Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методический приём ПОПС-формула"»
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Методический приём «ПОПС-формула»
(Презентация по МДК 04.01)
Выполнила: Чуева Надежда,
студентка 413 группы
Проверила: Юсова В.И, преподаватель психолого-педагогических наук
Приём «ПОПС-формула»
Этот интерактивный приём, направлен на рефлексию учащихся. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»). Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:
П — позиция;
О — объяснение;
П — пример;
С — следствие/суждение.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:
проверки домашнего задания;
фронтального опроса на этапе повторения изученного;
подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
создания проекта по теме или целому блоку тем.
Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа.
ПОПС-формула позволяет:
за короткое время опросить нескольких учащихся;
получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.
Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:
формировать оценочное
мышление у детей;
учит ребят лаконично
выражать свои мысли;
структурировать идеи.
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.