценочных шкал;
Зрелищность формы проведения урока;
Проблемное обучение позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы, такие как работа учащихся в группах, работа в парах, фронтальная беседа, самостоятельная работа, решение практических и прикладных задач.
Использование в образовательном процессе прикладных задач, носящих компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметные умений для получения желаемого результата.
Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.
Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности на уроке – работа коллектива по микрогруппам. Каждая группа получает свою часть нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение.
Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Роль и позиция учителя на таком уроке -
организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, незаметно направляет, радуется успехам и находкам учащихся. Но вместе с тем, учитель обобщает сказанное обучающимися и, если надо, помогает им сделать выводы.