kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Применение системно-деятельностного подхода на занятиях в системе дополнительного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка включает в себя презентацию, в которой подробно рассматривается технология деятельностного типа "Развитие критического мышления", а так же доклад. В нем описываются основные положения системно-деятельностного подхода, технологии деятельностного типа: РКМ и кейсс-технология. Примеры приведены из практики обучения иностранному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад (2)»

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях в системе дополнительного образования


Тьютор,

МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»

Карпенко Ирина Владимировна



«Процесс учения - это процесс деятельности ученика,

направленный на становление его сознания

и его личности в целом».

А.Г. Асмолов


Каждый педагог в своей деятельности стремится привнести в процесс обучения что-то новое, сделать занятие творческим и интересным для детей. Новые методы обучения действительно положительно влияют на процесс усвоения материала. В последнее время в рамках ФГОС наибольшую популярность приобрели технологии деятельностного типа, так как они наиболее полно раскрывают задачи, поставленные перед современным образованием, на развитие творческой, самостоятельной, активной личности. Все эти технологии – являются средством достижения планируемых результатов обучения в рамках системно-деятельностного подхода, основная идея, которого в создании педагогом «ситуаций активизирующего затруднения»: новые знания не даются в готовом виде; дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт с взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Педагог должен стараться при введении нового материала не все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.


Педагогические технологии деятельностного типа


Повышение эффективности образования, удовлетворение возросших требований к его результатам стало возможным благодаря внедрению инновационных технологий, в том числе технологии развития критического мышления.

Внимание к данной технологии связано с ее нацеленностью на формирование нового стиля мышления – критического, в результате которого формируются такие базовые качества личности как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за результаты своей деятельности; формируется умение работать с информацией наиболее эффективным образом; стимулируется самообразование и самоорганизация.

Данная технология разработана в конце XX века американскими педагогами (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В её основе лежит теория осмысленного обучения и учение о творческом сотрудничестве ученика и учителя Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже.

Технология РКМ развивает коммуникативные компетенции, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии – то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные пути решения проблем.

Эти качества во многом согласуются с требованиями к результатам обучения, обозначенными в ФГОС, что актуализирует необходимость ее широкого применения.

Использование интерактивных приемов на занятиях позволяет менять формы деятельности учащихся от констатации отдельных фактов до графического представления материала, учит работать в группе, аргументировано выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать предложенную ситуацию и самостоятельно находить решение

Технология Развития критического мышления с успехом используется на занятиях иностранного языка при работе с текстом. Использование этой технологии позволяет разносторонне рассмотреть и проанализировать содержание текста, обращая внимание на изучение деталей. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Базовая модель технологии состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Такая структура, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по данной проблеме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, как можно применить полученные знания.

Первая стадия – вызов. Её присутствие обязательно.

Данная стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

- побудить к активной работе;

Возможные технологические приемы: составление списка «известной информации»; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (кластеры, таблицы); набор верных и неверных утверждений, перепутанных логических цепочек и т. д. Все это обсуждается на занятии.

В процессе реализации стадии вызова важно: 1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; 2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей.

Вторая стадия – осмысление. Данная стадия позволяет:

- получить новую информацию;

- осмыслить её;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Учащиеся читают или воспринимают тексты, ведут записи по мере их осмысления, получения новой информации, ищут ответы на поставленные на первой стадии вопросы. Для восприятия и анализа текстов используются методы активного чтения: маркировка с использованием значков (+, ?, - и др.), ведения записей типа дневника или «бортового журнала».

В процессе восприятия (медиа) текста учащиеся делают пометки (например, маркировку на полях печатного листа): V (уже знал); + (новое); - (думал/ю иначе); ? (не понял, есть вопросы, желание узнать больше, подробнее). Потом на основе этих знаковых пометок составляются таблицы.

Естественно, можно использовать как один знак, так и несколько сразу, если, например, новая информация в тексте вызывает вопросы.

Третья стадия – рефлексия. Данная стадия позволяет:

- целостно осмыслить и обобщить полученную информацию;

- сформировать у каждого участника мероприятия собственное отношение к изучаемому.

Возможные технологические приемы: заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственной связи между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные в начале занятия вопросы; организация круглых столов, дискуссий; написание творческих работ; дополнительные исследования отдельных вопросов темы и т. д.

Образовательная технология развития критического мышления на всех этапах предусматривает толерантное, уважительное отношение педагога и аудитории к любым высказанным мнениям, пусть даже абсолютно неверным.

При знакомстве с творчеством Ш. Перро на своем занятии, я использовала элементы технологии РКМ. На стадии «вызова» детям предлагалось вспомнить все сказки этого писателя, которые им уже знакомы. Далее ребята слушали на французском языке начало и небольшие эпизоды из сказок, отгадывали их название, а так же методом исключения узнавали новые, еще неизвестные произведения этого автора.

На занятии французского языка очень интересно проходит конкурс на лучшую ассоциограмму (кластер) На больших плакатах в центре пишется ключевое слово (например, printemps). «Quels mots et expressions sont évoqués (vous viennent à l’esprit) quand vous pensez au printemps?»Каждая группа пишет как можно больше слов и словосочетаний, связанных с этим словом, например: les perce-neige, le ciel bleu, un coup de foudre (любовь с первого взгляда), les muguets, les ruisseaux, l’espoir, les examens, la verdure, les pommiers en fleur, l’heure d’été, Pâques, le 1 mai, la Fête des mères / les oiseaux reviennent / les grandes vacances approchent / on va planter des légumes / on va camper, etc. Выигрывает команда, y которой возникло больше ассоциаций и которая может их прокомментировать.

Методические приемы технологии РКМ:

1. Кластеры: составление схемы прочитанного (прослушанного) текста позволяет выделить ключевые моменты текста и составить краткий план пересказа. Построение кластера значительно облегчает пересказ прочитанного.

2.Синквейн (от франц. cinquains–пятистишие): правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки: 1-я строка – тема (существительное) 2-я строка – описание темы (2 прилагательных) 3-я строка –действие (3 глагола, относящихся к теме) 4-я строка –цитата, фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме.

3. Прием «Ключевые слова»: по предложенным ключевым словам нужно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям.

4. Прием «Корзина идей»: учащимся предлагается высказать свои предположения по содержанию текста, узнав только его название и в течение урока выяснить, насколько эти предположения были верными.

5. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Ролевая игра - ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. На своих занятиях по французскому яыку я активно использую такие игры.

Например, детям очень нравится ролевая игра «Капризный покупатель» («Un acheteur difficile»).Оформляем витрину и прилавок любого магазина (например, одежды). Продавец предлагает ту или иную вещь, а покупатель/покупательница хочет непременно другую, например:

Vous voulez essayer ce gilet, mademoiselle?

Non, la couleur ne me plaît pas, montrez-moi celui-ci.

Monsieur, vous prenez cette cravate?

Non, elle est trop étroite, je veux regarder celle-là.

«Портрет». Учитель говорит имя одного из учеников группы. Ребята по очереди описывают сначала внешность этого человека, а затем черты его характера. В этой игре важна динамичность. Кто задумался – тот выбывает.

«В гостях». Эта игра сочетает отработку лексики по теме «Еда» и употребление артиклей. Выбирается одна «хозяйка», которая предлагает своим «гостям» разные блюда. Например: Voulez-vous du café ? – Merci, donnez-moi une tasse de café.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.

На уроках иностранного языка в зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:


- младший школьный возраст – сюжетная ролевая игра сказочного содержания;

Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, режиме дня и т.п.

Учащиеся охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет, с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

- средний школьный возраст – сюжетные ролевые игры бытового содержания;


- старший школьный возраст – имитационные ролевые игры познавательного содержания;

Проводятся также игровые дискуссии, раскрывающие отношения школьников к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино.

Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Преподавание иностранного языка сводится к созданию условий для исследования, изучения, выяснения нового, ранее неизвестного. При этом преподаватель выступает в роли организатора, посредника, мотиватора, а не единственного источника информации, объем которой стремительно увеличивается и, подчас, также быстро устаревает.

Разбирая особенности технологий деятельностного типа, следует остановиться на Кейс-технологии.

Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай.

Кейс-метод – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, когда учащиеся не получают готовых решений и знаний, а учатся добывать их самостоятельно. Следовательно, они учатся работать в группах, отстаивать свою точку зрения и слушать собеседника.

Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого преподавателя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.




К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод инцидента;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • игровое проектирование;

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод дискуссии

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади /case study method);


Основными задачами кейс-метода являются: овладение навыками анализа ситуации и постановки проблемы, навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения, навык самостоятельного принятия решения на основе группового анализа. Нам известно, какое большое значение в организации учебного процесса имеет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем.

На уроке французского языка при изучении географического положения Франции можно использовать такой методический прием, как письмо с «размытыми строчками».

Ребята предлагается некая модель описания любой страны. Ребята по опорным словам догадываются, о какой стране идет речь, и составляют свои проекты-презентации стран.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

В заключение хочется отметить, что использование данных технологий методов вносит новую струю в обучение иностранным языкам, способствует повышению мотивации обучаемых в их изучении, а также предоставляет уникальную возможность для диалога культур.

Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс»

Применение системно-деятельностного подхода  на занятиях в системе дополнительного образования Подготовили: Карпенко Ирина Владимировна, Тьютор МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»

Применение системно-деятельностного подхода на занятиях в системе дополнительного образования

Подготовили:

Карпенко Ирина Владимировна,

Тьютор

МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»

«Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом».  А.Г. Асмолов

«Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом».

А.Г. Асмолов

Основные компоненты  образовательного процесса  при системно-деятельностном подходе

Основные компоненты образовательного процесса при системно-деятельностном подходе

  • Мотивационно-целевой компонент
  • Содержательный компонент
  • Операциональный компонент
  • Рефлексивно-оценочный компонент .
Технология развития критического мышления ( технология РКМ) «Критическое мышление»- это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт .

Технология развития

критического мышления

( технология РКМ)

«Критическое мышление»- это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт .

Что значит «думать критически»?

Что значит «думать критически»?

  • Проявлять любознательность;
  • Быть исследователем;
  • Уметь задавать вопросы;
  • Искать и находить ответы;
  • Понимать суть причинно-следственных связей;
  • Сомневаться в известных истинах;
  • Определять и отстаивать свою точку зрения;
  • Оказывать уважение и проявлять внимание к доводам оппонента.
Схема занятия в технологии РКМ «Вызов »  Приёмы на стадии «Вызова»: «Осмысление»  «Верные и неверные высказывания», Приёмы на стадии «Осмысление»: «Рефлексия» «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Ключевые слова», «Отсроченная догадка», «Мозговой штурм», «Загадка» «Чтение с остановками», «Инсерт», «Двучастные дневнеки и бортовые журналы», «Толстые» и «тонкие вопросы», «Ромашка Блума», «Зигзаг», «Создание викторины» Приёмы на стадии «Рефлексия»: Синквейн, Хокку, написание творческих работ

Схема занятия в технологии РКМ

«Вызов »

Приёмы на стадии «Вызова»:

«Осмысление»

«Верные и неверные высказывания»,

Приёмы на стадии «Осмысление»:

«Рефлексия»

«Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Ключевые слова», «Отсроченная догадка», «Мозговой штурм», «Загадка»

«Чтение с остановками», «Инсерт», «Двучастные дневнеки и бортовые журналы», «Толстые» и «тонкие вопросы», «Ромашка Блума», «Зигзаг», «Создание викторины»

Приёмы на стадии «Рефлексия»:

Синквейн, Хокку, написание творческих работ

В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:

В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:

  • умение видеть свои «знания» и «незнания»;
  • умение работать в группах;
  • графически оформлять материал;
  • умение обобщать и систематизировать полученные знания;
Правила технологии РКМ: Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. ” Толстый” вопрос ” Тонкий” вопрос Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? Может…? Мог ли…? В чём различие…? Было ли…? Будет…? Почему вы считаете….? Согласны ли вы…? Верно ли…? Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?

Правила технологии РКМ:

  • Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Толстый” вопрос

Тонкий” вопрос

Объясните почему….?

Кто..? Что…? Когда…?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

Может…? Мог ли…?

В чём различие…?

Было ли…? Будет…?

Почему вы считаете….?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

Правила технологии РКМ: 2. Исследуйте факты, доказательства. 3. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

Правила технологии РКМ:

2. Исследуйте факты, доказательства.

3. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

  • Ромашка” Блума. ( как вариант домашнего задания) По теме составить вопросы, учитывая их назначение.
  • Ассоциограмма. Кластер(гроздь).
  • Концептуальная таблица( сравнительный анализ )
«Бортовые журналы» и «дневники» Прием обучающего письма. «Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?         Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. « Двухчастный дневник» Цитата     Комментарии    

«Бортовые журналы» и «дневники»

Прием обучающего письма.

«Бортовой журнал»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

   

   

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

« Двухчастный дневник»

Цитата

   

Комментарии

   

Графические формы организации материала  «Ромашка вопросов»

Графические формы организации материала «Ромашка вопросов»

Приём «Ассоциограмма» (Словесная паутинка, кластер)  Тема « Праздник Рождества Христова»  Используется на этапе целеполагания, а затем - в качестве плана работы над темой.   История праздника Рождественские традиции Подарки Праздник Рождества Христова Рождественские песни и игры Поздравления Традиционные угощения

Приём «Ассоциограмма» (Словесная паутинка, кластер) Тема « Праздник Рождества Христова» Используется на этапе целеполагания, а затем - в качестве плана работы над темой.

История праздника

Рождественские традиции

Подарки

Праздник Рождества Христова

Рождественские песни и игры

Поздравления

Традиционные угощения

«Дерево предсказаний» Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения (количество «ветвей» не ограничено); «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Ствол дерева – тема

«Дерево предсказаний»

Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения (количество «ветвей» не ограничено); «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Ствол дерева – тема

Схема «Фишбоун», или «Рыбий скелет» Вид диаграммы, который позволяет проанализировать причины событий, поставить цели, показать внутренние связи между различными частями проблемы.

Схема «Фишбоун», или «Рыбий скелет»

Вид диаграммы, который позволяет проанализировать причины событий, поставить цели, показать внутренние связи между различными частями проблемы.

Синквейн 1. Имя существительное, выраженное одним словом. 2. Описание темы именами прилагательными. 3. Описание действия. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 5. Слово – синоним.                                             Синквейн
  • Синквейн

1. Имя существительное, выраженное одним словом.

2. Описание темы именами прилагательными.

3. Описание действия.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме.

5. Слово – синоним.                                            

  • Синквейн

2. Образный, точный.

3. Обобщает, развивает, обучает

4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”

5. Творчество

Прогнозируемость результатов – свидетельство качества педагогической технологии, что выражается в некоторой гарантии достижения определенных целей Результаты использования одной и той же технологии тем или другим педагогом могут быть различными, поскольку  технология — это еще и его личное мастерство.

Прогнозируемость результатов – свидетельство качества педагогической технологии, что выражается в некоторой гарантии достижения определенных целей

Результаты использования одной и той же технологии тем или другим педагогом могут быть различными, поскольку

технология — это еще и его личное мастерство.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Карпенко Ирина Владимировна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 367051


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства