«Работа над техникой ведения меха на баяне и аккордеоне».
«Работа над техникой ведения меха на баяне и аккордеоне».
По своему устройству и звукообразованию баян, и аккордеон относятся к клавишно-язычковым духовым инструментам. Процесс звукообразования на этих инструментах образуется при выполнении двух условий: движению пальцев, управляющих клавишами, и левой руки, управляющей движением меха. Нажатие клавиши открывает клапан, а движение меха образует на него поток воздуха, который приводит в колебание металлический язычок (или голос) и тем самым заставляет его звучать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа над техникой ведения меха на баяне и аккордеоне». »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П.ОКТЯБРЬСКИЙ
РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка
«Работа над техникой ведения меха на
баяне и аккордеоне».
Составитель:
Шувалов Михаил Александрович, преподаватель I квалификационной категории
МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский
2015 г
Работа над техникой ведения меха на баяне и аккордеоне
Выразительный звук – это основа художественного исполнения музыкального произведения. Следовательно, усилия исполнителя должны быть направлены не только на развитие беглости пальцев, но и на формирование выразительного звука. Такие музыкальные инструменты, как баян и аккордеон способны исполнять различные штрихи с разнообразными нюансами, создавать тончайшую филировку звука, резкие динамические контрасты и выразительную динамическую гибкость. Однако звуковые возможности этих инструментов не могут быть полностью использованы и раскрыты без овладения техникой ведения меха. Надо отметить, что с меховедением связаны такие важнейшие вопросы исполнительской техники на баяне и аккордеоне, как звукоизвлечение и звуковедение.В своей книге «Искусство игры на баяне» Фридрих Липс, большое внимание уделяет именно вопросам владения мехом. По его выражению: «Мех выполняет как бы функцию легких, «вдыхая жизнь» в исполняемое произведение»
По своему устройству и звукообразованию баян, и аккордеон относятся к клавишно-язычковым духовым инструментам. Процесс звукообразования на этих инструментах образуется при выполнении двух условий: движению пальцев, управляющих клавишами, и левой руки, управляющей движением меха. Нажатие клавиши открывает клапан, а движение меха образует на него поток воздуха, который приводит в колебание металлический язычок (или голос) и тем самым заставляет его звучать.
Среди наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха, можно назвать: рывки мехом, неполный звук, широкая амплитуда ведения меха, отсутствие постепенности в крещендо и диминуэндо.
В педагогической практике достаточно часто приходится так же сталкиваться с низким техническим уровнем смены направления движения меха, которое выражается в больших цезурах, смене на звучащих нотах и в перепадах динамических уровней. Причина этих недостатков в отсутствии необходимого слухового контроля со стороны ученика.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что формирование и развитие у учащегося техники ведения меха, является актуальной проблемой в баяно-аккордеонной педагогике, работу над которой необходимо начинать с самых первых занятий. При этом задача преподавателя состоит в том, чтобы ученик достиг такого уровня владения навыками техники ведения меха, при которой он, на основе установления у него слухо-двигательных взаимосвязей, сам понимал какими меховыми приемами и способами ведения меха можно добиться необходимого характера звучания у конкретного музыкального произведения.
Двигательно-игровые способы управления мехом на баяне и аккордеоне
С чего же должна начинаться работа с учащимся по овладению техникой ведения меха? На этот вопрос можно с уверенность ответить, что формирование техники ведения меха начинается с овладения двигательно-игровых способов управления мехом, которые связаны с рациональной посадкой учащегося, устойчивой постановкой инструмента и правильным положением левой руки.
Правильная посадка учащегося, как подчеркивает Ф. Липс, должна иметь три точки опоры: опора на стул, опора на ступни ног, и опора в пояснице. Сидеть надо на передней части стула. Высота стула должна обеспечить положение ног под прямым углом, которые слегка расставлены в стороны, при этом правая нога чуть впереди левой ноги. Корпус туловища музыканта должен быть немного наклонен вперед.
Постановка инструмента должна обеспечить комфортность ученику и свободу его игровых движений. Плечевые ремни необходимо тщательно отрегулировать, при этом правый ремень должен быть чуть длиннее левого, что позволит нижней части правого полукорпуса упереться в правое бедро и создать устойчивость инструментов при движении меха на сжим. Слишком свободные ремни приводят к неустойчивости инструмента (раскачиванию) и вызывают инстинктивное поднятие плеч. В свою очередь тесные ремни могут привести к тому, что баян, будет в большей степени висеть на них, чем стоять на коленях. Меховая камера должна устойчиво стоять на левом бедре, что позволяет левому корпусу инструментов двигаться свободно без затруднений, при этом важно следить за тем, чтобы при разжиме и сжиме меха левая нога не поднималась, и инструменты не двигались по направлению движения меха.
Мехуправляется левой рукой, физическая нагрузка на которую чрезвычайно велика, за счет непосредственной игры на левой клавиатуре. Длина левого рабочего ремня должна быть подогнана так, чтобы рука не болталась между ним и левой частью корпуса. Слишком длинный ремень вынуждает исполнителя сгибать запястье левой руки, а слишком короткий – сковывает движения запястья. Таким образом, при полном ощущении свободы, левой руке необходимо постоянно контактировать с ремнем и крышкой полукорпуса, что дает возможность незаметно производить смену меха (без люфт-паузы толчка) и обеспечить тончайшую филировку звука.
При разжиме меха основной точкой опоры левой руки является запястье, а при сжиме – запястье и предплечье. Технология разжима меха осуществляется постепенным выпрямлением левой руки, путем разгибания её в локтевом суставе. Доведя мех примерно до середины его растяжения, верхняя часть руки, то есть плечо прекращает движение, и уже вторая половина меха разводится до конца только одним предплечьем, таким образом, рука в это время выпрямляется, разгибаясь в локтевом суставе. При ведении меха на сжим, последовательность движения левой руки будет обратная.
Что касается правильной траектории движения меха, то необходимо следить и за тем, чтобы при игре, мех двигался веерообразно. Меховедение должно осуществляется не по принципу «влево-вправо», а «влево-вниз и вправо-вверх», что позволяет использовать потенциальную энергию, заложенную в левом полукорпусе данных инструментов, находящемся в приподнятом положении. Веерообразное движение меха облегчает равномерную подачу воздуха и обеспечивает устойчивое положение инструментов во время игры.
Техника ведения меха
По своему значению меховедение может сравниться с дыханием певца или с ведением смычка при игре на скрипке. Вся многогранность динамических оттенков на баяне и аккордеоне, непосредственно зависит именно от характера подачи воздуха в мех. Поэтому каждый нюанс и даже его тончайший оттенок обязательно должен быть отображен соответствующими движениями меха.
Составляющими меховой техники являются:
- приемы игры мехом – разжим и сжим;
- виды ведения меха – полное разжатие меха, разжим меха до предела, игра на «коротком мехе»;
- приемы ведения меха – мех постоянно напряженный и мех пульсирующий;
- способы ведения меха – ровное ведение, ускорение и замедление движения, рывок мехом, пунктирное ведение, тремоло мехом, вибрато.
Таким образом, чтобы учащийся овладел техникой ведения меха, преподавателю необходимо сконцентрироваться на решение трех главных задач:
- первое, – научить правильному ведению и правильной смене направления движения меха,
- второе, – научить грамотному распределению меха, то есть чередованию разжима и сжима меха согласно членению музыкальной речи;
- третье, – научить различным способам ведения меха.
Успешность решения данных задач зависит, как от степени желания самого учащегося овладеть техникой ведения меха, так и от его слухового контроля и сформированности двигательных навыков левой руки.
На баяне и аккордеоне существуют два основных приема игры мехом – это разжим и сжим
Приемы ведения меха.
1) мех постоянно напряженный (непрерывный) при котором нет толчков, рывков, «выкриков» и форсирования звучания, что помогает почувствовать скорость движения меха, плавность и ровность его ведения;
2) мех пульсирующий, когда отдельные созвучия исполняются с некоторой остановкой в движении меха.
Разнообразие пьес требует применения конкретного приема ведения меха. Так, например, в произведениях с широкой, напевной звучностью или с полифонической фактурой, мех находится в постоянном натяжении. При игре остроритмической или синкопированной музыки, вызывающей необходимость выделения отдельных аккордов и созвучий – мех должен быть пульсирующим. Так же, встречаются произведения, где эти два приема игры мехом используются вместе.
В каждом конкретном случае надо искать наилучший вариант движения меха в соответствии с художественным содержанием и характером произведения.
Способы смены движения меха
Надо сказать, что в начальный период обучения, смена направления движения меха кажется учащемуся простым и понятным действием, но в дальнейшем, с возрастанием художественных задач, этот технический прием становится для него одной из сложных технических задач.
Правильная смена меха – одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Ю. Акимов в своём учебном пособии «Школа игры на баяне» описывает два способа смены движения меха:
- заметная на слух;
- незаметная на слух
Заметная на слух смена движения меха применяется:
- когда она совпадает с началом мотивов, фраз, предложений и других структурных элементов, что в свою очередь способствует естественному членению мелодии и «взятию дыхания», но при этом важным условием является недопустимость рывков мехом;
- когда необходимо выделить акцент, синкопу или кульминацию.
Незаметная на слух смена движения меха важна при исполнении имитационной полифонии и произведений, с очень большими фразами или с выдержанными звуками. В таких произведениях могут использоваться несколько вариантов мест смены движения меха:
- перед сильной долей такта;
- перед вступлением других голосов;
- перед акцентом;
- перед кульминацией;
- в момент паузы.
Важно отметить, что именно незаметная на слух смена движения меха позволяет не нарушить развитие музыкальной мысли произведения.
На выдержанном звуке, незаметная смена меха достигается при условии, если до момента и в момент смены направления меха сохраняется одно, неизменное положение руки под левым ремнем.
Овладение учащимся заметной и незаметной на слух сменами движения меха, являются важными составляющими техники ведения меха. Именно умелая смена направления движения меха является одним из основных качественных показателей исполнительской культуры баяниста и аккордеониста.
Для достижения правильной смены движения меха требуется обращать серьезное внимание учащегося на следующее:
- во время смены движения меха музыкальная мысль не должна прерываться;
- не допускать резкого непроизвольного рывка в короткий момент поворота меха
- полностью выдерживать длительность звука, не допуская его сокращения;
- сохранять ритмическую ровность в игре мелких нот, без их ускорения и суетливости;
- динамика после смены меха не должна меняться, если нет динамического контраста и не нарушать прогрессию в diminuendo и crescendo.
Распределение меха
Рассмотрение вопроса распределения меха связано с решением двух задач: первая, - правильно определить места смены направление движения меха в произведении и вторая, - освоить управление натяжением меха при разжиме и сжиме.
Как правило, типичными ошибками в распределении меха при исполнении произведений являются:
- не хватает меха на сжим, чтобы точно закончить музыкальное построение. Причина первая, - был слабый разжим меха; причина вторая, - мех на сжим был «передавлен»;
- мех переходит в разжим до предела из-за сильного расходования воздуха, в результате нарушается динамическое развитие и происходит неоправданный рывок меха на сжим;
- смена меха производится перед окончанием фраз, из-за чего искажается естественное «дыхание» музыкальной речи;
- неумение гасить звук на коротких длительностях.
Данные ошибки возникают по причине слабого слухового контроля ученика и недостаточной сформированности двигательных навыков левой руки. Навыки техники меховедения требуют от исполнителя точного расчета в управлении мехом. Во время игры, важно умело пользоваться запасом воздуха в мехе, то есть добиваться необходимой силы и качества звучания при экономном расходовании воздуха в нем. Не следует доводить мех до крайних пределов разжима и сжима, чтобы избежать нехватки воздуха и толчков при смене меха. Иначе говоря, учащийся должен научиться «чувствовать мех».
В распределении движения меха следует учитывать ряд факторов:
- удобным моментом для смены движения меха могут служить начало музыкальных построений - мотивов, фраз, предложений, разделов частей;
- смена меха между forte и piano (эффект «эхо») делает контраст построений более эффектным;
- в больших фразах и на выдержанных звуках необходимо менять движение меха перед сильной долей такта;
- в полифонических произведениях и в крупной форме, смена направления меха необходима в момент вступления темы, что делает её появление более заметным;
- по мере разучивания произведения, допустимы поправки в переносе смены меха между мотивами, фразами, в виду сдвига темпа.
Следовательно, ученик должен знать не только, каким способом менять мех в конкретном произведении, но также, где лучше это сделать, чтобы не нарушить логического строения мелодической линии и как правильно «рассчитать» силу его натяжения.
В работе над распределением меха выделяют три этапа: начальный, рабочий (корректировочный) и заключительный.
Начальный этап включает в себя анализ и определение благоприятных для смены движения меха места в произведении, отталкиваясь от членения музыкальной речи.
Рабочий (корректировочный) этап направлен на корректирование смены меха, так как постоянное совершенствование исполнения, поиск новых исполнительских решений приводит к штриховым, темповым, динамическим изменениям в игре, и соответственно – к другому распределению меха. Учитывается то, что чем быстрее темп, тем больший смысловой отрезок (или несколько отрезков) укладывается на движение меха в одну сторону или как еще говорят музыканты «на один мех». При этом сохраняется установка на то, что каждая часть должна закончиться на сжим меха, а следующая часть - начаться на разжим, как бы «с красной строки».
Заключительный этап – это закрепление точной смены меха в результате соединения всех частей произведения в целое.
Особого распределения меха требует полифоническая музыка, в виду того что учитывая специфику баяна и аккордеона на них невозможно исполнить все голоса не разрывая сменой меха их мелодическую и фразированную линию. Поэтому распределение меха определяет ведущий голос – тема фуги или солирующая мелодия в интермедии.
Способы ведения меха
К основным способам ведения меха относятся: ровное ведение; ускорение или замедление движения меха; рывок мехом; тремоло мехом; вибрато; пунктирное ведение .
Ровное ведение на разжим или сжим, достигается неизменной скоростью движения меха, за счет постоянного одинакового усилия левой руки, что создает постоянный уровень давления воздушной струи на язычки. Ровное ведение обусловлено необходимостью получения ровной, одинаковой по звучности возможно на всех основных динамических градациях от рр до ff.
Надо отметить то, что при данном способе меховедения у учащихся часто встречается ошибка, заключающаяся в том, что при смене направления движения меха не соблюдается сохранение единой динамики. Причина этого – в образовании динамического «толчка», из-за разных усилий левой руки при разжиме и сжиме меха.
Ускорение и замедление движения меха, в результате усиления или ослабевания натяжения меха применяется при необходимости получения равномерного нарастания или уменьшения звучания. Динамическая нюансировка crеsсhеndо и diminuendo на баяне и аккордеоне достигается именно за счёт обращения к данному способу ведения меха. Существенным моментом является осознание учащимся того, что изменение уровня динамики зависит от характера ведения меха, степени его натяжения, а не от плотности прикосновения к клавишам. Данный факт поможет избежать увеличения плотности туше (прикосновения), которое приводит к нерациональному использованию энергии, скованности игрового аппарата и грубости в игре. Чтобы избежать данных недочетов, ученику необходимо очень тщательно контролировать усилия левой руки, прилагаемые к меху.
Рывок мехом исполняется резким коротким движением левой руки. Рывок мехом необходим при взятии или снятии звука, созвучия с акцентом, для яркого показа кульминации, исполнения синкопы, subito forte, sforzando, штрихов маркато, мартеле. Использование данного приёма возможно на самых различных динамических уровнях звучания.
Пунктирное ведениемеха – ведение меха в одном направлении, то есть на разжим или сжим, которое чередуется с полной его остановкой. Применяется данный способ ведения мехом, когда требуется исполнить акцентировано последовательность из нескольких звуков или созвучий. Окончание звука будет выполнено либо только мехом, либо мехом и пальцами одновременно. Данный способ меховедения используется при игре острой ритмической или синкопированной музыки, вызывающей необходимость выделения отдельных аккордов и созвучий.
Тремоло мехом – быстрая, периодическая смена режимов меха «разжим» - «сжим» на звуке или созвучие. При этом начало и окончание звука осуществляется мехом, поскольку пальцы в этот промежуток времени удерживают в нажатом положении нужные клавиши. Разновидностью этого приема является detache, при котором смена направления движения меха на каждый новый звук происходит одновременно с переходом пальцев на соответствующие клавиши.
Вибрато – частое колебание звука. С латинского языка переводится как «дрожание». Вариантов исполнения вибрато много, как правой, так и левой рукой. Вибрато, исполняемое левой рукой, непосредственно связано с движениями меха. Существует два варианта мехового вибрато: первое, - быстрое вибрирование ладони левой руки, и второе, - легкие удары всей ладонью по левому полукорпусу в различных точках клавиатурного угла.
Успешное овладение техникой ведения меха, значительно обогащает арсенал выразительных средств баяна и аккордеона. Благодаря меху можно в полной мере использовать звуковые возможности этих инструментов. Рациональная посадка, устойчивая постановка инструмента и правильное положение левой руки, являются необходимыми условиями успешного управления мехом. Развитием техники ведения меха необходимо начинать заниматься с первых уроков и продолжать на всех этапах обучения, активно задействовав слуховой контроль ученика и его двигательные навыки.
Виды, приемы ведения меха, способы смены движения меха определяются характером каждого конкретного музыкального произведения и его жанром.
Места смены направления движения меха определяются членением музыкальной речи на мотивы, фразы, предложения, части, а так же взятием естественного «дыхания» или логикой развития музыкальной мысли.
Распределение меха, то есть интенсивность его ведения, определяется динамическим развитием, нюансировкой и штрихами произведения. Продуманность, тщательность в распределении меха – это гаранты не только стабильной игры, чувства психологической уверенности и комфорта в процессе исполнения, а также признак профессионализма и культуры исполнителя.
Таким образом, овладение техникой ведения меха способствует формированию исполнительских навыков учащегося, выразительному исполнению, яркому раскрытию содержания музыкального произведения, а так же успешной творческой деятельности будущего музыканта, как любителя, так и профессионала.
Список литературы
Акимов, Ю. Школа игры на баяне. Учеб. пособие. – М.: Изд. Советский композитор, 1989.
Брызгалин, В. Полифонический словарь юного исполнителя. Под ред. проф. Имханицкого, М.И. – Курган: Мир нот, 2001.
Гвоздев, П.А. Принципы образования звука на баяне и его извлечение / П. Гвоздев. В сб.: Баян и баянисты – М.: Советский композитор,1970.
Егоров, Б. Общие вопросы постановки при обучении игре на баяне / Б. Егоров. В сб.: Баян и баянисты, Вып.2. – М.: Советский композитор, 1974.
Егоров, Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. – В сб.: Баян и баянисты, вып. 6. - М.: Изд. Советский композитор, 1984.
Крупин, А.В., Романов, А.Н. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. – Новосибирск, 2002.
Липс, Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1998.
Лушников, В.В. Школа игры на аккордеоне. Учеб. пособ. – М.: Изд. Советский композитор, 1987.
Оберюхтин, М. Расчлененность музыки и смена направления движения меха. – В сб.: Баян и баянисты, Вып. 4. – М.: Музыка, 1978.
Онегин, А. Школа игры на баяне. Учеб. пособ. – М.: Музыка, 1967.
Потеряев, Б.П. Формирование исполнительской техники баяниста: монография / Челяб. Гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск / Б.П. Потеряев, 2007.
Пуриц, И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.: Издательский дом «Композитор», 2001.