Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация "Взаимодействие образовательной организации и родителей в условиях реализации ФГОС"»
Взаимодействие образовательной организации и родителей в условиях реализации ФГОС
Организация взаимодействия педагога с родителями остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности школы.
Сегодня родители имеют две полярные позиции по отношению к образовательному учреждению:
Первая, когда современные родители в большинстве своем люди образованные, осведомленные и, знающие, как им надо воспитывать своих детей. Такие родители не хотят прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, они ведь и так все знают.
Другая позиция заключается в полной отстраненности от воспитания детей, когда родители считают, если ребенок посещает школу, то там его пусть учат, воспитывают, развивают специалисты, которым за это платят деньги.
В этой связи перед педагогическим коллективом стоит непростая задача по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах образования, воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.
Гализина С.А.,
Директор ГБОУ «Школа № 18 г. Тореза»
1
«Родители слишком часто вмешиваются в жизнь детей, но, к сожалению, слишком редко интересуются ею. »
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни школы. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. В этой связи, необходима разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в школьную жизнь. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия образовательной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Е. А. Аркин
1
Цель
=
Партнерство+Открытость
Исходя из этого, мы определили цель взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС: формирование педагогического партнерства между всеми субъектами образовательных отношений, обеспечение открытости образовательной организации.
1
Задачи
Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.
Расширять сферу участия родителей образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия
Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.
Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
Объединить усилия семьи и школы для развития и воспитания детей.
Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.
Объединить усилия семьи и школы для развития и воспитания детей.
Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.
Расширять сферу участия родителей образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия.
Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.
Способствовать формированию педагогической компетентности родителей
4
Принципы взаимодействия
Открытость
Доброжелательность
Принцип индивидуального подхода
Сотрудничество вместо наставничества
Взаимоотношения строим на принципах
- открытости
каждому родителю (законному представителю) обеспечивается возможность знать и видеть, как учится и развивается его ребенок.
- Доброжелательности Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педагогических коллективов с родителями – позитивный настрой. - Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями (законными представителями).
- Сотрудничество вместо наставничества.
В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. - Динамичность.
Важно, чтобы педагогический коллектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы с семьей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и школьном коллективе.
Динамичность
Единые подходы к развитию личности
4
Формы взаимодействия образовательной организации с родителями
Регламентированные
Неформальные
Формы взаимодействия образовательной организации с родителями условно можно разделить на регламентированные и неформальные.
6
Педагогический лекторий
Цель:
расширение, углубление и закрепление знаний родителей по различным вопросам воспитания детей
К неформальным формам взаимодействия относятся:
Педагогические лектории — это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний родителей по различным вопросам воспитания детей
6
7
Родительская конференция
Цель:
изложение теоретических основ рассматриваемого вопроса, обмен мнениями и опытом между родителями и педагогами
Родительские конференции — это форма работы, предусматривающая изложение теоретических основ рассматриваемого вопроса, обмен мнениями и опытом между родителями и педагогами.
7
8
Клуб выходного дня
Цель:
установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами
Клуб выходного дня —формирует атмосферу доверия и сотрудничества между сотрудниками образовательной организации и родителями, создает уникальный, постоянный круг общения вокруг воспитательных проблем класса.
8
9
Школа для родителей
Результат
получение квалифицированной помощи и консультаций по различным вопросам семейного воспитания
Школа для родителей или родительские университеты — формы сотрудничества педагогов, психологов и других специалистов образовательной организации с родителями, которые могут получить квалифицированную помощь и консультации по различным вопросам семейного воспитания в пространстве образовательной среды школы.
9
10
Управляющий совет
Цель:
стратегическое управление образовательной организацией
Регламентированные формы взаимодействия — это такие формы взаимодействия, рамки и сущность которых определены в законодательных актах и в локальных нормативных документах образовательной организации.
Они проявляются в совместном управлении педагогами и родителями воспитательным процессом, в совместной экспертизе данного процесса, в профессиональном консультировании друг друга. К регламентированным формам взаимодействия относится управляющий совет.
10
11
Положение об Управляющем совете школы Принято на педагогическом совете, утверждено приказом
Управляющий совет действует на основании Положения. В состав управляющего совета входят:
· руководитель образовательной организации;
· работники образовательной организации;
· родители обучающихся;
· представители учредителя;
· представители общественности и организаций.
11
11
Структура управляющего совета включает в себя сектора по направлениям деятельности.
11
Совместно с администрацией рассматривает и утверждает планы развития школы. Осуществляет поиск дополнительных источников финансирования школы, регулирует распределение привлеченных средств. вносит на рассмотрение педсовета предложения материального и морального поощрения участников образовательного процесса. Способствует пополнению библиотечного фонда и подписке периодических изданий Участвует в ежегодных общественных обзорах готовности школы к новому учебному году.
Совместно с администрацией рассматривает и утверждает планы развития школы.
Осуществляет поиск дополнительных источников финансирования школы, регулирует распределение привлеченных средств.
вносит на рассмотрение педсовета предложения материального и морального поощрения участников образовательного процесса.
Способствует пополнению библиотечного фонда и подписке периодических изданий
Участвует в ежегодных общественных обзорах готовности школы к новому учебному году.
Способствует созданию комфортных психологических условий в школе, направленные прежде всего на индивидуальную работу с учеником, формирование здорового образа жизни, преодоление кризисных жизненных ситуаций. • Осуществляет помощь в решении конфликтов между участниками образовательного процесса, способствует повышению их психологической культуры. • рассматривает вопрос семейного воспитания. Выступает инициатором проведения благотворительных акций
Способствует созданию комфортных психологических условий в школе, направленные прежде всего на индивидуальную работу с учеником, формирование здорового образа жизни, преодоление кризисных жизненных ситуаций. • Осуществляет помощь в решении конфликтов между участниками образовательного процесса, способствует повышению их психологической культуры. • рассматривает вопрос семейного воспитания.
Выступает инициатором проведения благотворительных акций
Способствует объединению усилий педагогического коллектива, медицинских работников, родителей для реализации права детей и подростков на сохранение и укрепление физического здоровья как высшей социальной ценности, и права граждан на безопасные и безвредные условия труда и обучения. • Организует общественный контроль за питанием и медицинским обслуживанием учеников. • Способствует организации мероприятий по оздоровлению детей. • Способствует проведению акций, тренингов по профилактике вредных привычек среди учащихся.
Способствует объединению усилий педагогического коллектива, медицинских работников, родителей для реализации права детей и подростков на сохранение и укрепление физического здоровья как высшей социальной ценности, и права граждан на безопасные и безвредные условия труда и обучения. • Организует общественный контроль за питанием и медицинским обслуживанием учеников. • Способствует организации мероприятий по оздоровлению детей. • Способствует проведению акций, тренингов по профилактике вредных привычек среди учащихся.
Финансово - хозяйственная деятельность
Психологическая поддержка учащихся, учителей, родителей
Сектор финансово-хозяйственной деятельности отвечает за материально-техническое обеспечение школы. Сектор психологической поддержки способствует созданию комфортных психологических условий в школе. Сектор «Здоровье» объединяет усилия для реализации права детей и подростков на сохранение и укрепление физического здоровья.
«Здоровье»
14
Способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации возможностей одаренных детей. • Обеспечивает участие одаренных детей в смотрах, конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях на всех уровнях.
Способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации возможностей одаренных детей. • Обеспечивает участие одаренных детей в смотрах, конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях на всех уровнях.
Способствует укреплению партнерских связей между семьями учеников и школой с целью обеспечения единства образовательного процесса. Совместно с администрацией школы осуществляет контроль за выполнением Устава школы. Способствует привлечению ученического самоуправления в организации досуга учащихся.
Способствует укреплению партнерских связей между семьями учеников и школой с целью обеспечения единства образовательного процесса.
Совместно с администрацией школы осуществляет контроль за выполнением Устава школы.
Способствует привлечению ученического самоуправления в организации досуга учащихся.
«Творческая одаренность»
«Содружество и сотрудничество»
«Творческая одаренность» способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации возможностей одаренных детей. «Содружество и сотрудничество» укрепляет партнерские связи.
15
Осуществляет освещения творческих находок учителей, учащихся, активности в работе классных родительских комитетов, отдельных родителей и представителей общественности. Помогает в проведении анкетирования учащихся, отдельных классов, учителей, родителей. Отвечает за выпуск информационного бюллетеня
Осуществляет освещения творческих находок учителей, учащихся, активности в работе классных родительских комитетов, отдельных родителей и представителей общественности.
Помогает в проведении анкетирования учащихся, отдельных классов, учителей, родителей.
Отвечает за выпуск информационного бюллетеня
Способствует повышению интереса учащихся к знаниям, самообразованию, самосовершенствованию. • Анализирует уровень знаний учащихся, классов, школы в целом, мотивации к обучению. • Вместе с педагогическим советом определяет целесообразность выбора учебных предметов вариативной части рабочих учебных планов, профилей обучения, учитывая возможности, потребности учащихся, а также тенденции развития региона, общества и государства. • Осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы, а также принимает меры по воздействия к нарушителям. • Выступает с ходатайством перед Советом о поощрении отдельных учеников, учителей, родителей.
Способствует повышению интереса учащихся к знаниям, самообразованию, самосовершенствованию. • Анализирует уровень знаний учащихся, классов, школы в целом, мотивации к обучению. • Вместе с педагогическим советом определяет целесообразность выбора учебных предметов вариативной части рабочих учебных планов, профилей обучения, учитывая возможности, потребности учащихся, а также тенденции развития региона, общества и государства. • Осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы, а также принимает меры по воздействия к нарушителям. • Выступает с ходатайством перед Советом о поощрении отдельных учеников, учителей, родителей.
Информационный сектор
«Знание»
Информационный сектор осуществляет освещение жизнедеятельности школы. «Знание» способствует повышению интереса учащихся к знаниям, самообразованию, самосовершенствованию.
16
Управляющий совет - в действии
Информационно-аналитические:
проведение социологических опросов
Познавательные:
Тренинги
Семинары
Досуговые:
совместные праздники
Деловые игры
выставки совместных работ родителей и детей
клуб отцов
Формы организации общения педагогов и родителей
Для организации общения педагогов и родителей используем различные формы:
Информационно-аналитические
Познавательные
Досуговые.
Как здорово, что с каждым годом становится все больше неравнодушных родителей! Совместные встречи, консультации психолога, обмен опытом, поиск ответов на сложные вопросы воспитания – вот что интересует наших продвинутых родителей. И хочется, чтобы таких родителей было ещё больше. Ведь школа жизненно нуждается в их поддержке, как и они в помощи школы.
18
Цель у школы и родителей едина: воспитать Человека успешного, достойного, конкурентоспособного. Но в погоне за успехом важно не растерять более ценное, что есть в человеке – Совесть. Для достижения такого результата потребуется работа ума и сердца как семьи, так и школы. В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык. Хотя это и не просто. Ведь родители - взрослые люди со своими взглядами и претензиями. И не каждый готов к такому сотрудничеству. А без взаимного согласия здесь не обойтись.