Просмотр содержимого документа
«презентация Влияние семьи на формирование агрессивных проявлений учащихся »
Влияние семьи на формирование агрессивных проявлений учащихся
Составитель: социальный педагог – Туманова Т.И.
Петровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Агрессия - лат. Aggression- «нападение, приступ»-
это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе,
наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам.
Влияние семьи на развитие агрессивности
Существует огромное число исследований, которые показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе "родители -- ребенок", эмоциональной депривацией в семье и детской агрессивности.
Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность .
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка -- надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, неагрессивен.
Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения.
На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.
Эта зависимость, как, оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.
В одном эксперименте изучалось агрессивное поведение детей-третьеклассников в связи с особенностями стратегий родительского наказания. Особенности и строгость наказаний измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка.
К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения.
В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные.
ПРОЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИИ
ДРАКИ
УГРОЗЫ
ГРУБОСТЬ
ОСКОРБЛЕНИЯ
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ
КРИКИ
ОБИДА
ЗЛОСТЬ
Виды агрессии
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ
РАЗДРАЖЕНИЕ
ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ
ОБИДА
НЕГАТИВИЗМ
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ
агрессия ни на кого не направленная
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
использование физической силы против другого лица
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик)
Раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость)
Обида–зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия
Подозрительность – недоверие или убежденность в том, что другие люди планируют и приносят вред
Негативизм– открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо
Портрет агрессивного ребенка
1.Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других всвоих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен .
Причины детской агрессивности, откуда она появляется?
Три источника:
Семья.
Агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками.
Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
Родители не умеют любить одинаково своих детей;
Родители ребенку не доверяют;
Родители настраивают своих детей друг против друга;
Родители не общаются со своим ребенком;
Вход в дом закрыт для друзей ребенка;
Родители проявляют по отношению к своему ребенку мелочную опеку и заботу;
Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку.
Особенности семей агрессивных детей
1. В семье агрессивных детей родители испытывают враждебные чувства по отношению друг другу;
2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения;
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к ним, не проявляют нежности, ласки, любви.
4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственное поведение часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
5. В семье агрессивных детей в качестве наказания родителями часто применяется физическое воздействие на ребенка.
6. Агрессивные дети одинаково часто встречаются как у чрезмерно строгих, так и у слишком мягких родителей.Если родители резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям они не устраняют это качество, а напротив увеличивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Влияние семьи, действительно играет важную роль в формировании агрессивности у ребенка. Правильно принятое решение родителей, в конфликтной ситуации, (будь то конфликт между братьями и сестрами, или любой другой конфликт) в значительной степени формируетналичиеилиотсутствиеагрессивности в дальнейшем у ребенка .