Применение системно-деятельностного подхода на занятиях в системе дополнительного образования
Тьютор,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»
Карпенко Ирина Владимировна
«Процесс учения - это процесс деятельности ученика,
направленный на становление его сознания
и его личности в целом».
А.Г. Асмолов
Каждый педагог в своей деятельности стремится привнести в процесс обучения что-то новое, сделать занятие творческим и интересным для детей. Новые методы обучения действительно положительно влияют на процесс усвоения материала. В последнее время в рамках ФГОС наибольшую популярность приобрели технологии деятельностного типа, так как они наиболее полно раскрывают задачи, поставленные перед современным образованием, на развитие творческой, самостоятельной, активной личности. Все эти технологии – являются средством достижения планируемых результатов обучения в рамках системно-деятельностного подхода, основная идея, которого в создании педагогом «ситуаций активизирующего затруднения»: новые знания не даются в готовом виде; дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт с взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Педагог должен стараться при введении нового материала не все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Педагогические технологии деятельностного типа
Повышение эффективности образования, удовлетворение возросших требований к его результатам стало возможным благодаря внедрению инновационных технологий, в том числе технологии развития критического мышления.
Внимание к данной технологии связано с ее нацеленностью на формирование нового стиля мышления – критического, в результате которого формируются такие базовые качества личности как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за результаты своей деятельности; формируется умение работать с информацией наиболее эффективным образом; стимулируется самообразование и самоорганизация.
Данная технология разработана в конце XX века американскими педагогами (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В её основе лежит теория осмысленного обучения и учение о творческом сотрудничестве ученика и учителя Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже.
Технология РКМ развивает коммуникативные компетенции, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии – то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные пути решения проблем.
Эти качества во многом согласуются с требованиями к результатам обучения, обозначенными в ФГОС, что актуализирует необходимость ее широкого применения.
Использование интерактивных приемов на занятиях позволяет менять формы деятельности учащихся от констатации отдельных фактов до графического представления материала, учит работать в группе, аргументировано выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать предложенную ситуацию и самостоятельно находить решение
Технология Развития критического мышления с успехом используется на занятиях иностранного языка при работе с текстом. Использование этой технологии позволяет разносторонне рассмотреть и проанализировать содержание текста, обращая внимание на изучение деталей. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Базовая модель технологии состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Такая структура, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по данной проблеме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, как можно применить полученные знания.
Первая стадия – вызов. Её присутствие обязательно.
Данная стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- побудить к активной работе;
Возможные технологические приемы: составление списка «известной информации»; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (кластеры, таблицы); набор верных и неверных утверждений, перепутанных логических цепочек и т. д. Все это обсуждается на занятии.
В процессе реализации стадии вызова важно: 1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; 2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей.
Вторая стадия – осмысление. Данная стадия позволяет:
- получить новую информацию;
- осмыслить её;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Учащиеся читают или воспринимают тексты, ведут записи по мере их осмысления, получения новой информации, ищут ответы на поставленные на первой стадии вопросы. Для восприятия и анализа текстов используются методы активного чтения: маркировка с использованием значков (+, ?, - и др.), ведения записей типа дневника или «бортового журнала».
В процессе восприятия (медиа) текста учащиеся делают пометки (например, маркировку на полях печатного листа): V (уже знал); + (новое); - (думал/ю иначе); ? (не понял, есть вопросы, желание узнать больше, подробнее). Потом на основе этих знаковых пометок составляются таблицы.
Естественно, можно использовать как один знак, так и несколько сразу, если, например, новая информация в тексте вызывает вопросы.
Третья стадия – рефлексия. Данная стадия позволяет:
- целостно осмыслить и обобщить полученную информацию;
- сформировать у каждого участника мероприятия собственное отношение к изучаемому.
Возможные технологические приемы: заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственной связи между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные в начале занятия вопросы; организация круглых столов, дискуссий; написание творческих работ; дополнительные исследования отдельных вопросов темы и т. д.
Образовательная технология развития критического мышления на всех этапах предусматривает толерантное, уважительное отношение педагога и аудитории к любым высказанным мнениям, пусть даже абсолютно неверным.
При знакомстве с творчеством Ш. Перро на своем занятии, я использовала элементы технологии РКМ. На стадии «вызова» детям предлагалось вспомнить все сказки этого писателя, которые им уже знакомы. Далее ребята слушали на французском языке начало и небольшие эпизоды из сказок, отгадывали их название, а так же методом исключения узнавали новые, еще неизвестные произведения этого автора.
На занятии французского языка очень интересно проходит конкурс на лучшую ассоциограмму (кластер) На больших плакатах в центре пишется ключевое слово (например, printemps). «Quels mots et expressions sont évoqués (vous viennent à l’esprit) quand vous pensez au printemps?»Каждая группа пишет как можно больше слов и словосочетаний, связанных с этим словом, например: les perce-neige, le ciel bleu, un coup de foudre (любовь с первого взгляда), les muguets, les ruisseaux, l’espoir, les examens, la verdure, les pommiers en fleur, l’heure d’été, Pâques, le 1 mai, la Fête des mères / les oiseaux reviennent / les grandes vacances approchent / on va planter des légumes / on va camper, etc. Выигрывает команда, y которой возникло больше ассоциаций и которая может их прокомментировать.
Методические приемы технологии РКМ:
1. Кластеры: составление схемы прочитанного (прослушанного) текста позволяет выделить ключевые моменты текста и составить краткий план пересказа. Построение кластера значительно облегчает пересказ прочитанного.
2.Синквейн (от франц. cinquains–пятистишие): правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки: 1-я строка – тема (существительное) 2-я строка – описание темы (2 прилагательных) 3-я строка –действие (3 глагола, относящихся к теме) 4-я строка –цитата, фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме.
3. Прием «Ключевые слова»: по предложенным ключевым словам нужно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям.
4. Прием «Корзина идей»: учащимся предлагается высказать свои предположения по содержанию текста, узнав только его название и в течение урока выяснить, насколько эти предположения были верными.
5. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.
Ролевая игра - ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. На своих занятиях по французскому яыку я активно использую такие игры.
Например, детям очень нравится ролевая игра «Капризный покупатель» («Un acheteur difficile»).Оформляем витрину и прилавок любого магазина (например, одежды). Продавец предлагает ту или иную вещь, а покупатель/покупательница хочет непременно другую, например:
— Vous voulez essayer ce gilet, mademoiselle?
— Non, la couleur ne me plaît pas, montrez-moi celui-ci.
— Monsieur, vous prenez cette cravate?
— Non, elle est trop étroite, je veux regarder celle-là.
«Портрет». Учитель говорит имя одного из учеников группы. Ребята по очереди описывают сначала внешность этого человека, а затем черты его характера. В этой игре важна динамичность. Кто задумался – тот выбывает.
«В гостях». Эта игра сочетает отработку лексики по теме «Еда» и употребление артиклей. Выбирается одна «хозяйка», которая предлагает своим «гостям» разные блюда. Например: Voulez-vous du café ? – Merci, donnez-moi une tasse de café.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.
На уроках иностранного языка в зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:
- младший школьный возраст – сюжетная ролевая игра сказочного содержания;
Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, режиме дня и т.п.
Учащиеся охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет, с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
- средний школьный возраст – сюжетные ролевые игры бытового содержания;
- старший школьный возраст – имитационные ролевые игры познавательного содержания;
Проводятся также игровые дискуссии, раскрывающие отношения школьников к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино.
Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Преподавание иностранного языка сводится к созданию условий для исследования, изучения, выяснения нового, ранее неизвестного. При этом преподаватель выступает в роли организатора, посредника, мотиватора, а не единственного источника информации, объем которой стремительно увеличивается и, подчас, также быстро устаревает.
Разбирая особенности технологий деятельностного типа, следует остановиться на Кейс-технологии.
Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай.
Кейс-метод – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, когда учащиеся не получают готовых решений и знаний, а учатся добывать их самостоятельно. Следовательно, они учатся работать в группах, отстаивать свою точку зрения и слушать собеседника.
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого преподавателя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.
К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод инцидента;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод дискуссии
метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади /case study method);
Основными задачами кейс-метода являются: овладение навыками анализа ситуации и постановки проблемы, навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения, навык самостоятельного принятия решения на основе группового анализа. Нам известно, какое большое значение в организации учебного процесса имеет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем.
На уроке французского языка при изучении географического положения Франции можно использовать такой методический прием, как письмо с «размытыми строчками».
Ребята предлагается некая модель описания любой страны. Ребята по опорным словам догадываются, о какой стране идет речь, и составляют свои проекты-презентации стран.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
В заключение хочется отметить, что использование данных технологий методов вносит новую струю в обучение иностранным языкам, способствует повышению мотивации обучаемых в их изучении, а также предоставляет уникальную возможность для диалога культур.