kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к занятию-путешествию "Оценка функционального состояния пациента"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийная презентация к занятию-путешествию

«Оценка функционального состояния пациента»

Цели: обучающая – дать представление о системе оценки функционального состояния пациента; воспитывающая – способствовать формированию ответственного подхода к выполнению функциональных обязанностей медицинской сестры; воспитывать уважение к работающему человеку; развивающая – развитие умений отстаивать свою точку зрения; организовывать обсуждение; развитие психических процессов; профориентационная – способствовать формированию умений объективно осуществлять самоанализ развития своих личностных качеств и соотносить их с требованиями профессии медицинская сестра,

Тип занятия и форма его организации: вводно-обзорное занятие в форме занятия-путешествия.

Структура занятия: I. Организационная часть (3 мин.):

1. Сообщение темы и цели занятия

2. Информация об алгоритме выполнения учебных целей

  1. Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение (65 мин.)

1. Игра-путешествие – раскрытие базовых понятий темы – функциональных показателей, повторение пройденного материала, знакомство с нарушениями функций различных систем организма (60 минут)

2. Релаксационная пауза (5 мин.) – упражнение «Доброе животное».

  1.  Первичное закрепление полученных знаний (5-7 мин.)
    1. Упражнение «Умная корзинка»
  2.  Заключительная часть (5 мин.):
  1. Подведение итогов занятия
  2. Рефлексия.

Материально-дидактическое оснащение: 1.Раздаточный материал: бланки рефлексии «Книга отзывов и предложений». 2. Рабочий материал: план занятия, мультимедийная презентация, запись с релаксационной музыкой, жетоны красного, фиолетового, зеленого и желтого цветов, карточки с понятиями темы занятия. 3. Оборудование, приспособления, инструменты: ПК, мультимедийный проектор, тонометр, корзинка.

Литература:

  1. Агкацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры.
  2. Манипуляции в сестринском деле/Под общей ред. А.Г Чижа. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Основы сестринского дела. Учеб. для студ. сред. проф. уч. завед/Под ред. С.И. Двойникова. – М., 2007.
  4. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д., 2007.
  5. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум/Под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д., 2007.
  6. Справочник. Сестринское дело. Ростов н/Д., 2005
  7. Электронный учебник «Анатомия и физиология человека»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию-путешествию "Оценка функционального состояния пациента" »

Оценка функционального состояния пациента Вводно-обзорный урок в форме урока-путешествия

Оценка функционального состояния пациента

Вводно-обзорный урок в форме

урока-путешествия

Маршрут поезда «____» Начало пути Дыхательная система Сердечно-сосудистая система  Релаксация  Пищеварительная система  Таможня  Мочевыделительная система Конец пути

Маршрут поезда «____»

Начало

пути

Дыхательная

система

Сердечно-сосудистая

система

Релаксация

Пищеварительная система

Таможня

Мочевыделительная система

Конец пути

Станция  «Дыхательная система» ПОДСТАНЦИИ:

Станция «Дыхательная система»

ПОДСТАНЦИИ:

  • Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы
  • Функциональные показатели (критерии оценки)
  • Методы оценки функциональных показателей
  • Признаки нарушений функций дыхательной системы
Станция  « Сердечно-сосудистая система » ПОДСТАНЦИИ:

Станция « Сердечно-сосудистая система »

ПОДСТАНЦИИ:

  • Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы
  • Функциональные показатели (критерии оценки)
  • Методы оценки функциональных показателей
  • Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы
Станция  « Релаксация »

Станция « Релаксация »

Станция  «Пищеварительная система» ПОДСТАНЦИИ:

Станция «Пищеварительная система»

ПОДСТАНЦИИ:

  • Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы
  • Функциональные показатели (критерии оценки)
  • Методы оценки функциональных показателей
  • Признаки нарушений функций пищеварительной системы
Станция  « Мочевыделительная система » ПОДСТАНЦИИ:

Станция « Мочевыделительная система »

ПОДСТАНЦИИ:

  • Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системы
  • Функциональные показатели (критерии оценки)
  • Методы оценки функциональных показателей
  • Признаки нарушений функций мочевыделительной системы
Таможня Первичное закрепление полученных знаний «Умная корзинка» Задача учащихся - каждая группа должна выбрать правильные варианты ответов для заданной системы (дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и мочевыделительная), т.е. найти в корзинке те признаки нарушений функций, которые соответствуют данной системе. Время – 3-5 минут. Дополнительный жетон получает команда, которая быстрее всех и правильно выберет все варианты ответов.

Таможня

Первичное закрепление полученных знаний

«Умная корзинка»

Задача учащихся - каждая группа должна выбрать правильные варианты ответов для заданной системы (дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и мочевыделительная), т.е. найти в корзинке те признаки нарушений функций, которые соответствуют данной системе. Время – 3-5 минут.

Дополнительный жетон получает команда, которая быстрее всех и правильно выберет все варианты ответов.

Рефлексия Рефлексия Книга отзывов и предложений

Рефлексия

Рефлексия

Книга отзывов и предложений

Станция  «Дыхательная  система»

Станция «Дыхательная система»

Подстанция  « Анатомо-физиологическая  характеристика дыхательной  системы» 1 - носовая полость; 2 - ротовая полость; 3 - язычок; 4 - язык; 5 - глотка; 6 - надгортанник; 7 - черпаловидный хрящ;  8 - гортань; 9 - пищевод; 10 - трахея; 11 - верхушка легкого; 12,17 - левое и правое легкое; 13,16 - бронхи; 14,15 - альвеолы; 18 - полость трахеи;  9 - перстневидный хрящ; 20 - щитовидный хрящ; 21 - подъязычная кость; 22 - нижняя челюсть; 23 - преддверие рта; 24 - ротовое отверстие; 25 - твердое небо.

Подстанция « Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы»

1 - носовая полость; 2 - ротовая полость; 3 - язычок; 4 - язык;

5 - глотка; 6 - надгортанник;

7 - черпаловидный хрящ;

8 - гортань; 9 - пищевод;

10 - трахея; 11 - верхушка легкого; 12,17 - левое и правое легкое;

13,16 - бронхи; 14,15 - альвеолы;

18 - полость трахеи;

9 - перстневидный хрящ;

20 - щитовидный хрящ;

21 - подъязычная кость;

22 - нижняя челюсть;

23 - преддверие рта;

24 - ротовое отверстие;

25 - твердое небо.

Подстанция « Функциональные  показатели (критерии оценки) » Частота дыхательных движений У здорового взрослого человека норма ДД в покое составляет 16-20 в мин., у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин.

Подстанция « Функциональные показатели (критерии оценки) »

  • Частота дыхательных движений

У здорового взрослого человека норма ДД в покое составляет 16-20 в мин., у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин.

  • Ритм дыхания (ритмичное, неритмичное)
  • Глубина дыхания (поверхностное, глубокое)
  • Тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный)
Подстанция « Методы и техника оценки  функциональных показателей» Методы оценки:  опрос,  осмотр, пальпация, аускультация Техника подсчета ЧДД Цель:  определить одну из основных характеристик дыхания. Оснащение : часы с секундной стрелкой, ручка с синим стержнем. Подготовка и выполнение процедуры: Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса. Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании с целью профилактики произвольного изменения дыхания. Придать пациенту удобное положение (лежа или сидя). Наблюдать экскурсию его грудной клетки или живота. Взять руку пациента как для исследования пульса. Положить свою руку и руку пациента на грудь пациента (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания), имитируя исследование пульса. Примечание: держать руку на запястье пациента. Необходимо не только наблюдать, но и ощущать своей рукой экскурсию его грудной клетки или живота.

Подстанция « Методы и техника оценки функциональных показателей»

Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, аускультация

Техника подсчета ЧДД

Цель: определить одну из основных характеристик дыхания.

Оснащение : часы с секундной стрелкой, ручка с синим стержнем.

Подготовка и выполнение процедуры:

  • Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса. Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании с целью профилактики произвольного изменения дыхания.
  • Придать пациенту удобное положение (лежа или сидя). Наблюдать экскурсию его грудной клетки или живота.
  • Взять руку пациента как для исследования пульса. Положить свою руку и руку пациента на грудь пациента (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания), имитируя исследование пульса.

Примечание: держать руку на запястье пациента. Необходимо не только наблюдать, но и ощущать своей рукой экскурсию его грудной клетки или живота.

  • Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером. Можно считать число вдохов за 30 с, затем умножить результат на 2. Оценить ЧДД. Объяснить пациенту, что ему сосчитали ЧДД.
  • Провести регистрацию данных цифровым и графическим способом в целях обеспечения преемственности в работе, контроля за ЧДД.

Подстанция «Признаки нарушений функций дыхательной системы»

Патологические типы дыхания :

  • большое дыхание Куссмауля - редкое, глубокое, шумное (при глубокой коме);
  • дыхание Биотта - периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных ДД и пауз, равных по продолжительности (от неск. мин. до 1 мин.);
  • дыхание Чейна-Стокса - характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7-м дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от неск. сек. до 1 мин.). Во время паузы пациенты плохо ориентируются в окружающей среде или теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении ДД.

Одышка – субъективное ощущение затруднения дыхания, сопровождающееся неприятным ощущением нехватки воздуха.

  • инспираторная - дыхание с затрудненным вдохом
  • экспираторная - дыхание с затрудненным выдохом
  • смешанная - дыхание с затрудненным вдохом и выдохом

Удушье - быстро развивающаяся сильная одышка.

Асфиксия - остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода.

Астма приступ удушья или одышки легочного или сердечного происхождения.

Станция «Сердечно-сосудистая система»

Станция «Сердечно-сосудистая система»

Подстанция   « Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой  системы» 1 - полые вены 2 - правое предсердие; 3 - правый желудочек; 4 - аорта; 5 - легочные артерии; 6 - легочные вены; 7 - левое предсердие; 8 - левый желудочек

Подстанция « Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы»

1 - полые вены

2 - правое предсердие;

3 - правый желудочек;

4 - аорта;

5 - легочные артерии;

6 - легочные вены;

7 - левое предсердие;

8 - левый желудочек

Подстанция « Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой    системы» 1  - капиллярная сеть верхней части тела; 2 - аорта; 3 - верхняя полая вена; 4 - правое предсердие; 5 - лимфатический проток; 6 - легочная артерия; 7  - легочные вены; 8 - капиллярная сеть легкого; 9 - левый желудочек; 10 - чревный ствол; 11 - печеночная вена; 12 - капилляры желудка; 13 - капиллярная сеть печени; 14 - верхняя и нижняя брыжеечные артерии; 15 - воротная вена; 16 - нижняя полая вена; 17 - капилляры кишечника; 18 - внутренняя подвздошная артерия; 19 - наружная подвздошная артерия; 20 - капиллярная сеть нижней части тела.

Подстанция « Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы»

1 - капиллярная сеть верхней части тела;

2 - аорта; 3 - верхняя полая вена;

4 - правое предсердие; 5 - лимфатический проток; 6 - легочная артерия; 7 - легочные вены; 8 - капиллярная сеть легкого;

9 - левый желудочек; 10 - чревный ствол; 11 - печеночная вена; 12 - капилляры желудка; 13 - капиллярная сеть печени;

14 - верхняя и нижняя брыжеечные артерии; 15 - воротная вена; 16 - нижняя полая вена; 17 - капилляры кишечника;

18 - внутренняя подвздошная артерия;

19 - наружная подвздошная артерия;

20 - капиллярная сеть нижней части тела.

Подстанция  « Функциональные показатели (критерии оценки) »

Подстанция « Функциональные показатели (критерии оценки) »

  • Артериальный пульс:
  • Частота - количество пульсовых волн в 1 мин. В норме у взрослого здорового человека пульс 60-80 уд. в мин.
  • Ритм - определяют по интервалам между пульсовыми волнами (ритмичный (правильный) или аритмичный (неправильный)
  • Наполнение - определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца (нормальный (полный) или пустой)
  • Напряжение - определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса, зависит от величины АД (умеренного (удовлетворительного) напряжения, мягкий или напряженный )
Подстанция  « Функциональные  показатели (критерии оценки) » Артериальное давление Систолическое  - давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков  Диастолическое - д авление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков Пульсовое - представляет собой разницу между систолическим и диастолическим давлением У взрослого человека норма систолического давления колеблется от 100-105 до 130-135 мм рт.ст. (допустимое - 140 мм рт.ст.); диастолического - от 60 до 85 мм рт.ст. (допустимое - 90 мм рт.ст.), пульсовое давление в норме составляет 40-50 мм рт.ст.

Подстанция « Функциональные показатели (критерии оценки) »

  • Артериальное давление

Систолическое - давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков

Диастолическое - д авление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков

Пульсовое - представляет собой разницу между систолическим и диастолическим давлением

У взрослого человека норма систолического давления колеблется от 100-105 до 130-135 мм рт.ст. (допустимое - 140 мм рт.ст.); диастолического - от 60 до 85 мм рт.ст. (допустимое - 90 мм рт.ст.), пульсовое давление в норме составляет 40-50 мм рт.ст.

Подстанция  « Методы и техника оценки функциональных показателей» Методы оценки:  опрос,  осмотр, пальпация, аускультация Техника подсчета ЧСС Цель : определить основные свойства пульса. Оснащение : часы или секундомер, ручка с красным стержнем. Место определения пульса  — лучевая артерия. Подготовка и выполнение процедуры :

Подстанция « Методы и техника оценки функциональных показателей»

Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, аускультация

Техника подсчета ЧСС

Цель : определить основные свойства пульса.

Оснащение : часы или секундомер, ручка с красным стержнем.

Место определения пульса — лучевая артерия.

Подготовка и выполнение процедуры :

  • Придать пациенту удобное положение (сидя или лежа). Предложить расслабить руки, при этом кисти и предплечья не должны быть на весу с целью обеспечения достоверности результатов.
  • Прижать одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2-й, 3-й и 4-й пальцы находились над лучевой артерией (2-й палец, указательный - у основания большого пальца) и почувствовать пульс. Проводится сравнение характеристик пульса на обеих руках для выяснения состояния артерии, определяется более четкая пульсация на одной из них. 2-й (указательный) палец является наиболее чувствительным, поэтому его располагают над лучевой артерией у основания большого пальца.
  • Сравнить периодичность колебаний стенок артерий на правой и левой руках, определяя ритм. Продолжить исследование на одной руке (там, где пульс лучше прощупывается) для определения ритма пульса.
  • Оценить интервалы между пульсовыми волнами. Взять часы с секундомером и провести подсчет пульсовых волн. Считать в течение 30 сек., умножить на 2, если пульс ритмичный, или 60 сек., если пульс неритмичный.
  • Оценить наполнение пульса.
  • Оценить напряжение.
  • Провести регистрацию свойств пульса графическим или цифровым способом.

Подстанция « Методы и техника оценки функциональных показателей»

Техника измерения артериального давления.

Цель : определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования.

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка с синей пастой, 70%-ный спирт, ватные шарики.

Подготовка и выполнение процедуры:

  • Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала (психологическая и эмоциональная подготовка). Придать пациенту удобное положение сидя или лежа (достижение эффективного проведения процедуры).
  • Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть или попросить пациента подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки (обеспечивается наилучшее разгибание конечности для нахождения пульса и плотного прилегания головки фонендоскопа к коже).
  • Выбрать правильный размер манжетки. Наложить манжетку тонометра трубками вниз на обнаженное плечо пациента на 2-3 см. Выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил только один палец.
  • Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место мембрану фонендоскопа (определение места для прикладывания головки фонендоскопа и выслушивания ударов пульса). Закрыть вентиль «груши», другой рукой, этой же рукой нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм рт.ст.
  • Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра. Скорость выпускания воздуха из манжетки должна составлять 2-3 мм рт.ст. в секунду.
  • Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующую систолическому АД (АДс). Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД (АДд).
  • Выпустить весь воздух из манжетки.
  • Снять манжетку. Уложить манометр в чехол. Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного протирания 70%-ным спиртом.
  • Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе —

диастолическое).

Подстанция  «Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы»

Подстанция «Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы»

  • Нарушение частоты пульса:
  • тахикардия - учащение пульса более 85-90 уд. в мин.
  • брадикардия - урежение пульса менее 60 уд. в мин.
  • асистолия - отсутствие пульса
  • Нарушение ритма (аритмии): учащение, перебои, замирания или остановка сердца.
  • Нарушение величины АД:
  • артериальная гипертензия/гипертония - давление повышено
  • артериальная гипотензия/гипотония - давление понижено
  • Отеки скопление жидкости в подкожно-жировой клетчатке и в полостях (в области голеней, стоп, м.б. в сердечной сорочке, асцит) и др.
Станция «Пищеварительная система»

Станция «Пищеварительная система»

Подстанция  « Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы»

Подстанция « Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы»

Подстанция  « Функциональные  показатели (критерии оценки) » Аппетит У здорового человека  отмечается нормальный аппетит, отсутствие патологического влечения или отвращения к определенным продуктам. Характер и частота стула В норме у взрослого человека стул не реже 1 раза в сутки, оформленный, естественного цвета, допускается окрашивание в зависимости от употребляемых продуктов, без прожилок крови. Отхождение газов Область живота (вздутие, напряжение мышц, перистальтика кишечника, болезненность) В норме у человека живот мягкий, безболезненный

Подстанция « Функциональные показатели (критерии оценки) »

  • Аппетит

У здорового человека отмечается нормальный аппетит, отсутствие патологического влечения или отвращения к определенным продуктам.

  • Характер и частота стула

В норме у взрослого человека стул не реже 1 раза в сутки, оформленный, естественного цвета, допускается окрашивание в зависимости от употребляемых продуктов, без прожилок крови.

  • Отхождение газов
  • Область живота (вздутие, напряжение мышц, перистальтика кишечника, болезненность)

В норме у человека живот мягкий, безболезненный

Подстанция  «Методы и техника оценки функциональных показателей» Методы оценки:  опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация В компетенцию медицинской сестры входит: Обучение пациентов взятию анализов кала Подготовка пациентов к исследованиям (дуоденальное и фракционное зондирование)  Непосредственная оценка функций пищеварительной системы осуществляется только врачом (осмотр, перкуссия, аускультация и др.)

Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»

Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация

В компетенцию медицинской сестры входит:

  • Обучение пациентов взятию анализов кала
  • Подготовка пациентов к исследованиям (дуоденальное и фракционное зондирование)

Непосредственная оценка функций пищеварительной системы осуществляется только врачом (осмотр, перкуссия, аускультация и др.)

Подстанция  «Признаки нарушений функций пищеварительной системы»

Подстанция «Признаки нарушений функций пищеварительной системы»

  • Нарушение аппетита : снижение ( анорексия ), усиление ( полифагия ), обжорство ( булимия) ;
  • Метеоризм – чувство вздутия живота вследствие избыточного скопления газов в кишечнике;
  • Запор – задержка опорожнения кишечника свыше 2-х суток;
  • Понос учащенное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс;
  • Изжога – состояние жжения за грудиной, вследствие раздражения нервных окончаний кислым содержимым желудка;
  • Икота преходящее непроизвольное сокращение диафрагмы, приводящее к всасыванию воздуха в дыхательные пути, сопровождающееся сокращением голосовых связок;
  • Отрыжка внезапное отхождение через рот газов из желудка или пищевода;
  • Тошнота неприятное ощущение в подложечной области, сопровождающееся слюнотечением;
  • Рвота частое извержение желудочного содержимого через рот, сложный рефлекторный акт и др.
Станция  « Мочевыделительная система »

Станция « Мочевыделительная система »

Подстанция   « Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системы»

Подстанция « Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системы»

Подстанция  «Функциональные показатели (критерии оценки)» Суточный диурез  - общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток.  У взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и др. факторов и должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости, 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом. Суточный водный баланс - это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной из организма жидкости в течение суток.  Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.

Подстанция «Функциональные показатели (критерии оценки)»

  • Суточный диурез - общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток.

У взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и др. факторов и должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости, 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом.

  • Суточный водный баланс - это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной из организма жидкости в течение суток.

Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.

  • Анализы мочи: количество, цвет, прозрачность, плотность, форменные элементы, биохимические показатели и др.

Подстанция «Методы и техника оценки функциональных показателей»

Методы оценки: опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация

Техника подсчета водного баланса.

Цель: диагностика скрытых отеков.

Оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.

Подготовка и выполнение процедуры :

  • Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости. Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования.
  • Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета введенной жидкости (учитываются и введенные парентеральные растворы).

Примечание: твердые продукты питания могут содержать 60-80% воды. Учету количества выделенной жидкости подвергается не только моча, но и рвотные массы, испражнения пациента.

  • Объяснить, что в 6.00 часов необходимо выпустить мочу в унитаз. Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез. Фиксировать количество выделенной и поступившей в организм жидкости.

Примечание: объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до б.00 следующего дня включительно;

Расчет учета водного баланса определяется по формуле: количество выделенной мочи умножить на 0,8 (80%), что равняется количеству мочи, которое должно выделиться в норме.

  • Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в норме).
  • Сделать записи в листе учета водного баланса.

Оценка: Считать водный баланс отрицательным , если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме) или — 5—10% (свидетельствует о нарастании отеков или неэффективности лечения)

Считать водный баланс положительным , если выделено больше жидкости, чем рассчитано, что м.б. результатом действия лекарств, употребления мочегонных продуктов питания, влияния холодного времени года (свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков)

Подстанция  «Признаки нарушений функций мочевыделительной системы»

Подстанция «Признаки нарушений функций мочевыделительной системы»

  • Отеки обусловлены наличием в организме избыточного количества жидкости, локализуются в местах, где нет подкожно-жирового слоя и чаще по утрам (веки, периорбитальные области), вплоть до анасарка;
  • Изменения в анализе мочи в виде мочевого синдрома складывается из совокупности мочевых симптомов:
  • дизурия (расстройство мочеиспускания),
  • поллакиурия (частое мочеиспускание),
  • полиурия /олигурия/анурия (много, мало, нет мочи),
  • ишурия (задержка выделения мочи),
  • изурия (через равные промежутки времени),
  • никтурия (в ночное время),
  • протеинурия (белок в моче),
  • гематурия (кровь в моче),
  • лейкоцитурия (гной в моче),
  • бактериурия ,
  • м.б. избыточное содержание солей, почечного эпителия.
  • Кожный зуд обусловлен накоплением в крови остаточных продуктов белкового обмена;
  • Неприятный запах изо рта – запах аммиака и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к занятию-путешествию "Оценка функционального состояния пациента"

Автор: Носова Оксана Викторовна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства