Просмотр содержимого документа
«Методы и средства дифференциации учебного процесса на уроке»
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Дифференциация обучения –
это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.
Внешняя дифференциация - это тип дифференциации, при которой учащихся разделяют по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.
Внутренняя дифференциация – это тип дифференциации, учитывающий индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам.
Результативность, продуктивность
Способствует достижению
программных требований к знаниям, умениям и навыкам.
Расширяются и углубляются знания учащихся.
Учащиеся приобретают способность работать самостоятельно.
Учащиеся, которые работают на самом высоком уровне, справляются с заданиями эвристического характера.
В создании ситуации успеха повышается мотивация к учению.
Создается доброжелательная атмосфера как атмосфера сотрудничества.
Формы дифференциации
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Варианты заданий для каждого уровня обучающихся
1. Низкий уровень обучаемости Задания на анализ – синтез (воспроизведение фактологического материала, решений заданий по алгоритму, образцу):
2. Средний уровень обучаемости Задания на сравнение, обобщение, классификацию (умение оперировать полученной информацией, производить перенос знаний в новую ситуацию):
3.Высокий уровень обучаемости Задание на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей: • доказать, что… • объяснить явление, процесс… • создать проблемную ситуацию и найти ответ на вопрос; • написать сочинение, эссе, творческое задание, задание исследовательского характер
Способы диффернциации на уроках
1. Дифференциация по объему учебного материала.
2. Дифференциация по уровню трудности.
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества .
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся .
дифференцированные домашние задания
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Первый уровень – обязательный минимум. (посильно любому ученику).
Второй уровень – тренировочный.( для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающих программу.)
Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
“ Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”.