Просмотр содержимого документа
«Презентация. Музеи Московского Кремля. ІІ глава. Музей Прикладного искусства»
МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА РОССИИ ХVІІ ВЕКА В ПАТРИАРШИХ ПАЛАТАХ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.ІІ глава.Экспозиция Музея
Печь для приготовления мира
Серебряная кадь
Золотое кадило
Кубок потешный в виде коронованной персоны
Кубок серебряный позолоченный
Нефритовая чаша в золотой оправе
Часы патриарха Филарета
Пелена с шитым изображением митрополита Ионы
Выставка икон
Интерьер гостиной ХVІІ века
Интерьер кабинета ХVІІ века
Конный портрет царя Алексея Михайловича
Евангелие
А. Вход
В. Малые сени
С. Парадные сени
D. Жилые палаты
F. Церковь Собора Двенадцати Апостолов
G. Иконостас
Н. Надпрестольная сень
J. Крестовая палата
г. Жезказган, средняя школа № 3
Альмишева Ляззат Шайзаевна,
учитель казахского языка и литературы.
В экспозиции представлены лучшие вещи патриархов, драгоценная посуда, карманные и настольные часы, образцы лицевого и орнаментального шитья, рукописные и старопечатные книги, иконы прославленных царских изографов.
Парадная Крестовая палата стала необычным для
России сооружением.Впервые огромное помещение
площадью 280 кв.м было перекрыто единым сводом
без опоры в центре. У восточной стены был устроен
иконостас, возле которого находился большой
крест. Пол покрывали цветные изразцы, в проемы
окон была вставлена цветная тонкая слюда. В
Крестовой палате проходили церковные соборы,
избирали и нарекали епископов, принимали
иностранных послов, устраивали торжественные
приемы и праздничные трапезы от имени
патриарха. В обычные дни палата была главной
приемной патриарха. В 1763 крещении, коронации и
освящении вновь построенных церквей. Миро для
всех храмов готовили раз в три-четыре года. В его
состав входило около полусотни трав, кореньев и
масел. Во время чина освящения аз алавастра –
сосуда с прежде освященным миром – добавляли
несколько капель мира во вновь сваренное масло.
В ХIХ веке над мраморной печью возвели резную
золоченую сень. Массивная серебряная кадь с
литыми украшениями былавыполнена по заказу
императрицы Екатерины II.
Резная золоченная сень над мраморной печью
для приготовления мира
Серебряная кадь для мира
Алавастр, украшен перламутром,
драгоценными камнями и жемчугом
Музейная экспозиция, посвященная русской
культуре ХVII столетия, расположилась на
втором этаже Патриарших палат. Подлинные
культовые и бытовые предметы,
принадлежащие главам Русской церкви ХVII
века – патриархам Филарету, Иосифу и Никону, а
также членам царской семьи, выполнены
лучшими кремлевскими мастерами.
Произведения западноевропейских и восточных
умельцев свидетельствуют о разнообразии
дипломатических и торговых связей России того
времени. В Крестовой палате находится самая
обширная экспозиция музея. Здесь
представлены традиционные виды национальной
русской посуды, посольские дары, церковная и
домашняя одежда патриархов, головные уборы,
богослужебная утварь, ювелирные изделия и
часы. В трапезной представлена коллекция
лицевого и орнаментального шитья ХVII века,
предметы которой связаны с церковным
интерьером и обиходом. В домовой церкви
Собора Двенадцати Апостолов особый интерес
представляют резной деревянный иконостас ХVII
века, выполненный в традициях московского
барокко, надпрестольная сень (1641) и выставка
икон ХVII века.
Золотое кадило.
Вклад царя Федора Алексеевича в суздальскую церковь Рождества Богородицы в память об отце. 1676 год.
Кубок потешный в виде коронованной персоны, ХVII век. Кубки использовались для развлечения гостей и выставлялись в шкафчиках – «поставцах».
Кубок серебряный позолоченный. На крышке – гербовый двуглавый орел. Нюрнберг, ХVI век. Кубки, привозимые в Россию, использовались в качестве подарков царю или патриарху.
Нефритовая чаша в золотой оправе украшена драгоценными камнями, 1632 год. Подарок царю Михаилу Федоровичу.
Часы патриарха Филарета. На лицевой крышке футляра – изображение благословляющей руки.
Подвесная пелена с шитым изображением митрополита Ионы на среднике, 1550-1560 годы.
Экспозиция икон дает
представление об эволюции
иконописи в ХVII веке. Иконы
первой половины столетия
выполнены в соответствии с
художественными канонами
«грозненской» и «строгановской»
школ. Более реалистичное
направление иконописи второй
половины ХVII века представлено
иконами царских изографов
Симона Ушакова, Федора Зубова
и Федора Рожнова.
Андрей Первозванный, икона, 1669 г. Федор Зубов
Федор Стратилат, икона, 1676 г. Симон Ушаков
Интерьер кабинета ХVII века предметами обстановки и убранства. В экспозиции кабинета находятся шкаф-бюро, сундуки и ларцы для хранения деловых бумаг, глобус и шахматы. Шахматы – предположительно, подарок царю Алексею Михайловичу. В витрине – редкие рукописные и печатные книги ХVII века.
Интерьер жилых покоев XVII века с подлинными предметами убранства богатого русского дома. В экспозиции гостиной представлены изразцовая печь, стол кипарисовый сундук, голландский двустворчатый шкаф и шкаф-букет.
Евангелие с орнаментом 4 гравюрами, написанными темперой и золотом, 1681 год. Закладка украшена жемчугом и драгоценными камнями.
Конный портрет царя Алексея Михайловича, конец XVII века.