ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям»
Цель:
формирование у учащихся универсальных учебных действий, определяющих основу развития генеральных способностей человека – умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей.
Задачи:
- показать отдельные приемы формирования УУД на уроках, приобщить педагогов школы к самооценке своих действий;
- сформировать и раскрыть сущность УУД;
- познакомить с УУД, заложенными в стандарты второго поколения по предметам.
Теоретической основой фундаментального ядра содержания общего образования являются идеи отечественной педагогики и психологии:
- «ядро» и «оболочка» школьных курсов, варьирующиеся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т.д. (А.И. Маршукевич), – основа вариативности образования;
- выделение объема знаний по предмету» (академик АН СССР, математик А.Н. Колмогоров) – составление стандартов образования: ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть выпускник школы;
- культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) – основа социализации учащихся, освоения ими наиболее значимых форм социокультурного опыта;
- системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов) – основа формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий (УУД) учащихся.
Фундаментальным ядром содержания общего образования являются универсальные учебные действия.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного процесса.
В широком смысле универсальные учебные действия означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
«Содержание УУД школьников»
Коллеги! Перед вами классификационная таблица «Содержание УУД школьников». Заполните пробел в таблице. Работа в группах.
1-я группа – 1-я колонка; 2-я группа – 2-я колонка и т.д.
Организационно-личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
| | | |
Проверяем:
Организационно-личностные | Регулятивные действия | Познавательные | Коммуникативные |
Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Самопознание и самоопределение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция, оценка | Общеучебные, логические Постановка и решение проблем | Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером |
Работа над развитием УУД навыков проходит по следующим направлениям.
Деятельность учителей по формированию организационных умений и навыков.
Деятельность учителей по формированию информационных умений и навыков.
Деятельность учителей по формированию коммуникативных умений и навыков.
Деятельность учителей по формированию интеллектуальных умений и навыков.
Коллеги! Давайте разделимся на 4 группы. Каждая группа записывает действия учителя по каждому направлению. Затем проверим ваши варианты.
1. Деятельность учителей по формированию организационных умений и навыков.
Перечень действий учителя
1. Определяет цель урока
2. Определяет дидактическую задачу каждого этапа урока
3. Четко формулирует конечный результат
4. Разрабатывает алгоритм выполнения задания
5. Учит составлять алгоритм
6. Учит находить рациональные способы работы
7. Учит способам самопроверки
8. Учит способам взаимопроверки
2. Деятельность учителей по формированию информационных умений и навыков.
Перечень действий учителя
1. Уделяет внимание технике чтения
2. Обучает различным видам чтения
3. Обучает продуктивным методам работы с учебником
4. Учит писать план, конспект
5. Учит читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты
6. Учит работать с дополнительной литературой
7. Проводит библиотечные уроки
3. Деятельность учителей по формированию коммуникативных умений и навыков.
Перечень действий учителя
1. Развивает внимание
2. Обучает разным видам конспектирования
3. Создает ситуации для полемики
4. Использует метод беседы
5. Учит пересказывать
6. Учит списывать текст
■выписывать цитаты
■ писать изложение
■ писать сочинение
■ писать реферат
■ рецензию
■ статью
■ заявление, автобиографию, протокол
4. Деятельность учителей по формированию интеллектуальных умений и навыков.
Перечень действий учителя
1. Учит анализировать
■ сравнивать
■ классифицировать
■ обобщать
■ абстрагировать
■ синтезировать
■ выделять главную мысль
■ систематизировать
■ отвечать на вопросы
2. Развивает логику речи
3. Проводит уроки в интерактивном режиме
4. Предусматривает задания творческого характера
5. Формирует вычислительные навыки
И так, коллеги, после всего сказанного приходим к следующим выводу, что прежде чем формировать любое УУД у учащихся нужно учителю начать с себя; учителю нужно помнить задачи, которые стоят перед учителем:
- помочь каждому ученику развить свою личность;
- обучить его умению пользоваться рациональными способами овладения и обработки информации, которые облегчают учебный труд.