Задача современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимя сформровать познавательные действия и операции, научить учащихся думать, рассуждать, анализировать, развивать потребность приобретать знания в соответствии с индивидуальными интересами и запросами. Для этого необходимо развивать самостоятельность и творческую активность.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активвности учащихся»
Организация
познавательной деятельности учащихся
при изучении математики
творческий отчёт по проблеме самообразования
Смульская А.И., ОШ №8
объект
то, на что направлено познание то, на что направлено познание субъект
конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом) конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом) уровни познания
чувственное (опытное) и рациональное (логическое) чувственное (опытное) и рациональное (логическое) Познание – процесс целенаправленного активного
отображения действительности в
сознании человека
Составляющие:
эксперимент -наблюдение
Методы научного познания
анализ - синтез
индукция - дедукция
Познавательная деятельность – особый процесс приобретения и
развития знания, его постоянное углубление, расширение и
совершенствование
урок
внеурочная работа
самообразование
Уровни развития самостоятельности и творческой активности
простейшая
воспроизводящая
самостоятельность
1 уровень
Проявляется при:
работе по образцу; при работе с инструкционными картами;
2 уровень
вариативная самостоятельность
Проявляется в умении:
из нескольких правил, образцов выбрать одно и использовать его в процессе решения новой задачи;
умении воспроизводить мыслительные операции (сравнение, анализ, выбор более действенного)
частично-поисковая
самостоятельность
3 уровень
Проявляется в умении:
формировать обобщённые способы для решения более широкого класса задач; осуществлять перенос математических методов на решение задач на смежные учебные предметы;
найти собственное правило, приём, способ деятельности; выбирать наиболее рациональный, изящный способ решения задачи; проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование; проводить контроль и самоконтроль результатов; самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность
Этапы познавательной деятельности
Первый этап
ставит целью выход учащегося на первый уровень самостоятельности
Формы познавательной деятельности:
рассказ; школьная лекция; доступные учебные пособия; просмотр видеоуроков; решение конкурсных задач, которые имеют подробные решения
Этапы познавательной деятельности
На втором этапе
учебной работы учитель привлекает учащихся к обсуждению различных
способов решения познавательной задачи и отбору наиболее рационального из них,
поощряет самостоятельную деятельность учеников в сравнении способов
Формы познавательной деятельности :
эвристическая беседа; самостоятельное изучение нового материала; математическое самообучение (конкурсные задачи, научно-популярная литература) Роль учителя:
рекомендации по самообучению; консультации
Этапы познавательной деятельности
Третий этап
наиболее ответственный, т.к. именно на этом этапе должен произойти выход
всех учащихся на основной уровень самостоятельности
Формы познавательной деятельности:
самостоятельное изучение дополнительной литературы; подготовка рефератов и докладов по математике; творческое обсуждение на семинарах и факультативах; участие в очных и заочных конкурсах, олимпиадах Учитель:
проводит обобщающие беседы по самостоятельному изучению школьниками материалу;
систематизирует знания учащихся, учит приёмам обобщения; проводит разбор найденных решений; учит выдвигать гипотезы, искать пути опровержения или обоснования; создаёт дискуссионную обстановку с помощью проблемных вопросов
Этапы познавательной деятельности
На четвёртом этапе
основной формой является индивидуальная работа с учащимися, дифференцируемая
с учётом познавательных интересов и потребностей
Формы познавательной деятельности:
поисково-исследовательская работа (МАН); долгосрочное решение задач, сформулированных самими или учителем Учитель: