kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект. Возникновение и становление Казахского ханства. Продолжение. Властители периода упрочения Казахского государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рубеж ХV-ХVІ веков-это начало нового этапа в истории нынешних центральноазиатских республик. Именно с конца ХV и начала ХVІ века вместе со сложением и упрочением Казахского ханства в Восточном Дешт-и Кипчаке (70-е годы ХV века), государство Шибанидов в Мавераннахре и Хроезме (начало ХVІ века) и Могольского государсвта с центром в Яркенде (с 1514 года) на исторической арене Средней Азии появились новые народности: узбеки, казахи, кыргызы, каракалпаки.

С образованием 1470-1471 годах Казахского ханства Абу-л-Хайр-хана окончательно распалось. С тех пор, по словам Мирзы Хайдара Дуглата, «казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана».

Кипчакские степи к западу от Яика служили для кочевок объединения племен, известных в восточных источниках как мангыты, по названию одного из отюрченных монгольских племен; а в русских источниках мангыты называются ногаями (ногайцами) по имени известного в истории Улуса Джучи военачальника Чингизида Ногая (Нокая), который в конце ХІІІ века ставил и свергал ханов Золотой Орды по своему усмотрению. С ХV века мангыты (ногайцы)представляли не только этнографическую, но и политическую единицу и имели своих властителей (бии, мурза).

Образование Казахского ханства привело Шибанидов к потере верховной власти в Восточном Дешт-и Кипчаке, они рассеялись в разные стороны, но не отказались от политической борьбы. Возглавил такую группу Шибанидов молодой, энергичный и воинственный царевич Мухаммад Шейбани (1451-1510), внук Абу-л-Хайр-хана. После гибели Шейх-Хайдара (около 1740 года), сына и преемника Абу-л-Хайр-хана, приближенным удалось переправить в Астрахань Мухаммада Шйбани и его младшего брата Махмуда (родился в 1454 году). Позже юные султаны вернулись в присырдарьинские степи, образовали там небольшой отряд и начали борьбу за восстановление семьи Абу-л-Хайра в Восточном Дешт-и Кипчаке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Возникновение и становление Казахского ханства. Продолжение. Властители периода упрочения Казахского государства. »

Жезказган, средняя школа № 3 Альмишева Ляззат Шайзаевна, учитель казахского языка и литературы.   Тема проекта: «Возникновение и становление Казахского ханства. (Продолжение). Властители периода упрочения Казахского государства. (550-летию становления Казахского ханства посвящается).

Жезказган, средняя школа № 3

Альмишева Ляззат Шайзаевна,

учитель казахского языка и литературы.

Тема проекта:

«Возникновение и становление Казахского ханства. (Продолжение).

Властители периода упрочения Казахского государства.

(550-летию становления Казахского ханства посвящается).

І глава. Властители периода упрочения Казахского государства.

Рубеж ХV-ХVІ веков-это начало нового этапа в истории нынешних центральноазиатских республик. Именно с конца ХV и начала ХVІ века вместе со сложением и упрочением Казахского ханства в Восточном Дешт-и Кипчаке (70-е годы ХV века), государство Шибанидов в Мавераннахре и Хроезме (начало ХVІ века) и Могольского государсвта с центром в Яркенде (с 1514 года) на исторической арене Средней Азии появились новые народности: узбеки, казахи, кыргызы, каракалпаки.

С образованием 1470-1471 годах Казахского ханства Абу-л-Хайр-хана окончательно распалось. С тех пор, по словам Мирзы Хайдара Дуглата, «казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана».

Кипчакские степи к западу от Яика служили для кочевок объединения племен, известных в восточных источниках как мангыты, по названию одного из отюрченных монгольских племен; а в русских источниках мангыты называются ногаями (ногайцами) по имени известного в истории Улуса Джучи военачальника Чингизида Ногая (Нокая), который в конце ХІІІ века ставил и свергал ханов Золотой Орды по своему усмотрению. С ХV века мангыты (ногайцы)представляли не только этнографическую, но и политическую единицу и имели своих властителей (бии, мурза).

Образование Казахского ханства привело Шибанидов к потере верховной власти в Восточном Дешт-и Кипчаке, они рассеялись в разные стороны, но не отказались от политической борьбы. Возглавил такую группу Шибанидов молодой, энергичный и воинственный царевич Мухаммад Шейбани (1451-1510), внук Абу-л-Хайр-хана. После гибели Шейх-Хайдара (около 1740 года), сына и преемника Абу-л-Хайр-хана, приближенным удалось переправить в Астрахань Мухаммада Шйбани и его младшего брата Махмуда (родился в 1454 году). Позже юные султаны вернулись в присырдарьинские степи, образовали там небольшой отряд и начали борьбу за восстановление семьи Абу-л-Хайра в Восточном Дешт-и Кипчаке.

Однако Мухаммаду Шейбани не удалось повторить опыт деда-возглавить государство в Восточном Дешт-и Кипчаке. Слишком сильны были казахские владетели, они водили тридцати-пятидесятитысячное войско, а около Мухаммада Шейбани была лишь небольшая кучка людей-от нескольких десятков до трехсот-четырехсот человек.

Надежда на восстановление в Степи верховной власти дома Абул-л-Хайр-хана не оправдалась, и два брата, Мухаммад Шейбани и Махмуд-султан, обращаются с воззванием ко всем своим родичам и приверженцам собраться вместе и выступить на войну с Тимуридами. На призыв откликнулись некоторые из близких родственников и ряд предводителей кочевых племен Восточного Дешт-и Кипчака. В 1500 году-на стыке двух столетий-Мухаммад Шейбани во главе небольшого отряда двинулся на юг, в течение короткого времени завоевал Мавераннахр и основал там самостоятельное государство. И в восточных областях Средней Азии в это же самое время происходили важные события. Верховные предводители-в своих наследственных владених, а в Мавераннахре и вилайете Түркестан, где им принадлежали Ташкент, Сайрам, Ура-Тюбе, Шахрухие и ряд других крепостей. При занятии Шейбани-ханом в 1500-1501 годах крупнейших центров Мавераннахра значительную военную помощь оказал ему верховный правитель (улуг хан) моголов Махмуд-хан (правил с 1487 по 1508). Мирза Хайдар Дуглат характеризует эту помощь хана как «опрометчивый поступок»-как необдуманный шаг, не предусматривавший возможной опасности для самих моголов в будущем. Дествительно, обосновавшись в (Среднеазиатском междуречье), Мухаммад Шейбани вскоре направил оружие против вчерашнего покровителя и союзника-Махмуд-хана.

Примечание. Династия Шибанидов, возводившая свой род к внуку Чингиз-хана Шибану (Сыбану), сыну Джучи-хана. Именно Шибанидов, а не Шейбанидов, как это часто пишется в исторической литературе. Дело в том, что прямые потомки самого основателя государства Шибанидов в Средней Азии Абу-л-Фатха Мухаммада Шейбани-хана (таково было полное его имя) никогда и нигде не правили. Господство этой ветви дома Шибана в Мавераннахре длилось до 1007 года хиджры/1598-1899.

Верховный предводитель моголов, отличавшийся нерешительным характером и начисто лишенный военных способностей, не смог справиться с натиском Шейбани-хана и призвал на помощь из Восточного Туркестана своего младшего брата Султан-Ахмада, слывшего храбрым воином и грозой калмаков. Враждующие стороны сошлись в решающем сражении при Ахси в 908 году хиджры/1503. Шейбани-хан не только одержал победу, но и взял в плен обоих братьев. Однако вскоре они были отпущены на волю с условием, что покинут Ташкент.

Ханы отправились в Восточный Туркестан, провели зиму с 1503 на 1504 год вместе в Аксу, где Ахмад-хан (Кичик-хан) умер на исходе зимы. Махмуд-хан поселился в Джетикенте.

Завоевав северную часть владений Тимуридов, Мухаммад Шейбани-хан в мае 1507 года со своими военными силами, уже значительными, переправился через Амударью, вступил в пределы Хорасана и завхватил Герат, Астрабад, Гурган и другие города. Победное шествие Шйбани-хана по обширным владениям Тимуридов было остановлено войсками Иранского шаха Исмаила І (правил с 1501 по 1524 год), нового противника Шибанидов на юге.

Решительная битва между Шейбани-ханом и Исмаил-шахом произошла близ Мерва в ноябре 1510 год. Узбекское войско потерпело полное поражение, а сам Шейбани-хан, заманенный хитростью в ловушку, погиб. Его голова была отделена от туловища и принесена шаху-победителю Исмаилу.

Кожу с головы Шейбани-хана содрали, набили соломой и послали военному сопернику шаха-турецкому султану Баязиду ІІ (правил с 1481 по 1512 год), а череп был оправлен в золото. В дни торжеств шах «клал его на свой престол, ради приобретения почета и для выражения величия». Изорудованный и лишенный головы труп Шейбани-хана все-таки был отбит узбеками, перевезен в Самарканд и похоронен во дворе заложенного им медресе.

Так трагически завершился жизненный путь одного из самых знаменитых потомков Шибана, сына Джучи-хана. В результате поражения Шибаниды потеряли Хоросан, но сохранили власть в Мавераннахре.

Начался новый этап давней борьбы за власть в Кашгарии между Чагатаидами и дуглатовскими эмирами. Чагатаиды одержали верх, и в 920 году хиджры/1714 Султан-Саид-хан создал новое государство с центром в Яркенде, получившее в исторических хрониках местных авторов название Могулийе, Мамлакат-и могулийе- Могольское государство.

Таким образом, жизнь народов Туркестана в конце ХV-начале ХVІ века оказалась насыщенной важнейшимим событиями в сфере как государственно-политической, так и этнической истории. Править государством казахов в это переломное время выпало на долю Бурундук-хана и Касым-хана.

Бурундук был старшим сыном Гирея, первого хана Первого Казахского государства. Согласно «Тарих-и Рашиди», Бурундук-хан-прямой преемник отца. В источниках Бурундук именуется старшим ханом (по-персидски- хан и бузург; по-тюркски- улуг хан ) казахов уже при описании событий середины 70-х годов ХV века, то есть времени, близкого ко времени смерти его отца.

На долю Бурундук-хана выпало править в беспокойное, бурное, полное борьбы и перемен время. Он мужественно встретил условия этого времени и не изменил заветам своего отца и верного его соратника Джанибек-хана: сохранить и упрочить основанное ими государство. Его отличали деятельность и храбрость. Ни одного сколь-нибудь важное в жизни ханства событие последней четверти ХV века не обходилось без участия Бурундук-хана, он лично водил войска и был неоднократно ранен в сражениях. Мусульманские историографы описывают Бурундук-хана как известнейшего из предводителей Дешта и могущественного государя.

Бурундук пребывал в ханском достоинстве продолжительное время-более тридцати лет. Однако удержать верховную власть в своих руках до конца жизни он не сумел. Исторические источники сохранили трагический рассказ о судьбе Бурундук-хана в последние годы жизни.

По словам Мирзы Хайдара Дуглата, к 915 году хиджры/1509-1510 могущественное влияние приобрел сын Джанибек-хана Касым.

И в том время, когда Бурундук еще являлся старшим ханом, фактическое правление ханством и полнота власти находились в руках Касым-султана. Соперничество двух влиятельнейших людей ханства закончилось в конце концов победой всесильного и энергичного султана и изгнанием потерявшего свой авторитет хана. Не ранее осени 1511 года Бурундук-хан с группой приближенных «удалился в Самарканд,-рассказывается в «Тарих-и Рашиди,-и умер на чужбине».

Касым (Касим) был третьим сыном Джанибек-хана, одного из основателей Казахского ханства. Касым-хан родился около 1445-1446 годов, из этого следует, что свою юность он провел в «казачестве» (в скитальчестве, казацкой вольности) в Моголистане, в современном Семиречье.

В общественно-политической жизни Казахского ханства последней трети ХV-ХVІ века Касыму принадлежит одно из центральных мест. Удачливый военачальник, влиятельнейший крупноулусный султан, а впоследствии хан казахов, правитель-реформатор-вот дипазон тех исторических ролей, которые волею судьбы пришлось сыграть Касыму в переломный период истории страны, когда шел процесс упрочения молодого Казахского государства, когда в родных степях на протяжении нескольких десятилетий лютовала междуусобная война, когда в соседних странах сдвигались границы, пересекались одни династии и возводились на «четырехподушечный трон» другие.

Вот краткое изложение истории его возвышения.

Как истинный сын степей, свято чтущий освященную временем традицию подчинения старшему, Касым-султан, по примеру своего отца, был сначала во всем послушен и покорен Бурундук-хану, так пишет Мирза Хайдар Дуглат. Действительно, впервые имя Касым-султана упоминается в источниках в связи с описанием войн Мухаммада Шейбани с казахскими владетелями еще на рубеже 70-80-х годов ХV века, где о нем говорится как об одном «из известных султанов и славных бахадуров Дешт-и Кипчака и предводителе конницы» войска Бурундук-хана.

Давно замечено: когда людская молва наделяет человека властью, власть сама зачастую приходит всед. К началу ХVІ века вырос авторитет Касым-султана, а личная власть усилилась.

Мирза Хайдар, связывающий время усидения Касым-султана со смертью его брата Адик (Атик)-султана, последовавший вскоре после 1503 года, ничего не говорит о причинах, укрепивших положение третьего сына Джанибек-хана. В 915 году хиджры/1506-1510, когда Шибаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара Дуглата, «еще не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук-хане». Ханский титул он принял после удаления Бурундук-хана в Самарканд, то есть не ранее осени 1511 года. С того времени, говорится в «Тарих-и Рашиди», «Касым-хан сделался полным влестелином во всем (Восточном) Дешт-и Кипчаке и приобрел такую известность и могущество, какого еще никто не имел после Джучи-хана».

Касым-известный в Дешт-и Кипчаке богатырь, в битве превосходивший многих удалых джигитов, признанный вождь, за которым его войско шло в огонь и в воду,-и впрямь был большим знатоком войны. В скольких побоищах принмал он участие-и не перечесть. Касыму было за шестьдесят, когда во время очередного сражения, по рассказу автора «Зудат ал-асар» («Сливки летописей»), его свалили с боевого коня, и он оказался на земле, но в разгаре боя противники не узнали хана, и это обстоятельство спасло ему жизнь. Проворные нукеры (здесь-дружинники) сработали быстро, и хан-вновь на коне. Лихой и удачливый был воин-предводитель казахов.

Касым был человеком, действующим в духе возвышенной рыцарской чести, свято чтивший узы родства. Показателен в этом отношении следующий факт, освещенный среднеазиатскими историографами начала ХVІ века-Шади, Бинаи, анонимным автором «Нусрат-наме».

Вот казахские владатели в очередной раз захватили Сауран, а заодно и младшего брата Шейбани-хана Махмуд-султана с семейством. Бурундук-хан «повелел его убить» ввиду давней враждебности. Но Касым, который имел с Махмуд-султаном близкое родство- «их матери были сестрами»,-не согласился с решением хана. Он не только воздержался от убиения пленника, но даже освободил Махмуд-султана и в сопровождении своих верных людей отправил вместе с семейством в Сузак (город-крепость, как и Сауран, распологался на правобережье Сырдарьи), чтобы оттуда переправили его к брату. Этот поступок казахского султана вызывает восхищение у историографа Шейбани-хана, и они все воздают должное великодушию Касыма.

В 80-х годах ХV века, как уже говорилось Касым был «предводителем конницы» войска Бурундук-хана. Слава отважного воина, удачливого военачальника, благородного султана собственно и сделала уже на рубеже ХV-ХVІ веков Касыма реальным вождем казахов. Но он остается верным законам чести. Обладая практически неограниченными полномочиями, Касым сознательно не позволяет себе узурпировать единоличную власть в ханстве.

В последние годы ханствования Бурундука, по словам Мирзы Хайдара Дуглата, Касым старался держаться подальше от Бурундука, потому что, «если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему-душа не лежала». Лишь выпроводив стареюшего Бурундука с подбающими почестями из Степи в Самарканд, к его дочери, Касым принимает на себя заботы правления государством и ханский титул.

Стоит здесь особо отметить, что с тех пор и до ликвидации ханской власти в ХІХ веке верховная власть в Казахских степях оставалсь в руках потомков Джанибек-хана.

Теперь Касым возглавил государство, которое сам не создавал и упрочивал. Свое назначение в качестве верховного владыки казахских улусов он видел прежде всего в укреплении ханской власти, соблюдении обычаев и законности в стране и добился в этом важном деле крупных успехов. Касым, по свидетельству Бабура, младшего современника хана, как никто другой из известных ему правителей держал свой народ в строгом повиновении. А между прочим, число поданных Касым-хана составляло, как утверждает Мирза, более одного миллиона человек.

Вошествие на престол Касым-хана по времени, 1511 год, совпало с созданием братьями Илбарисом и Билбарисом в низовьях Амударьи второго независимого «узбекского» ханства-Хивинского. Окончательный уход Шибанидов с поддерживавшими их родами и племенами из Восточного Дешт-и Кипчака и продолжавшееся затем передвижения кочевников имели определенные последствия для страны в целом: оставшиеся вне своего рода группы, части отдельных родов, стремились примкнуть к какому-нибудь этническому коллективу. Эти вхождения приводили в свою очередь к потере некоторых прежних родоплеменных названий и формированию новых родоплеменных групп с ранее неизвестными или парными названиями.

Заодно в Казахском ханстве происходило новое перераспределение уделов между султанами.

Словом, Великая степь бурлила. И, чтобы не допустить подрыва норм общественной и государственной жизни, Касым выступает реформатором: одни старые законы он упраздняет, другие обновляет и создает новые правовые нормы, приспособленные к жизненным условиям казахского общества в данной исторической ситуации. «Касым-ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»)-под таким названием сохранились в памяти народной узаконения Касым-хана.

Человек, отличавшийся высокими качествами-личной отвагой, военным талантом, способностью вести за собой других,-таким предстает перед нами Касым-хан в отзывах и рассказах мусульманских историков.

Согласно сообщению Мирзы Хайдара Дуглата, хорошо информированного автора и младшего современника Касым-хана, этот правитель умер в 924 году хиджры/1518. По сведениям автора начала ХVІІ века Кадыр-Али-бия, Касым-хан скончался в городе Сарайчуке (на реке Яик) и там же был похоронен.

Известны имена двух сыновей Касым-хана: Мамаш и Хакк-Назар. Оба они были впоследствии ханами. Одна дочь Касым-хана была замужем за знатным ногайским мурзой Шайх-Мамаем. Другая его дочь в 1512 году была выдана замуж за Шибанида Убайдулла-хана, сына Махмуд-султана, брата Мухаммада Шейбани-хана.

Касым-хан, несомненно, один из выдающихся правителей Первого Казахского ханства. Своими благими деяниями, твердой волей и политической мудростью он добился того, что государство казахов стало сильным, в нем царило благополучие, и другие страны с уважением на него взирали.

ІІ глава. История казахов в ХVІ веке.

При Касым-хане казахи окончательно утвердили свое господство над обширными степными прстранствами. Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство не стало, однако, централизованным государством. Это обнаружилось сразу после его смерти, когда остро проявился сепаратизм султанов и начались усобицы.

В усобицах погиб сын и преемник Касым-хана Мамаш. Это случилось в 928 году хиджры/1521-1522. Скоропостижная смерть верховного предводителя казахов Мамаш-хана явилось предвестницей приближающего лихолетья. После смерти Мамаш-хана султаны Дешт-и Кипчака много воевали друг с другом. В конце концов ханом был провозглашен Тахир-султан.

Тахир (Тагир)-султан был сыном Адик (Атик)-султана, четвертого сына Джанибек-хана, одного из основателей Казахского ханства. Тахир, отличавшийся крайней жестокостью и в то же время не обладавший способностями государственного мужа, как и следовало ожидать, вызвал своим правлением всеобщую ненависть. Он был покинут собственным народом и, по словам Мирзы Хайдара Дуглата, умер среди кыргызов в бедственном положении. Это случилось не раньше 938 года хиджры/1531-1532.

После смерти Тахир-хана возглавил казахско-кыргызское объединение его брат Буйдаш-султан. Буйдаш-хан погиб в 967 году хиджры/1559-1560 во время похода на Мавераннахр; вместе с ним погибли около двадцати казахских султанов.

Таким образом, в 30-50-х годах ХVІ века в результате внутренних раздоров и борьбы с внешними врагами погибли тысячи и тысячи рядовых кочевников Казахстана, исчезло несколько султанских фамилий (общим числом более шестидесяти султанов).

Лишь сын Шигай-хана Тавккул, вступивший на престол после 1583 года и правивший до 1598 года, сумел не только покончить с «бухарским протекторатом», но и возродить былую силу Казахского ханства.

Путь Таваккул-султана к вершине власти был тернист. В начале 80-х годов ХVІ века он со своей дружиной состоял при свите бухарского хана Абдуллы (Абдаллах) и принимал активное участие в его борьбе с непокорными Шибанидами. Летом 1583 года Таваккул заподозрил Абдуллу в недоброжелательстве, покинул его и удалился к себе «в Дешт-и Кипчак».

Бог весть какие превратности судьбы испытал Таваккул в родных степях, прежде чем сделался ханом. Когда именно и как это все произошло мы не знаем.

Таваккул вступил на ханство в трудные времена. Казахские султаны покинули Шибанида Абдуллу и вместо сильного союзника и патрона приобрели грозного недруга. Напряженными продолжали оставаться отношения казахов и с могольскими владетелями-правителями Яркендского ханства.

Но Таваккул показал, что он не только знаток войны, но и умелый политик. Ему удалось не просто упрочить свою власть в Степи, но также расширить пределы владений казахов и поднять значение Казахского ханства в международных делах. Всего этого Таваккул достиг удачными военными походами и искусной дипломатией.Однако в достижении главной цели своей внешней политики-овладеть присырдарьинскими городами-казахский хан проявил исключительную настойчивость.

В короткий срок он овладел Сайрамом, Ташкентом, Ясой (город Туркестан), Ахси, Андижаном, Самаркандом и, оставив своего брата Ишима с двадцатью тысячами человек в Самарканде, направился с семьюдесятью-восемьюдесятью тысячами человек в сторону Бухары. Однако стремительное движение кочевников Великой Степи в глубинные оазисы Средней Азии было приостановлено под стенами древней Бухары. Незначительный по численности гарнизон этого города выдержал одиннадцатидневный натиск неприятеля, а на двенадцатый произвел удачную вылазку и нанес казахам поражение. Под покровом ночи Таваккул отступил. Но война продолжалась. В одном из очередных сражений казахский хан был тяжело ранен, отошел к Ташкенту и там через сорок дней умер в том же 1598 году.

Через некотрое время при посредстве шейхов братства Накшбендийа был достигнут мир. Казахи отказались от Самарканда, но сохранили за собой Ташкент, Сайрам, город Туркестан и некоторые другие крепости.

ІІІ глава. Казахское ханство в ХVІІ веке-начале ХVІІІ века.

В ХVІІ столетии международное положение Казахстана значительно изменилось. На восточных границах казахских владений, в бассейне верхнего Иртыша, образовалось Джунгарское ханство (1635-1758)-последнее в истории Центральной Азии сильное кочевое государство. Основное население нового ханства составляли западные монголы, самоназвание которых было ойраты; мусульманские источники называли западных монголов (ойратов) калмаками (калмыками). Верховный предводитель ойратов носил титул хунтайджи (тайджи, тайши- принц крови). Казахам пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с ойратами (джунгарами) за обладание кочевьями в Семиречье.

И на северо-западе Казахстана происходили важные события. Еще в начале 30-х годов часть ойратов, около четверти миллиона человек, отделились от этнического ядра западных монголов. Они откочевали через Северный Казахстан к левобережью Нижней Волги, получили название хальмг (калмык, калмак) и в 1633-1634 годах, оттеснив ногайцев за Волгу, основали там Калмыцкое княжество. В ХVІІІ веке с разрешения царского правительства волжские калмыки переселились на правобережье Волги, где и обитают и поныне.

Крупные изменения произошли и на юго-западе страны. После смерти бухарского хана Абдуллы в 1598 году созданное им государство распалось, а к концу ХVІ столетия прекртаилось и господство династии Шибанидов в Мавераннахре. К власти в Бухаре пришла новая династия-Джанидов, или Аштарханидов.Основоположник новой династии Джани-Мухаммад-султан (Джанибек султан) был из потомков Тукай-Тимура, сын Джучи, сына Чингиз-хана, которые правили в Астрахани (Хаджжи-Тархан, в мусульманских источниках-Аштархан). Когда в Бухаре произошла смена власти, то новая династия получила название Джанидов по имени династа Джани-Мухаммада, или Ашттарханидов по месту происхождения-из Аштархана (Астрахани).

Династия Джанидов правила в Мавераннахаре до 1200 года хиджры/1785-1786.

Другим важным событием явилось то, что в ХVІІ веке государство казахов распалось на три орды, именуемые самими казахами жузами: Улы жүз (Старшая, или Большая, орда) , Орта жүз (Средняя, или Срединная, орда), Киши жүз (Младшая, или Малая, орда).

После смерти Таваккула осенью 1598 года ханом казахов стал его брат Ишим (Есим)-султан. Он был славным султаном и отважным воином, испытанным в государственных делах мужем и привычным к военному образу жизни полководцем. Ишим-хану пришлось вести войну и с Аштраханидами, и с калмаками.

Несмотря на отдельные успехи во внешних войнах, Игим-хану не удалось объединить казахские зземли в централизованное государство. Были причины, которые этому мешали. И одна из них та, что в самом Казахском ханстве в первые десятилетя ХVІІ века существовало несколько соперничавших между собой группировок. Ишим-хану противостояли Турсун-султан, Абулай-султан и другие.

В 1613 году Турсун-Мухаммад-султан, сын Джалим-султана, при поддержке бухарского хана Аштраханида Имам-Кули-хана (правил с 1611 по 1642 год) стал старшим ханом казахов.

Турсун-хан был властелином могучим и внушающим страх соседним правителям. Ойратские властители, по свидетельству самих ойратов, побаивались Турсун-хана, «потому что ...Турсун-царь силен». Он неоднократно разбивал наголову бухарского хана.

Около 1033 года хиджры/1623-1624 Ишим-хан покинул Восточный Туркестан и вернулся в Казахское ханство. Турсун-хан определил местом пребывания Ишима город Туркестан.

Отношения Турсун-Мухаммадда с прежним старшим ханом, Ишимом, складвалисьь по-разному: порою обострялись и доходили до военных столкновений, но затем они «прощали друг друга и снова завязывали узы дружбы». Однако угли вражды тлели постоянно.

В 1306 году хиджры/1626-1627, пишет автор «Бахр ал-асрар», Ишим отправился в набег на становища калмаков. Тем временем коварный Турсун-хан, перенебрегая законами родства и чести, отправляет войско на орду (ставку) Ишим-хана, которая располагаласьь «в одной местности Туркестана», для захвата и истребления оставшихся там без защиты людей. Сам же, решив лишить Ишим-хана жизни, с войском отправился навстречу своему влиятельному политическому сопернику. Но опытный в военном деле Ишим-хан, зная нрав Турсун-хана, не дал застать сабя врасплох. Завязалось побоище. Турсун-хан потерпел поражение и бежал в Ташкент. Спустя несколько дней под Ташкентом состоялось второе сражение войнов двух казахских владетелей.

В разгаре боя разыгралась трагедия, и кара свершилась. Приближенные Турсун-хана-люди, которые должны были защищать его жизнь-вдруг «вышли из круга повиновения» и разом напали на него. Хан был убит, голова отделена от туловища и доставлена Ишим-хану, который в свою очередь, отправил голову поверженного соперника во дворец бухарского Имам-Кули-хана. Так трагически погиб, став жертвой собственной интриги, один из могущественных казахских правителей ХVІІ столетия.

Ишим во второй раз взошел на трон. Однако он недолго пережил Турсун-хана. Согласно известиям Махмуда ибн Вали, он умер в начале осени 1628 года и был похоронен в городе Туркестане, подле мечети Ходжи Ахмеда Ясави. Тогда же над могилой хана был построен особый, небольшой, ныне совершенно разрушившийся мавзолей.

После смерти Ишима вновь начались усобицы. В конец концов вверх одержал старший сын Ишим-хана Джанибек-султан и стал старшим ханом казахов в начале 30-х годов ХVІІ века. О событиях его правления мало что известно. Судя по русским источникам, он много воевал с ойратскими тайши. По всей вероятности, Джанибек-хан и погиб в одном из сражении с ойратами в начале 40-х годов ХVІІ века.

Его преемником стал Джахангир (Янгир)-султан, другой сын Ишим-хана. Он, как и старший брат, много воевал с ойратами, в годы, когдла был еще царевичем, даже попал к ним в плен. Освободившись из унизительного плена по какой-то счастливой случайности, Джахангир остался на всю жизнь непремиримым врагом ойратов и, став ханом, не переставал беспокоить их частыми набегами. Джахангир-хан погиб в одной из войн с ойратами. Это печальное событие произошло в 1652 году.

Борьба с ойратами продолжалась и при преемнике Джахангира, сыне его Тауке (Таваккул)-хане.

Борьба с ойратами приняла наиболее острую форму, когда к власти в Джунгарском ханстве пришел энергичный Цеван-Рабтан (правил с 1697-1727 год).

Несмотря на тяжелую и упорную борьбу с ойратами, Казахское ханство при правлении Тауке-хана не только сохранило свою независимость, но и достигло значительного внутреннего укрепления.

Тауке был государем умным и окружил себя умными людьми. Здесь достаточно сказать, что членами совета при хане были такие чрезвычайно сведущие в обычном праве люди и известные ораторы своего времени, как, например, Толе-бий, Казыбек-би, Айтек-бий. Тауке-хан был трезвым политиком, действующим решительно, но наверняка. Условия времени требовали реформ-и он собирает в урочище Культюбе (Сырдарьинская область) своих мудрых биев. Вместе они создают законодательный акт, который известен под названием «Жеты жаргы» («Семь установлений»), а в научной литературе еще и как «Законы хана Тауке», или «Уложение хана Тауке». Так путем законодательного урегулирования расшаттавшихся общественных устоев, Тауке-хану удалось укрепить хозяйственно-политические связи между тремя жузами, преодолеть политический раскол единого Казахского ханства и мобилизовать всю мощь госдарства на оборону от сильного врага-ойратов.

Тауке был последним ханом, власть которого признавалась во всем государстве. После его смерти (между 1715-1717 годами) подняли голову «мелкие ханы» (келте хан), и во всех трех казахских жузах появились свои властители, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, но не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Улы жуза, ханом Орта жуза, ханом Киши жуза.

Окончилась история Первого Казахского государства-Казахского ханства. Началась история казахских ханств-казахских жузов.

IV глава. Россия и казахи.

IV глава. Россия и казахи.

Государство казахов в Росии в ХVІ-ХVІІ веках называли Казачьей ордой. Однако позже, с ХVІІІ столетия, в русских источниках, а затем и в научной литературе казаков (казахов) ощибочно стали называть киргизами, киргиз-кайсаками, а их государство-Киргиз-Кайсацкой ордой.

Первое упоминание о казахах в русских источниках относится ко времени правления Касым-хана (умер в 1518 году). В русских источниках содержатся сведения о посольстве Ивана ІV к казахскому хану Хакк-Назару (умер в 1580 году), но о подробностях пока ничего не известно.

Вскоре после смерти Тауке, последнеего общеказахского хана, когда во всех трех казахских жузах появились свои правители, а государство распалось на отдельные султанские владения и отсутствовала централизованная власть, военная мощь казахов сильно ослабла. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться агрессивные соседи. С востока усилили свои набеги владетели Джунгарского ханства, с северо-запада казахские роды и племена подверглись постоянным нападениям волжских калмыков и башкир. Не было спокойно и на юго-западе страны, на границе с узбекскими ханствами.

Начало ХVІІІ века выдвигает на политическую арену хана Младшего жуза Абулхаира (Абу-л-Хаир). Он стал знаковой фигурой в истории Казахского народа.

С 1710 по 1723 год Абулхаир значительно укрепил свой авторитет среди казахов в результате успешных боевых действий во главе казахских джигитов против джунгар, волжских калмыков, башкир и яицких казахов, утвердивших за ним репутацию талантливого полководца, лихого наездника-батыра и могучего борца, отличавшегося почти легендарной физической силой.

В самые тяжелые и трагические для казахов первые месяца «Актабан шубырынды» («Великого бедствия») Абулхаир оказаля, по существу, единственным из казахских правителей, Чингизидов, кто сумел не только быстро вывести народ из состояния растерянности и отчаяния, вызванного внезапным вторжением в южные кочевья многочисленных вооруженных отрядов врага, но и в короткий срок мобилизовать подвластные племена на решительное отражение джунгарской агрессии.

С востока усилили свои набеги владетели Джунгарского ханства, с северо-запада казахские роды и племена подверглись постоянным нападениям волжских калмыков и башкир. Не было спокойно и на юго-западе страны, на границе с узбекскими ханствами.

С востока усилили свои набеги владетели Джунгарского ханства, с северо-запада казахские роды и племена подверглись постоянным нападениям волжских калмыков и башкир. Не было спокойно и на юго-западе страны, на границе с узбекскими ханствами.

С 1723 по 1726 год отряды казахов под предводительством Абулхаира одержали ряд серьезных побед над калмыками и джунгарами.

Постоянные войны, потеря казахами значительной части кочевий вызывали внутренние раздоры и междуусобийцы среди самих казахов.

Для выхода из создавшегося чрезвычайного положения в связи с внешнеполитической опасностью и внутренними разногласиями была необходима поддержка могучего покровителя.

Осенью 1730 года бии (предводители родов и племен) Киши жуза (Малой, или Младшей, орды) собрались «в середине степи, для рассуждения о делах народных».

Было принято решение о заключении мирного договора с царским правительством. Но Абулхаир решил пойти дальше и принять вместе с подвластным ему народом российское подданство. О свооем решении он сообщил только пятерым наиболее приближенным к нему старшинам и направил послание в Санкт-Петербург с предложением о своем подданстве России.

Позже он назвал причину таких действий: «...И не советывая о том никому, не объявляя своим салтанам и подлым знатным своим биям, предал себя под высочайшую протекцию; Е.И.В. Ко мне милостию над непрителями своими хотел иметь отмщение... ».

В ответ на предложение Абулхаир-хана в октябре 1731 года к нему из Санкт-Петербурга прибыло посольство во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел А.И.Тевкелевым, который передал грамоту императрицы Анны Иоанновны о принятии казахов в российское подданство, подписанную ею 19 февраля 1731 года.

10 октября 1731 года в урочище Манитобе на Иргизе хан Киши жуза Абулхаир и ряд других знатных казахских владателей приняли присягу на подданство российское. Стал разворачиваться процесс присоединения к России казахских жузов. Этот внутренне протворечивый и длившийся более века процесс открыл новую страницу в истории Казахстана.

Начало ХVІІІ века выдвигает на политическую арену хана Младшего жуза Абулхаира (Абу-л-Хаир).

Начало ХVІІІ века выдвигает на политическую арену хана Младшего жуза Абулхаира (Абу-л-Хаир).

Казахи-самый многочисленный из тюркских народов-были соседями Российского государства на всем пространстве от Яика до Иртыша, и через Казахские степи проходили кратчайшие торговые пути из России в Среднюю Азию, Афганистан, Персию и Индию.

Предложение казахского хана о принятии его в добровольное подданство не просто сответствовало политическим интересам России на Востоке. Он льстило славе Россиского государства, ибо представлялось, как казалось, уникальную возможность присоединить к нему одним росчеркам пера, без единого выстрела и кровопролития многочисленный народ и огромные степные просторы на юго-востоке страны.

19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписала грамоту хану Абулхаиру и всему казахскому народу о добровольном принятии их в российское подданство.

28 февраля 1740 года вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом (Абу-л-Мухаммад) подданство российского императорского престола принял Аблай (Абулай-хан).

В конце 20-х-начале 30-х годов ХVІІІ века он выдвинулся в число казахских военных и политических лидеров. В ходе наступательных боевых операций казахского ополчения против джунгарских войск, в нелегкой и кровопролитной войне он показал впечатляющие образцы храбрости и проявил талант военачальника.

Благодаря своим выдающимся воинским и организаторским способностям Аблай был избран казахскими старейшинами султаном в сильном и многочисленном роде атыгай- одном из наиболее крупных подразделений аргынов. С этого момента началась активная не только военная, но и политическая деятельность султана Аблая, широко прославившая его имя среди казахского населения трех жузов.

За время своей продолжительной политической деятельности внутри Степи и за ее пределами Аблай проявил себя умным, хитрым и гибким правителем.

Формально подчиняясь хану Среднего жуза Абулмамбету, он демонстрировал перед казахами и россискими властями свое почти сыновнее почтение к прямому патрону и одновременно показывал уважительное отношение к старшему хану Абулхаиру. При этом предусмотрительный Аблай четко дистанцировался от главного врага Абулхаира-султана Барака (умер в 1750 году), а после трагической кончины верховного правителя казахов Абулхаира, которого он называл «нашего народа счастья содержателем и отцом нашим», жестко осудил убийцу старшего хана и предложил семейству погибшего свое личное содействие в осуществлении плана кровной мести.

В 1771 году в связи со смертью хана Среднего жуза Абулмамбета в городе Туркестане состоялась официальное избрание Аблая ханом. На том же курултае он был провозглашен верховным правителем казахов-старшим ханом.

Султан Аблай приобрел ханский титул в 1771 году, но только пять лет спустя, уступая настойчивам просьбам оренбургских чиновников, обратился к русской императрице с просьбой об утверждении его верховным правителем всех трех жузов. Царское правительство, давно присвоившее себе право санкционировать выборы ханов в Младшем жузе, с удовлетворением восприняло обаещение Аблая об утверждении его в звании хана. Но поскольку в расчеты Петербурга не входило усиление в казахском обществе института старшего хана, императрица Екатерина ІІ по рекомендации Коллегии иностранных дел 24 мая 1778 года утвердила за ним лишь титул хана Старшего жуза.

Летом 1780 года после возвращения из победоносного похода на кыргызов состояние здоровья Аблая значительно ухудшилось, и перед ним остро встал вопрос о престолонаследии в своем ханстве в случае его преждевременной кончины. В решении этой чрезвычайно важной проблемы Аблай пошел традиционным путем и завещал ближайшим потомкам разделить власть между двумя старшими сыновьями по принципу старой улусной системы, основанной еще Чингиз-ханом. «Вся Средняя орда досталась сыну его, вышеупомянутому Вали-хану, а другой-Адиль-солтан получил в свое владение великую часть Большой орды, а прочие при них-по уделам».

26 сентября 1811 года в соответствии с указом императора Александра І султан Букей (Букай) был поднят ханом на белой кошме на правом берегу Урала. В ноябре этого же года Александр І официально утвердил ханский титул Букея. Это был первый легитимный хан.

Аблай (Абулай-хан).

Аблай (Абулай-хан).

После смерти Букея правил Ордой его младший брат Шигай, нелигитимный хан, его ханский титул не был признан царским правительством. Согласно указу царского правительства и завещанию Буекея он управлял Внутренней Ордой на правах опекуна официального наследника Жангира.

Власть Жангиру (Джахангир-хан) была передана в середине 1824 года в соответствии со специальным указом императора Александра І.

Жангир получил хорошее европейское образование, знал языки, в 1840 году стал генерал-майором русской армии. Имел свой дом в Ханской ставке (Урде) и в Астрахани; собственный торговый двор-в Саратове, стоянку-в Оренбурге. Неоднократно бывал в Петербурге, участвовал в коронации Николя І, посещал Казань и Кавказ.

Жангир был честолюбивым правителем, целенаправленно стермившимся к усилению своей политической власти среди казахов путем расширения ханских полномочий и централизации системы управления в Орде. Жангир завещал ханский титул старшему сыну от второго брака Сахибгирею. Однако после его смерти ханская власть в Букеевской орде была официально упразднена царским правительством, и законный наследник Жангира не был возведен на трон.

С 30-х годов ХІХ века русское правительство уже придерживалось иной политики: принимались жесткие и активные меры, направленные на подчинение Казахских степей и присоединение их к России.

Такая полтика не могла восприниматься безропотно. Султан Касым (умер в 1840 году) был непримиримым противником российской колонизации и защитником национальных интересов казахов. После многих столкновений с русскими карательными отрядами Касым с большим количеством казахов ушел из родных мест Кокшетау в пределы Кокандского ханства. Там он и его братья были вероломно убиты узбеками.

В 1837 году возглавил народно-освободительную борьбу казахов против российского колониального господства сын Касыма, внук Аблай-хана Кенесары (Кена-сары).

В 1837 году возглавил народно-освободительную борьбу казахов против российского колониального господства сын Касыма, внук Аблай-хана Кенесары (Кена-сары).

В 1837 году возглавил народно-освободительную борьбу казахов против российского колониального господства сын Касыма, внук Аблай-хана Кенесары (Кена-сары).

В сентябре 1841 года родоначальниками части родов Среднего и Малого жузов он был избран ханом. В 1842-1843 году был признан в звании казахского хана бухарским эмиром Насруллой-ханом. В последующие годы вел упорную борьбу с царскими отрядами за политическую автономию Казахстана в составе России. В 1846 году был вытеснен ими в долины рек Чу и Или. Здесь попытался распространить свою власть на соседние племена тянь-шанских кыргызов, но весной 1847 года был схвачен кыргызскими манапами в районе реки Карасу в горах Кеклы. Войско Кенесары было истреблено, а сам он на третий день был казнен манапом Калигулой Алибековым. Позднее палач был награжден за это царским правительством серебряной медалью.

Для казахского народа наступили черные дни. Началсь эпоха жесточайшего колониального господства России.

Процесс присоединения Казахстана к России завершился. Началось присоединение к России среднеазиатских узбекских ханств.

Насильственное и неумелое вмешательство русского правительства в жизнь кочевников Великой Степи привело к трагическим последствиям. Жестокая колониальная политика разрушила общественный строй и устоявшиеся порядки. Принуждение к оседлости вело к сокращщению пастбищ и скота, что вызвало резкое ухудшение благосостояния казахского народа. Массовый голод и тяготы переходного периода сказались на численности коренного населения Казахстана.

Но как бы то ни были тяжелы последствия присоединения Казахстана к Российской империи, оно, несомненно, имеет и свои положительные стороны. Вступление казахов в русский протекторат спасло их от массового порабощения Джунгарией (1635-1758), положило начало разложению в Казахских степях родового быта и переходу казахов от кочевой жизни к оседлости, приобщило их к передовой европейской культуре и науке.

Спасибо за внимание!!! Абылай хан (Абулай-хан) Абулхаир (1693 – 1748).  Абу-л-Хаир Гази  Бахадур-хан (шын аты Әбілмансұр)  (1711 – 1781)

Спасибо за внимание!!!

Абылай хан (Абулай-хан)

Абулхаир (1693 – 1748). Абу-л-Хаир Гази Бахадур-хан

(шын аты Әбілмансұр) (1711 – 1781)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Альмишева Ляззат Шайзаевна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства