В современном мире в век информатизации каждый ученик умеет обращаться с компьютером, причем иной раз намного лучше, чем мы педагоги. Поэтому использование компьютерной техники в организации и проведении обучающих игр стало уже традиционным. Назначение обобщающих дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников и закрепление знаний, приобретенных на уроках. Цель и задача моей работы: организация учебно-воспитательной деятельности с внедрением игровых форм обучения, используя информационные технологии. В качестве основного метода выступает игра, созданная в программе POWER POINT. Форма работы – групповая.
В качестве примера хочу привести методическую разработку обобщающей игры «ЭРУДИТ-КВАРТЕТ» на тему «Природа и человек», рассматриваемой в разделе «Экология». Созданная игра является аналогом телевизионной игры «Своя игра». Проводится по тем же правилам. Отличие заключается в том, что принимает участие команда. Учащимся на экран высвечиваются все вопросы, которые сопровождаются яркими иллюстрациями, выполняющими роль подсказок.
Данная разработка полезна любому участнику образовательного процесса, так как не требует особых усилий для подготовки. Достаточно ознакомиться с методическими рекомендациями.
Методические рекомендации по организации игры «Эрудит-квартет» на тему «Природа и человек» для 9-11 классов
В первом раунде: В каждой команде участники распределяют темы, на каждого по одной. Ответственные за тему назначаются для того, чтобы не возникало споров среди участников команды во время выбора определенного вопроса. При выборе задания участник (по очереди) называет тему и стоимость вопроса (например: «Природа знает лучше» за 600). При ошибочном ответе одной команды право на ответ предоставляется участникам из другой команды. Если их ответ верен, то право выбора вопроса остается за последним ответившим участником игры. (Если количество участников в команде больше, чем тем в раунде, тогда распределение не проводится)
2 РАУНД аналогичен первому раунду. На этом этапе игры задания подбираются более простые (например, загадки, поговорки, скороговорки, четверостишья и т.д. согласно подобранным темам) и их количество уменьшается. Командам также предлагаются 4-5 тем с 3 заданиями стоимостью 100, 500,1000 баллов. В этот раунд включены задания типа «Кот в мешке» и «Вопрос-аукцион». В первом типе заданий участники должны отдать вопрос одному из соперников (отвечать будет только та команда, которой подарили вопрос), во втором случае производится торг. Какая из команд предложит большую сумму (максимальная = итог, набранный на текущий момент игры), та и отвечает на вопрос (вопрос выводится на экран после определения претендента).
Во втором раунде игры по экологии в разделе «Чистоговорки» ребята предлагают свои чистоговорки и принимаются за ответ наиболее складные.
В третьем раунде: Предлагаются 4 темы, команды по очереди исключают ту тему, с которой не хотели бы играть. Остается одна тема, с которой играют все 3 команды. Перед третьим раундом участники подсчитывают свои баллы за оба раунда и делают ставку на для участия в третьем этапе. Записывают, показывают ведущему, но не озвучивают. Затем открывается вопрос, участники записывают на оборотной стороне листка со ставкой - ответ. В случае правильного ответа, результат 3 раунда суммируется с предыдущими, в противном случае высчитывается.
В разделе экология 3 раунд немного видоизменен. После определения с темой для игры, ученикам предлагаются подсказки. Для каждого раздела подготовлено по 5 подсказок, которые будут выходить (анимация) по очереди. Как только ответ угадывает одна из команд, игра прекращается.
Победитель определяется по наличию положительной суммы в банке команды. Если все команды, наконец 2 раунда оказываются без положительной суммы очков, то выигрывает в финале та команда, которая больше возьмет в «кредит».
О структуре и методике использования презентаций.
Презентация включает в себя титульный лист, на котором написаны слова «1 РАУНД», «2 РАУНД», «3 РАУНД». На эти слова сделаны гиперссылки, позволяющие попасть на начало каждого из раундов. Для первого раунда подготовлена таблица с темами и «стоимостью» вопроса. На каждую цифру сделана гиперссылка, направляющая на вопрос. На странице с вопросом есть слово «ОТВЕТ». После того как ученики отвечают, его нужно проверить, нажав на это слово. На странице с ответом написано слово «НАЧАЛО». Нажав на это слово, ведущий возвращается на начало 1 раунда.
По окончании вопросов 1 раунда, щелкнув правой кнопкой мыши на слово «1 РАУНД», вы возвращаетесь на титульный лист презентации. С него, нажимая на слово «2 РАУНД», попадаете на страницу с заданиями для 2 раунда. Далее по аналогии с 1 раундом. На страницах «КОТ В МЕШКЕ» и «ВОПРОС-АУКЦИОН» после передачи вопроса другой команде в первом случае и после «торгов» и определившись с командой, которая будет отвечать на вопрос, следует щелкнуть в пустое пространство на слайде, высветится вопрос. Дети отвечают, дальше как обычно: проверка ответа и возврат на раунд. Закончились вопросы, нажимаем на слово «2 РАУНД» и идем на титульную страницу. Оттуда на 3 раунд. В третьем раунде 4 темы, на каждую сделана гиперссылка - выход на вопрос. Прежде чем нажимать на слово, ученики исключат 3 темы, с которыми они не хотят играть (никуда нажимать не надо). Игра идет с той темой, которая осталась не названной. Нажимая на нее, высвечивается вопрос. Когда ученики запишут на листках ответ, перейдя по гиперссылке обычным способом, участникам демонстрируется ответ. На этой странице также написано слово «НАЧАЛО» - с него вы возвращаетесь на титульный лист.