Приёмы и способы оптимизации j,hfpjdfntkmyjujного процесса (из опыта работы)
Приёмы и способы оптимизации j,hfpjdfntkmyjujного процесса (из опыта работы)
Процесс оптимизации заключается в выборе из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты. То есть наша цель состоит в том, что мы должны проанализировать эффективность применения различных образовательных технологий и выбрать наиболее удачные и применимые к преподаваемому предмету. Каждый учитель на протяжении всей своей педагогической деятельности будет продолжать искать эти технологии. Но на данном этапе (на этапе подготовки к переходу средней школы на новые стандарты второго поколения) мы должны оценить, на качественно новом уровне, то, что уже умеем, делаем и используем в процессе обучения на протяжении последнего десятилетия.
Итак, стандарты 2 поколения предполагают следующие планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий»,«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Опираясь на собственный опыт, я представлю известные приёмы и способы оптимизации учебного процесса, которые, безусловно, займут достойное место и при переходе школы на стандарты нового поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы и способы оптимизации j,hfpjdfntkmyjujного процесса (из опыта работы) »
Приёмы и способы оптимизации образовательного процесса (из опыта работы)
Выполнила учитель МОУ «СШИ№2»
города Магнитогорска
Павлуцкая Е.В.
Ключевая компетенция - умение учиться , т. е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.
Процесс формирования ключевых компетенций
обучающихся идёт через внедрение в
педагогическую практику современных
образовательных технологий.
Планируемые результаты освоения 4-х междисциплинарных учебных программ
«Формирование универсальных учебных действий»,
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
1. Формирование УУД
создание проблемных ситуаций на уроке
А. А. Леонтьев отмечает: « Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути … ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки»
В процессе такойсистематическойработы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия .
Прогнозируемые результаты :
выпускник будет уметь
фиксировать затруднения в собственной деятельности
выявлять причины этих затруднений
определять цель своей дальнейшей работы
выбирать средства и способы достижения поставленной цели
осуществлять поиск необходимой информации
сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
работа с текстом
Навык чтения - фундамент всего образования.
Полноценное чтение – понимание , поиск конкретной информации, самоконтроль , восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.
В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием формулирования основных тезисов, положений и выводов текста.
Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника; пересказ в парах с опорой на конспект, план; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц , подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.
Приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
Дискуссия – диалог учащихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме . Надо четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста.
Эти коммуникативные умения послужат основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.
Групповая форма работы - каждый участник исполняет отведенную ему роль, от качества исполнения которой зависит результат деятельности всей группы.
выпускник будет уметь :
искать информацию
сообщать ее другим
высказывать свою точку зрения
принимать чужое мнение
создавать продукт совместного труда.
Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является
работа парами . Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя , становятся более внимательными.
2. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Технология Проектной деятельности актуализирует важнейшие речевые умения , включая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работатьс текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Реализация ТП на практике ведёт к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников.
Принципы организации проектной деятельности:
В центре внимания – ученик , учитель содействует развитию его творческих способностей.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в разных ситуациях.
Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации , творческие решения.
Защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта.
Результаты выполненных проектов «осязаемы»:
написание докладов, эссе, исследований,
изготовление плакатов, обучающих таблиц и т.д.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой . Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, 90% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Проект «Составление словаря устаревших слов» (по произведениям Н.В.Гоголя)
декабрь
Создание презентации «Изображение жизни народа в произведениях Некрасова»
январь
Создание презентации «Изображение жизни народа в произведениях Тургенева»
февраль
Инсценировка рассказа Чехова «Хирургия»
апрель
Проект «Родная природа в русской поэзии 20 века»
май
Проект «Мой любимый литературный герой»
Примеры проектов
6 класс
сентябрь
Создание презентации «Мифы древних славян»
Создание презентации «История басен»
Проект «Обрядовый фольклор и его эстетическое значение»
октябрь
Инсценировка басен
Обсуждение фильма режиссёра Н.Трахтенберга «Выстрел»
ноябрь
Урок-концерт «Человек и природа в стихотворениях Тютчева и Фета»
декабрь
Проект «Изображение природы в произведениях художников – пейзажистов»
январь
Обсуждение мультфильма по сказу Лескова «Левша»
февраль
Обсуждение фильма А.Птушко «Алые паруса»
март
Инсценировка эпизода повести В.Железникова «Чучело»
апрель
Проект «Родная природа в русской поэзии 20 века
май
Проект «Мой любимый литературный герой»
3. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
80% выпускников основной школы и 100% средней школы владеют навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом;
самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую для решения учебных задач информацию, организовывают, преобразовывают и сохраняют ее
учащиеся ориентируются в информационных потоках, умеют выделять в них главное;
умеют осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ
Интерактивное обучение
Преимущества:
повышение мотивации и вовлеченность участников в процесс совместного решения проблемы
Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируютсяпродуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем»
4. «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
РЕЗУЛЬТАТЫ
Потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире
Грамотность чтения –способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития личностного сознания .
Грамотность чтения – умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
нахождение информации (для оценки этого умения используются задания, при выполнении которых требуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации);
интерпретация текста (учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
рефлексия на содержание или форму текста(учащийся должен связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения).
5 уровней грамотности чтения
1. Находить явно выраженную информацию в тексте
Распознавать идею, авторские намерения
Устанавливать простые связи между информацией и повседневными знаниями
2. Работать с противоречивой информацией, различными точками зрения
Определять главную мысль, видеть связи, делать простые выводы
Делать сравнения, устанавливать связи с внешними знаниями, опираться на опыт
3. Объединять части текста, классифицировать, сравнивать , противопоставлять
Давать объяснения сравнениям, оценивать особенности текста; обосновывать выводы
5 уровней грамотности
4. Установить последовательностьскрытой, противоречивой информации. Отобрать необходимую информацию.
Использовать идеи, скрытые в тексте. Истолковывать понимание текста в целом, привлекать парадоксальные точки зрения.
Использовать знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста, демонстрировать понимание сложных текстов
5. Устанавливать связи глубоко скрытой информации, которая задана извне. Работать с объемными текстами.
Истолковывать нюансы языка, демонстрировать понимание текста во всех деталях
Критически оценивать или выдвигать гипотезы;работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям
Интеграция выше названных приёмов и способов позволит
осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций
повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе.