Презентация " Основные аспекты преемственности дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС"
Презентация " Основные аспекты преемственности дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС"
В презентации показано значение преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС. В организации по преемственности между детским садом и школой ключивым моментом является формирование умения учиться, который включает в себя не только обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребёнка в более раннем возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация " Основные аспекты преемственности дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС"»
Основные аспекты преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС
Каменкова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
им. О. И. Семёнова-Тян-Шанского
г. Мончегорска Мурманской обл.
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”.
Д. Б. Эльконин
Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона от-рицания. (Философский словарь. М., 1975. С.327.)
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1. На дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения.
2. Школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал
Задачи, которые являются наиболее актуальными для дошкольного звена:
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2. Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной художественной деятельности.
3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе.
5. Включение детей в различные форсы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
6. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием заключается в следующем:
1. Создание системы непрерывного обучения.
2. Создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка.
3. Формирование психологической готовности к школе.
4. Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.
5. Создание новых творческих мастерских и проектов.
Компоненты психологической готовности ребёнка к школе
1) Личностная готовность – формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребёнок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребёнка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.
2) Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно-двигательных координаций.
3) Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.
А также среди готовности к школьному обучению большое значение имеют:
1) Когнитивная готовность – сформированность познавательных про-цессов и навыков, необходимых для учебной деятельности;
2) Речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи.
3) Мотивационная и социальная готовность.
Целевые ориентиры Программы
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
17.10.2013
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Утрачивают силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", регистрацио;
- от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.
Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.