Просмотр содержимого документа
«Основные подходы к проектированию уроков производственного обучения в свете требований ФГОС»
Проблемный ВОПРОС:
«Какорганизовать, провести урок,
научить студентов,
если они мало знают
и не умеют учиться?»
«Основные подходы
к проектированию современного учебного занятия врамкахтребований ФГОС СПО»
8 ноября 2018г.
ГАПОУ ВО «НАПК»
Зотов К.А.
Реализация основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования ведется на основе требований
ФГОС СПО и
ФГОС СОО
Приоритетное направление ФГОС СОО
Целостное развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий.
«Под универсальными учебными действиями понимается совокупность действий обучающегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность».
Вшироком значении УУД – это умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний.
Приоритетное направление ФГОС СПО
Целостное развитие личности в системе образования через формирование профессиональных и общих компетенций (ПК ,ОК)
Первые формируются при освоении профессиональных модулей и обеспечивают квалификацию выпускника. Задача вторых – развитие таких личностных качеств студента, которые приведут в дальнейшем к его успешности испособности к саморазвитию путем активного поиска и усвоения новых знаний.
.Результаты освоения программы учебной дисциплины:
ПРЕДМЕТНЫЕ
освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
ЛИЧНОСТНЫЕ
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ
-Что же важнее: профессиональные компетенции, общие или развитие универсальных учебных действий (УМЕНИЙ УЧИТЬСЯ)?
-Какова роль преподавателя в развитии ПК, ОК, УУД у студентов?
-Как строить учебную деятельность, чтобы профессиональные умения, навыки, знания у выпускников колледжа удовлетворяли требованиям работодателей, и они смогли реализоваться достойно в полученной профессии? Могли учиться на протяжении жизни
ОДНОЗНАЧНЫЙ ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Задача преподавателя сегодняшнего дня, работающего в колледже: развить у студентов универсальные учебные действия, общие компетенции так, чтобы они стали фундаментом для развития профессиональных компетенций.
ПЕРЕХОД К СОВРЕМЕННОМУ УРОВНЮ ПРЕПОДАВАНИЯ
Учет подготовленности обучающихся, пришедших учиться на 1 курс и степень владения ими УУД, заложенными во ФГОС ООО
ФГОС СПО, ФГОС СОО,
Изучение и применение в работе концепции универсальных учебных действий А.Г. Асмолова;
Учет региональных нормативных актов в области образования
Изучение и применение основных требований к современному уроку.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО УРОКА :
СТРУКТУРА УРОКА
ТЕМА УРОКА
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Преподаватель сообщает…
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Обучающийся формулирует
Преподаватель формулирует..
РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Озвучивает и ставит цель…
Преподаватель говорит…
РАБОТА С ПРАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
КОНТРОЛЬ НА УРОКЕ
Преподаватель руководит..
Планирует и изучает, повторяет…
КОРРЕКЦИЯ ДЕЙСТВИЙ И ЗНАНИЙ
Осуществляет учебные действия
Преподаватель озвучивает…
Проводит контроль и взаимоконтроль
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ
Преподаватель корректирует…
Озвучивают затруднения и корректируют под рук….
Преподаватель оценивает….
ИТОГИ УРОКА
Самооценка и оценка других
Преподаватель подводит итог…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проводится рефлексия
Преподаватель задает…
Выбор задания по способностям…
УУД
Личностные:
ОК01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекста
самоопределение,..
Научно – исследовательская деятельность, Проекты, творческие задания, привлечение и изучение дополнительного материала, проведение студентом мастер –класса»
ОК02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Регулятивные
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
целеполагание,.. планирование,..
«Внутри» расписываем на пересечении ОК и УУД Приемы и методы для развития УУД и ОК
Познавательные
ОК……..
общеучебные действия,…
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;…
УУД
Деятельность педагога по развитию УУД
Личностные
создание проблемных ситуаций организация форм учебного сотрудничества.
Регулятивные
постановка перед обучающимся задачи оценивания своей деятельности формирование у них установки на улучшение результатов своей деятельности
Познавательные
анализ причин неудач , умения выделять недостающие операции и условия,
формирование умения решать учебные задачи на сравнение, анализ объекта, выделение общего и различного, выполнять творческие исследовательские, проектные работы
Коммуникативные
организация уроков в форме диалога, дискуссии;
- учить чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность обучающегося. Часто вызывает трудность конкретизации содержания этапов, деятельности преподавателя и деятельности обучающихся на каждом элементе учебного занятия. В таких случаях может помочь памятка по разработке взаимодействия педагога и обучающегося на уроке, в которой прописаны примеры «диалогового общения» на разных стадиях усвоения материала урока: (Конструктор Л.С. Илюшина )
Требования к технике проведения урока
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность
Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
Смена видов деятельности обучающихся, сочетание различных методов и приемов обучения
Обеспечение активного учения каждого
КАК Я ЭТО БУДУ ДЕЛАТЬ?
Дидактические требования к уроку
«Четкая формулировка» образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков
Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки обучающихся
Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся
Создание условий успешного учения
КАК Я ЭТО БУДУ ДЕЛАТЬ?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Развитие критического мышления
Приём «Корзина идей, понятий, имён…»
Приём «Кластер»
Приёмы на стадии рефлексии (синквейн, диаманта, эссе и др.)
Приём «Интеллект – карты»
Приём «Кубик – Блума»
Приём «Инсайт»
Приём «ПОПС – формула»
Приём «Шесть шляп мышления»
Прием «Горячий стул»
Более подробно можно посмотреть активные формы обучения в книге Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования».
Вести
с уроков….
ХОРОШИЙ УРОК НЕ ИМЕЕТ ВРЕМЕННЫХ РАМОК :
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПРОИСХОДИТ ЗАДОЛГО ДО ЕГО НАЧАЛА,
И ОБДУМЫВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКЕ – ЭТО СТАРТ ДЛЯ НОВЫХ СВЕРШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…