Презентация "Школьные конфликты: учитель-ученик" включает в себя определение конфликта, классификацию школьных конфликтов, основные причины возникновения конфликтов и пути предотвращения их. Данная работа может быть представлена на совещаниях, семенарах, собраниях, классных часах и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Школьные конфликты: учитель-ученик" »
Школьный конфликт:
учитель-ученик.
Определение конфликта.
Классификация школьных конфликтов.
Основные причины возникновения конфликтов.
Что такое КОНФЛИКТ?
Конфликт – это напряженное столкновение.
Не случайно в английском языке один из синонимов слова conflict – слово clash, имеющее также значение «гул, лязг, звон» – звуки сражения на мечах. Таким образом, сама суть конфликта – в остроте несовпадения взглядов, позиций, принципов.
2. Классификация школьных конфликтов.
Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации. Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.
Школьные конфликты можно разделить на две большие группы:
учебные
воспитательные
Одни возникают на образовательной базе, другие -на основе воспитания.
Типология школьного конфликта
Существует пять основных групп школьных конфликтов:
– между детьми – как внутривозрастные, так и межвозрастные;
– между детьми и учителями ;
– между учителями и родителями ;
– межучительские – конфликты в самом педагогическом коллективе;
– конфликты между педагогами и администрацией .
И наконец, конфликты внутри родительского сообщества, межродительские . Это наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты.
Конфликтные ситуации возникают как у молодых, так и у опытных учителей. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной среде. Важно помнить, что, если ученик - по отношению к учителю бросил вызов, значит, у него есть на это потребность (правда, пока непонятно для нас и чаще всего не относящаяся напрямую к личности учителя). Но каждая конфликтная ситуация - это сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива, на который необходимо отреагировать. Причем всякое негуманное действие учителя вызовет только противодействие.
3. Основные причины возникновения конфликтов.
Как развиваются конфликты? Какие причины ведут к возникновению конфликтов типа: "ученик-учитель" и "воспитатель-воспитанник", учитель-класс", "воспитатель-группа"?
Причин здесь очень много. При этом нужно учитывать и степень воспитанности ученика на момент конфликта, и его интеллектуальный уровень, и характер взаимоотношений в группе, и степень сформированности и организованности группы, и общественное мнение, и климат, сложившийся в школе, и единство действий педагогов, и стиль руководства педагога, и многое другое.
Основными причинами возникновения конфликтов являются
Отсутствие единства требований у педагогов.
Один требует одно, другой - другое, третий -вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется.
Слишком большое количество требований.
Они буквально обрушиваются на ребенка, он не успевает их выполнять, в результате - нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Другой отрицательной стороной большого количества требований является то, что в них запутывается сам педагог, применяя их эпизодически. Это нервирует ребенка.
Предъявляемые требования к учащимся самим педагогом.
Требует не опаздывать на урок - сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства педагогом класса.
Игнорирование педагогом моральных и деловых качеств ученика.
Видя это, ученик начинает просто-напросто "бузить", выражая свое недовольство или же, пытаясь хотя бы этим обратить внимание педагога.
Расхождения оценки ученика классом и учителем.
В глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, в глазах класса - благородным разбойником, честным и правдивым.
Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами также является причиной конфликта.
Неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, почувствовать то, что думает ученик, и прочувствовать состояние ученика.
Следует помнить , что перечисленные причины не обязательно всегда ведут к конфликтной ситуации. Все зависит от степени сформированности коллектива класса и школы. Чем ниже по уровню развития коллектив, тем больше возможность к конфликту, причем в низких по уровню организации коллективах к конфликту ведут одни причины, а в высоко организованном коллективе - другие.
Один из опытных директоров школ как-то сказал:
"Положительные находки в работе забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю жизнь".
Поэтому важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой.