Презентация к занятию-путешествию "Оценка функционального состояния пациента"
Презентация к занятию-путешествию "Оценка функционального состояния пациента"
Мультимедийная презентация к занятию-путешествию
«Оценка функционального состояния пациента»
Цели: обучающая – дать представление о системе оценки функционального состояния пациента; воспитывающая – способствовать формированию ответственного подхода к выполнению функциональных обязанностей медицинской сестры; воспитывать уважение к работающему человеку; развивающая – развитие умений отстаивать свою точку зрения; организовывать обсуждение; развитие психических процессов; профориентационная – способствовать формированию умений объективно осуществлять самоанализ развития своих личностных качеств и соотносить их с требованиями профессии медицинская сестра,
Тип занятия и форма его организации: вводно-обзорное занятие в форме занятия-путешествия.
Структура занятия: I. Организационная часть (3 мин.):
1. Сообщение темы и цели занятия
2. Информация об алгоритме выполнения учебных целей
Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение (65мин.)
1. Игра-путешествие – раскрытие базовых понятий темы – функциональных показателей, повторение пройденного материала, знакомство с нарушениями функций различных систем организма (60 минут)
Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию-путешествию "Оценка функционального состояния пациента" »
Оценка функционального состояния пациента
Вводно-обзорный урок в форме
урока-путешествия
Маршрут поезда «____»
Начало
пути
Дыхательная
система
Сердечно-сосудистая
система
Релаксация
Пищеварительнаясистема
Таможня
Мочевыделительнаясистема
Конец пути
Станция«Дыхательная система»
ПОДСТАНЦИИ:
Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы оценки функциональных показателей
Признаки нарушений функций дыхательной системы
Станция«Сердечно-сосудистая система»
ПОДСТАНЦИИ:
Анатомо-физиологическая характеристика сердечно-сосудистой системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы оценки функциональных показателей
Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы
Станция«Релаксация»
Станция«Пищеварительная система»
ПОДСТАНЦИИ:
Анатомо-физиологическая характеристика пищеварительной системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы оценки функциональных показателей
Признаки нарушений функций пищеварительной системы
Станция«Мочевыделительная система»
ПОДСТАНЦИИ:
Анатомо-физиологическая характеристика мочевыделительной системы
Функциональные показатели (критерии оценки)
Методы оценки функциональных показателей
Признаки нарушений функций мочевыделительной системы
Таможня
Первичное закрепление полученных знаний
«Умная корзинка»
Задача учащихся- каждая группа должна выбрать правильные варианты ответов для заданной системы (дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и мочевыделительная), т.е. найти в корзинке те признаки нарушений функций, которые соответствуют данной системе. Время – 3-5 минут.
Дополнительный жетон получает команда, которая быстрее всех и правильно выберет все варианты ответов.
У здорового взрослого человека норма ДД в покое составляет 16-20 в мин., у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин.
Ритм дыхания(ритмичное, неритмичное)
Глубина дыхания(поверхностное, глубокое)
Тип дыхания(грудной, брюшной, смешанный)
Подстанция«Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки:опрос,осмотр, пальпация, аускультация
Техника подсчета ЧДД
Цель: определить одну из основных характеристик дыхания.
Оснащение: часы с секундной стрелкой, ручка с синим стержнем.
Подготовка и выполнение процедуры:
Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса. Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании с целью профилактики произвольного изменения дыхания.
Придать пациенту удобное положение (лежа или сидя). Наблюдать экскурсию его грудной клетки или живота.
Взять руку пациента как для исследования пульса. Положить свою руку и руку пациента на грудь пациента (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания), имитируя исследование пульса.
Примечание: держать руку на запястье пациента. Необходимо не только наблюдать, но и ощущать своей рукой экскурсию его грудной клетки или живота.
Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером. Можно считать число вдохов за 30 с, затем умножить результат на 2. Оценить ЧДД. Объяснить пациенту, что ему сосчитали ЧДД.
Провести регистрацию данных цифровым и графическим способом в целях обеспечения преемственности в работе, контроля за ЧДД.
Подстанция«Признаки нарушений функций дыхательной системы»
Патологические типы дыхания :
большое дыхание Куссмауля - редкое, глубокое, шумное (при глубокой коме);
дыхание Биотта - периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных ДД и пауз, равных по продолжительности (от неск. мин. до 1 мин.);
дыхание Чейна-Стокса - характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7-м дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от неск. сек. до 1 мин.). Во время паузы пациенты плохо ориентируются в окружающей среде или теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении ДД.
Частота-количество пульсовых волн в 1 мин. В норме у взрослого здорового человека пульс 60-80 уд. в мин.
Ритм-определяют по интервалам между пульсовыми волнами (ритмичный (правильный) или аритмичный (неправильный)
Наполнение-определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца (нормальный (полный) или пустой)
Напряжение-определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса, зависит от величины АД (умеренного (удовлетворительного) напряжения, мягкий или напряженный)
Систолическое- давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков
Диастолическое-давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков
Пульсовое-представляет собой разницу между систолическим и диастолическим давлением
У взрослого человека нормасистолического давленияколеблется от 100-105 до 130-135 мм рт.ст. (допустимое - 140 мм рт.ст.);диастолического- от 60 до 85 мм рт.ст. (допустимое - 90 мм рт.ст.),пульсовое давлениев норме составляет 40-50 мм рт.ст.
Подстанция«Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки:опрос,осмотр, пальпация, аускультация
Техника подсчета ЧСС
Цель: определить основные свойства пульса.
Оснащение: часы или секундомер, ручка с красным стержнем.
Место определения пульса — лучевая артерия.
Подготовка и выполнение процедуры:
Придать пациенту удобное положение (сидя или лежа). Предложить расслабить руки, при этом кисти и предплечья не должны быть на весу с целью обеспечения достоверности результатов.
Прижать одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2-й, 3-й и 4-й пальцы находились над лучевой артерией (2-й палец, указательный - у основания большого пальца) и почувствовать пульс. Проводится сравнение характеристик пульса на обеих руках для выяснения состояния артерии, определяется более четкая пульсация на одной из них. 2-й (указательный) палец является наиболее чувствительным, поэтому его располагают над лучевой артерией у основания большого пальца.
Сравнить периодичность колебаний стенок артерий на правой и левой руках, определяя ритм. Продолжить исследование на одной руке (там, где пульс лучше прощупывается) для определения ритма пульса.
Оценить интервалы между пульсовыми волнами. Взять часы с секундомером и провести подсчет пульсовых волн. Считать в течение 30 сек., умножить на 2, если пульс ритмичный, или 60 сек., если пульс неритмичный.
Оценить наполнение пульса.
Оценить напряжение.
Провести регистрацию свойств пульса графическим или цифровым способом.
Подстанция«Методы и техника оценки функциональных показателей»
Техника измерения артериального давления.
Цель: определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования.
Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до ее начала (психологическая и эмоциональная подготовка). Придать пациенту удобное положение сидя или лежа (достижение эффективного проведения процедуры).
Уложить руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх, подложив валик под локоть или попросить пациента подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки (обеспечивается наилучшее разгибание конечности для нахождения пульса и плотного прилегания головки фонендоскопа к коже).
Выбрать правильный размер манжетки. Наложить манжетку тонометра трубками вниз на обнаженное плечо пациента на 2-3 см. Выше локтевого сгиба так, чтобы между ними проходил только один палец.
Определить пальцами пульсацию в локтевой ямке, приложить на это место мембрану фонендоскопа (определение места для прикладывания головки фонендоскопа и выслушивания ударов пульса). Закрыть вентиль «груши», другой рукой, этой же рукой нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии +20-30 мм рт.ст.
Открыть вентиль, медленно выпускать воздух, выслушивая тоны, следить за показаниями манометра. Скорость выпускания воздуха из манжетки должна составлять 2-3 мм рт.ст. в секунду.
Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны, соответствующую систолическому АД (АДс). Отметить» исчезновение тонов, что соответствует диастолическому АД (АДд).
Выпустить весь воздух из манжетки.
Снять манжетку. Уложить манометр в чехол. Продезинфицировать головку фонендоскопа методом двукратного протирания 70%-ным спиртом.
Провести регистрацию результата в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе —
диастолическое).
Подстанция«Признаки нарушений функций сердечно-сосудистой системы»
Нарушение частоты пульса:
тахикардия - учащение пульса более 85-90 уд. в мин.
брадикардия - урежение пульса менее 60 уд. в мин.
асистолия - отсутствие пульса
Нарушение ритма (аритмии):учащение, перебои, замирания или остановка сердца.
Нарушение величины АД:
артериальнаягипертензия/гипертония - давление повышено
артериальнаягипотензия/гипотония - давление понижено
Отеки– скопление жидкости в подкожно-жировой клетчатке и в полостях (в области голеней, стоп, м.б. в сердечной сорочке, асцит) и др.
У здорового человекаотмечается нормальный аппетит, отсутствие патологического влечения или отвращения к определенным продуктам.
Характер и частота стула
В норме у взрослого человека стул не реже 1 раза в сутки, оформленный, естественного цвета, допускается окрашивание в зависимости от употребляемых продуктов, без прожилок крови.
Отхождение газов
Область живота(вздутие, напряжение мышц, перистальтика кишечника, болезненность)
В норме у человека живот мягкий, безболезненный
Подстанция«Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки:опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация
В компетенцию медицинской сестры входит:
Обучение пациентов взятию анализов кала
Подготовка пациентов к исследованиям (дуоденальное и фракционное зондирование)
Непосредственная оценка функций пищеварительной системы осуществляется только врачом (осмотр, перкуссия, аускультация и др.)
Подстанция«Признаки нарушений функций пищеварительной системы»
Нарушение аппетита : снижение ( анорексия ), усиление ( полифагия ), обжорство ( булимия);
Метеоризм – чувство вздутия живота вследствие избыточного скопления газов в кишечнике;
Запор – задержка опорожнения кишечника свыше 2-х суток;
Понос– учащенное опорожнение кишечника с выделением жидких каловых масс;
Изжога – состояние жжения за грудиной, вследствие раздражения нервных окончаний кислым содержимым желудка;
Икота– преходящее непроизвольное сокращение диафрагмы, приводящее к всасыванию воздуха в дыхательные пути, сопровождающееся сокращением голосовых связок;
Отрыжка– внезапное отхождение через рот газов из желудка или пищевода;
Тошнота– неприятное ощущение в подложечной области, сопровождающееся слюнотечением;
Рвота– частое извержение желудочного содержимого через рот, сложный рефлекторный акт и др.
Суточный диурез - общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток.
У взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и др. факторов и должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости, 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом.
Суточный водный баланс - это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной из организма жидкости в течение суток.
Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.
Анализы мочи: количество, цвет, прозрачность, плотность, форменные элементы, биохимические показатели и др.
Подстанция«Методы и техника оценки функциональных показателей»
Методы оценки:опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация
Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости. Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования.
Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета введенной жидкости (учитываются и введенные парентеральные растворы).
Примечание: твердые продукты питания могут содержать 60-80% воды. Учету количества выделенной жидкости подвергается не только моча, но и рвотные массы, испражнения пациента.
Объяснить, что в 6.00 часов необходимо выпустить мочу в унитаз. Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез. Фиксировать количество выделенной и поступившей в организм жидкости.
Примечание: объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до б.00 следующего дня включительно;
Расчет учета водного баланса определяется по формуле: количество выделенной мочи умножить на 0,8 (80%), что равняется количеству мочи, которое должно выделиться в норме.
Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в норме).
Сделать записи в листе учета водного баланса.
Оценка: Считать водный баланс отрицательным , если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме) или — 5—10% (свидетельствует о нарастании отеков или неэффективности лечения)
Считать водный баланс положительным , если выделено больше жидкости, чем рассчитано, что м.б. результатом действия лекарств, употребления мочегонных продуктов питания, влияния холодного времени года (свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков)
Подстанция«Признаки нарушений функций мочевыделительной системы»
Отеки– обусловлены наличием в организме избыточного количества жидкости, локализуются в местах, где нет подкожно-жирового слоя и чаще по утрам (веки, периорбитальные области), вплоть до анасарка;
Изменения в анализе мочи в виде мочевого синдрома– складывается из совокупности мочевых симптомов:
дизурия (расстройство мочеиспускания),
поллакиурия (частое мочеиспускание),
полиурия /олигурия/анурия (много, мало, нет мочи),
ишурия (задержка выделения мочи),
изурия (через равные промежутки времени),
никтурия (в ночное время),
протеинурия (белок в моче),
гематурия (кровь в моче),
лейкоцитурия (гной в моче),
бактериурия ,
м.б. избыточное содержание солей, почечного эпителия.
Кожный зуд– обусловлен накоплением в крови остаточных продуктов белкового обмена;