kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода (статья, презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Построение урока на основе системно-деятельностного подхода (статья, презентация) »

Попова Наталья Александровна, директор НОШ при Генеральном консульстве РФ В Ченнаи, Республика Индия,  учитель начальных классов

Попова Наталья Александровна,

директор НОШ при Генеральном консульстве РФ В Ченнаи, Республика Индия,

учитель начальных классов

Нет ничего нового под Солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем.   Лоренс Питер американский педагог

Нет ничего нового под Солнцем,

но есть кое-что старое, чего мы не знаем.

Лоренс Питер

американский педагог

1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля

1. Урок открытия нового знания

2. Урок рефлексии

3. Урок построения системы знаний

4. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель :  формирование умений реализации новых способов действий  формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания  Содержательная цель:    формирование системы понятий ,   расширение понятийной базы  (предметной и метапредметной)

Деятельностная цель :

формирование умений реализации новых способов действий

формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Содержательная цель:

формирование системы понятий , расширение понятийной базы

(предметной и метапредметной)

Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель:  закрепление и при необходимости  коррекция изученных способов  действий, понятий, алгоритмов и т.д.

Деятельностная цель:

формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель:

закрепление и при необходимости

коррекция изученных способов

действий, понятий, алгоритмов и т.д.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.  Содержательная цель:  выявление теоретических основ  развития содержательно-методических  линий и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

Деятельностная цель:

формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель:

выявление теоретических основ

развития содержательно-методических

линий и построение обобщённых норм

учебной деятельности.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.  Содержательная цель:   контроль и самоконтроль изученных  понятий и алгоритмов.

Деятельностная цель:

формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель:

контроль и самоконтроль изученных

понятий и алгоритмов.

1. Мотивация к учебной деятельности  Цель этапа : включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.   - Что значит уметь учиться    - Хочу, могу, надо

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Что значит уметь учиться

- Хочу, могу, надо

– Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое. А может быть, лучше поиграть, поговорить с друзьями? Нет, я хочу учиться!

Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое. А может быть, лучше поиграть, поговорить с друзьями? Нет, я хочу учиться!

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие  Цель этапа:  готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.   - Актуализация необходимых ЗУН   - Обобщение ЗУН   - Пробное учебное действие   - Фиксация затруднения

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- Актуализация необходимых ЗУН

- Обобщение ЗУН

- Пробное учебное действие

- Фиксация затруднения

– Так! Сначала надо повторить. Мне уже помогли! Я должен собрать шарики с голубыми «плюсиками», то есть повторить только самые нужные знания. 2

Так! Сначала надо повторить.

Мне уже помогли! Я должен собрать шарики с голубыми «плюсиками», то есть повторить только самые нужные знания.

2

– Ой, какой шарик! Я такого ещё не видел. Значит, это что-то новенькое!

Ой, какой шарик! Я такого ещё не видел. Значит, это что-то новенькое!

– Попробую его достать!

Попробую его достать!

3. Выявление места и причины затруднения  Цель этапа:  выявить место и причины затруднений   - Что я делал, какие знания применял   - Где возникло затруднение (место)   - Почему оно возникло (причина)    Затруднение – Причина - Цель

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявить место и причины затруднений

- Что я делал, какие знания применял

- Где возникло затруднение (место)

- Почему оно возникло (причина)

Затруднение – Причина - Цель

– Прыгал-прыгал – не получается ... Что-то не так. Надо подумать.

Прыгал-прыгал – не получается ...

Что-то не так. Надо подумать.

4.Построение проекта выхода из затруднения  Цель этапа:  постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.     - Какое знание строю, чему учусь ( цель)   -Как строю и с помощью чего    (выбор способа и средств)   - План построения нового знания

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

- Какое знание строю, чему учусь ( цель)

-Как строю и с помощью чего

(выбор способа и средств)

- План построения нового знания

– Что я делал? Как я делал? Почему не получилось? Так, прыгая, я пытался достать шарик. Не получилось, потому что горка высокая, а я прыгаю невысоко.

Что я делал? Как я делал? Почему не получилось?

Так, прыгая, я пытался достать шарик.

Не получилось, потому что горка высокая, а я прыгаю невысоко.

– А-а-а! Значит, мне нужно придумать, как по-другому забраться на горку, чтобы достать шарик. Вот что новенькое я узнаю!

А-а-а! Значит, мне нужно придумать, как по-другому забраться на горку, чтобы достать шарик. Вот что новенькое я узнаю!

– Подумаю, как же мне действовать. В корзинке у меня есть шарики – то, что я знаю. Построю шарики лесенкой. Нет, все равно не достану. Нужна помощь. Ой, веревочка, а на горке – дерево! Заберусь по шарикам повыше, закину веревочку на дерево, вот тогда и достану заветный шарик.

Подумаю, как же мне действовать. В корзинке у меня есть шарики – то, что я знаю. Построю шарики лесенкой. Нет, все равно не достану. Нужна помощь. Ой, веревочка, а на горке – дерево! Заберусь по шарикам повыше, закину веревочку на дерево, вот тогда и достану заветный шарик.

5. Реализация построенного проекта  Цель этапа:  построение и фиксация нового знания     - Реализация построенного проекта    - Фиксация нового знания в речи и    знаково (эталон)    - Решение задачи,    вызвавшей затруднение

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение и фиксация нового знания

- Реализация построенного проекта

- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон)

- Решение задачи,

вызвавшей затруднение

– Действую по плану.

Действую по плану.

– Ну вот, теперь в похожих ситуациях я знаю, что делать. У меня есть новый способ! Проговорю его еще раз   1. 2 .

Ну вот, теперь в похожих ситуациях

я знаю, что делать. У меня есть новый

способ! Проговорю его еще раз

1. 2 .

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи  Цель этапа:  применение нового знания в типовых заданиях   - Решение типовых заданий на новое знание   - Проговаривание во внешней речи    (всеми учащимися)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

- Решение типовых заданий на новое знание

- Проговаривание во внешней речи

(всеми учащимися)

– Посмотрим, получится ли у меня применять новый способ в похожих ситуациях.

Посмотрим, получится ли у меня применять новый способ в похожих ситуациях.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа:  самопроверка умений применять новое знание в типовых условия   - Выполнение самостоятельной работы   - Самопроверка (по эталону)   - Коррекция ошибок   - Создание ситуации успеха

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

- Выполнение самостоятельной работы

- Самопроверка (по эталону)

- Коррекция ошибок

- Создание ситуации успеха

– Надо проверить, как усвоен новый способ. Смотрите, а я молодец!

Надо проверить, как усвоен новый

способ. Смотрите, а я молодец!

8. Включение в систему знаний и повторение  Цель этапа:  включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.   - Границы применимости нового знания   - Задания, в которых новое знание    связывается с ранее изученными   - Задания на повторение   - Задания на пропедевтику   изучения последующих тем

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Границы применимости нового знания

- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными

- Задания на повторение

- Задания на пропедевтику

изучения последующих тем

– Ух, устал! Теперь можно и отдохнуть! Поиграю в новый шарик вместе со старыми.

Ух, устал! Теперь можно и отдохнуть!

Поиграю в новый шарик вместе со старыми.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке  Цель этапа:  соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.  - Фиксация нового содержания  - Рефлексия учебной деятельности  - Самооценка деятельности на уроке  - Домашнее задание

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Фиксация нового содержания

- Рефлексия учебной деятельности

- Самооценка деятельности на уроке

- Домашнее задание

– Вот и все. Напоследок только оглянусь назад .

Вот и все. Напоследок только оглянусь назад .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода (статья, презентация)

Автор: Попова Наталья Александровна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства