Одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных объектах (предметах) или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Этот процесс настолько захватывает человека,
что начинает управлять его жизнью.
Человек становится беспомощным
перед своим пристрастием.
Волевые усилия человека ослабевают
и не дают возможности противостоять
аддикции.
Факторы,
влияющие на формирование
зависимого типа поведения:
дефицит положительных эмоций в жизни, стресс, депрессия;
проблемы в личной жизни, проблемы с учебой;
отсутствие взаимопонимания с близкими, учителями, сверстниками;
появление новых модных тенденций (модельная внешность, модификации тела и пр.);
неправильный стиль воспитания ребенка в семье, развод родителей, детская психотравма;
слабый тип нервной системы, отсутствие хобби и смысла жизни;
слабое развитие эмоционального интеллекта личности.
Все виды аддикций можно разделить на две группы:
Поведенческая
(зависимость от действий).
Имеет психологическую или психофизиологическую природу и связана с повторением навязчивых действий, которые успокаивают или дают ощущение удовлетворения.
К ним относят:
интернет-зависимость, компьютерная зависимость,
номофобия – (зависимость от мобильных телефонов),
трудоголизм (работогольная аддикция),
шопоголизм - (ониомания — непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса покупки).
патологическая любовь, сексуальная аддикция.
Химическая
(зависимость от конкретных веществ).
В этой группе выделяют следующие виды зависимого поведения:
ЗАДАНИЕ1:Обыграть ситуацию,возникшую между педагогом и обучающимися:
Поведенческая зависимость
Химическая зависимость
Идёт занятие в объединении. Вы объясняете новую тему.
Один из обучающихся увлечённо «общается» со своим телефоном, совсем не обращая внимания на вас.
Вы обязательно должны вмешаться!
Покажите ваши действия, ответную реакцию со стороны этого обучающегося и остальных детей .
Вы проходите по территории детского образовательного учреждения. Во дворе группа детей курит электронные сигареты (вейпы).
Вы обязательно должны вмешаться!
Покажите ваши действия, ответную реакцию со стороны детей .
Обсудить представленныепроблемные ситуации
«Пессимисты» ЦЕЛЬ: рассмотреть ситуации с критической точки зрения, мотивировать, почему вмешательство педагога не принесёт никакой пользы в воспитании подрастающего поколения.
«Оптимисты»
ЦЕЛЬ: мотивированно доказать, что вмешательство педагога в данных ситуациях было необходимо
и, несомненно, повлияет
положительно на решение
проблемы аддикции.
Аддикция создаетсянепсихоактивными веществамиинеобъектом, а темКАК человек ОТНОСИТСЯ К НЕМУ!
Любая деятельность может осуществлятьсяздоровыминездоровымобразом.
Задание 2.
1.«Теоретики»ЦЕЛЬ: изложить теоретический подход
к решению проблемы по профилактике детского аддиктивного поведения .
2. «Практики»ЦЕЛЬ: рассмотреть практические способы, приемы и методы, направленные на профилактику аддиктивного поведения на различных этапах занятия.
Способы и приёмы,направленные на профилактику аддиктивного поведения обучающихся
Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, сопереживание ребёнку;
Снятие чувства страха;
Четкая инструкция, совет, как выполнить планируемое;
Авансирование личности ребёнка, провозглашение его достоинств.
Самодиагностика склонности к аддикции у взрослых
• У Вас изменилось поведение. Ради удовольствия Вы способны выйти ночью из дома, поехать на другой конец города, обмануть.
• Вам плохо, когда источник удовольствия отсутствует. Без привычных действий или препаратов вы испытываете тревогу, волнуетесь, не можете сосредоточиться на бытовых делах.
• Вы тратите на удовольствие слишком много денег. Вы не покупаете необходимые вещи, не оплачиваете счета за квартиру, занимаете деньги у знакомых.
• Вы ощущаете физиологический дискомфорт. Когда пытаетесь отказаться от привычного удовольствия, начинается головная боль, нарушение сна, непонятная усталость или классическая ломка.
• Вы меняете решение. Например, при добровольном отказе от сладкого, Вы начинаете придумывать разные отговорки – почему Вам нужно «сладкое для мозга» или без привычной конфеты Вы не сможете сосредоточиться на работе.
• Вы меняете привычный распорядок дня. День начинается и проходит под лозунгом любимой привычки. Если Вам не удается совершить привычный ритуал, Вы будете нервничать и чувствовать, что «что-то не так».
• Вас не интересует мнение окружающих. Вас не пугают скандалы, ультиматумы, проблемы на работе, осуждение родных. Вы думаете только о своей привычке и доказываете свою правоту.
Рекомендации проблемного стола (проект)
Активно применять в образовательной деятельности методы и приёмы, формирующие «ситуации успеха», как средство развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования.
Развивать творческие возможности и таланты обучающихся через сопровождение их «ситуацией успеха».