Презентация на тему: Система технологических знаний как важнейший показатель педагогического мастерство современного преподавателя
Презентация на тему: Система технологических знаний как важнейший показатель педагогического мастерство современного преподавателя
Данная презентация рассматривает опыт преподавателей и мастеров, которые применяют в своей работе инновационные технологии. Тема раскрыта по трем направлениям:
1.«Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога»
2.«Понятие и сущность технологической культуры преподавателя»
3.«Технология и мастерство»
Под технологической культурой понимается интегральное качество личности, соединяющее в себе: гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность педагогической деятельности, инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу её операционального состава на технологический уровень;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Система технологических знаний как важнейший показатель педагогического мастерство современного преподавателя »
СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙПОКАЗАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВАСОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1.«Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога»
2.«Понятие и сущность технологической культуры преподавателя»
3.«Технология и мастерство»
Выполнила преподаватель
высшей категории: Ганьшина Н.И.
1. Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога.
Ганьшина Н.И.
1. Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога.
Если для традиционного педагога наиболее значимыми были специальные и методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и особенно технологические, то есть знания не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий.
Комплекс педагогических технологий:
* Теория содержания образования
* Теория развития личности
* Теория строения деятельности
1. Мотивационно-потребностные технологии
2.Целепологание педагогической деятельности
3.Технологие полного усвоения
4. Система контроля и оценивания
5. Технологии моделирования содержания образования
6. Технология коллективной мыслительности
7. Технологии проблемно-модульного обучения
8. Технологии уровневой дифференциации
черты современных трактовок понятия «педагогическая технология» .
1. Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат определенные ценностные ориентации и целевые установки автора или коллектива, которые должны воплотиться в ожидаемом результате. Все это составляет стратегию обучения.
2. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования.
3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся с учетом авторского почерка педагога.
4. Обязательной частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Покажи и я запомню …
… дай действовать и я научусь
В структуру педагогической технологии входят:
1) концептуальная основа;
2) содержательная часть обучения:
• цели (общие и конкретные) обучения;
• содержание учебного материала;
3) процессуальная часть – технологический процесс:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности учащихся;
• методы и формы работы педагога;
• деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности.
1) Концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).
2) Системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность).
3) Управляемость (возможности осуществления диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции промежуточных результатов).
4) Эффективность (по итоговым результатам, оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного стандарта обучения).
5) Воспроизводимость (возможность применения, повторения, воспроизведения в других образовательных учреждениях,
Источники и составные части новых педагогических технологий.
• Социальные преобразования и новое педагогическое мышление.
• Наука (педагогика, психология, социология и др.).
• Передовой педагогический опыт.
• Опыт прошлого, отечественный и зарубежный.
• Этнопедагогика (народная педагогика).
Этапы описания и анализа педагогической технологии.
1.Идентификация в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).
2.Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, суть применяемой системы обучения, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса, на которое нацелена данная технология.
3.Концептуальная часть– краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов построения технологии.
4.Особенности содержанияобразования: ориентация на личностные структуры, объем и характер содержания образования, дидактическая структура учебного плана, материалов к урокам, программ, формы изложения.
5.Процессуальная характеристика: особенности методики, особенности применения методов и средств обучения; влияние на мотивацию обучения и труда; организационные формы образовательного процесса; управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция); категория учащихся, на которых рассчитана технология.
6.Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В. Ф. Шаталову
Личностно ориентированное развивающее обучение Технологии проблемно-модульного обучения
Технология развивающего обучения на уроках спецтехнологии и практики
Игровые занятия
2. Понятие и сущность технологической культуры преподавателя.
Понятие и сущность технологической культуры преподавателя
Под технологической культурой понимается интегральное качество личности, соединяющее в себе: гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность педагогической деятельности, инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу её операционального состава на технологический уровень;
индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию профессионально-педагогической деятельности и творческое воплощение её в технологии.
Формы педагогической культуры:
научно-педагогическая культура, которая заключается, главным образом, в стремлении преподавателя к овладению передовыми научными достижениями в дидактике, педагогике, психологии, физиологии и других близких науках. Он должен быть способен к методологической рефлексии, оценке своей деятельности и деятельности коллег, к адекватной коммуникации с ними, к отбору наиболее перспективных мер ведения образовательного процесса;
методическая культура,
выражающаяся в способностях преподавателя строить свою деятельность, исходя из знаний психодидактики, педагогики в технологическом режиме, действовать целенаправленно и рационально, умело организуя деятельность учащихся, студентов в расчете на формирование их понимания изучаемого материала и готовности следовать предлагаемым образцам деятельности на аналогичном или даже превосходящем уровнях ее качества;
- психокоммуникативная культура. Ее содержание мы видим в способностях преподавателя к верному пониманию психологических состояний учащихся, коррекции этих состояний в соответствующих случаях, к отысканию наиболее верных путей установления с обучаемыми психоэмоционального контакта, достижениям обстановки взаимопонимания, доброжелательной, деловой атмосферы на занятиях;
имиджелогическая культура,
которая заключается в способностях преподавателя к созданию и поддержанию своего эффектного внешнего образа, подразумевающего разные аспекты проявления, в том числе: умения правильно и образно говорить; изящно двигаться и жестикулировать; ярко и лаконично писать; со вкусом одеваться, ориентируясь на собственный стиль и определенные ограничения, накладываемые профессией; очень важно овладение искусством выразительной мимики и интонации и пр.
Самоанализ проводится по тем критериям, которые даны в приведённом выше определении авторской методической системы.
Целостность. Система является целостной, если педагог использует элементы только одной системы, и нецелостной, если наряду с традиционной системой обучения используются элементы других – образовательных – систем
Согласованность. Система является согласованной, если используются все элементы данной системы (целевой, содержательный и процессуальный компоненты), и несогласованной, если эти компоненты – из разных систем обучения.
Оригинальность. Определяется:
1) своеобразным сочетанием используемых преподавателем форм, методов, средств, технологий обучения;
2) формами организации учебной работы учащихся;
3) сочетанием различных программ или усовершенствованием используемых программ;
4) наличием авторских методических приёмов;
5) реализацией инновационных подходов в обучении; 6) индивидуальным стилем деятельности и др.
Оптимальность. Обусловлена: 1) типом и профилем учебного заведения; 2) возрастными особенностями учащихся, 3) уровнем их теоретической подготовки и развития, а в конечном счёте – результативностью профессиональной деятельности преподавателя.
3. Технология и мастерство.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.
Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.
Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно и не ограничивается только операционным компонентом.
в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента :
*мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
*мастерство убеждения,
*мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности,
*мастерство владения педагогической техникой.
Педагогическая техника умений и навыков:
* умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками,
* умение управлять вниманием,
*чувство темпа,
* навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам
Комплексное использование выявленных психологических закономерностей и построение на этой основе нормативно-исполнительского инструментария педагогических технологий позволяет более полно реализовывать цели преподавания всех дисциплин в учреждениях профессионального образования с учетом современных требований к подготовке компетентных специалистов, способных к постоянному самообразованию и саморазвитию.