Методический материал «Особенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детей»
Методический материал «Особенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детей»
Презентация на тему: "Особенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детей" раскрывает определения понятий, основные признаки и особенности проблем, подтвержденные исследованиями советских психологов (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева). Методический материал прдназнычен для педагов коррекционных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический материал «Особенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детей» »
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Особенности процессов восприятия, ощущения, представлений у умственно отсталых детей»
Подготовил:Терпиловская И.В., учитель
г. Урай, 2015
Определения понятий:
Ощущения и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы.
Ощущения и восприятия - это деятельность первой сигнальной системы (в дальнейшем также и второй), в основе которой лежит система условных рефлексов.
Основные признаки
Замедленность и узость восприятий.
Особенности обозрения.
Малая дифференцированность ощущений и восприятии.
Особенности восприятия картин.
Каждый анализатор состоитиз трех частей:
периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д );
нерва-проводника;
центра в коре головного мозга.
Исследования академика И. П. Павлова и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущений и восприятий и коренным образом изменили наши представления о сущности и развитии этих процессов.
Если раньше зрительные восприятия рассматривали как зеркальное, аналогичное фотографии отражение объекта на сетчатке глаза, то теперь мы рассматриваем зрительный образ как комплекс условных связей, как некоторый динамический стереотип, возникающий в результате анализа и синтеза многократно повторяющихся изменчивых раздражителей.
Детская психология располагает большим количеством экспериментальных данных, относящихся к тому, как ребенок в первые годы жизни учится:
смотреть и видеть,
слушать и слышать,
ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностями.
Восприятие пространства происходит благодаря совокупной деятельности анализатора :
зрительного;
двигательного;
кожного.
В восприятии времени
принимают участие:
слуховой;
двигательный;
интероцептивный анализаторы.
И. М. Сеченов сформулировал мысль о том, что в каждом восприятии содержится узнавание .
Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта.
Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей:
замедленность в суженном объеме зрительных восприятий;
выраженная недифференцированность;
инактивность восприятия.
Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева).
Суть исследованияК. И. Вересотской
Одно из фундаментальных исследований, обнаруживших замедленный темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей, было осуществлено К. И. Вересотской. Оно заключалось в следующем. К. И. Вересотская предлагала испытуемым узнавать отчетливые, яркие рисунки, на которых были изображены хорошо известные детям предметы, например, яблоко, стол, кошка, карандаш и т. д.
Время предъявления этих картинок могло быть точно дозировано с помощью специального прибора-тахистоскопа. В первой серии опытов оно было очень коротким - 22 миллисекунды. Набор рисунков был показан трем группам испытуемых: 1) нормальным взрослым людям, 2) ученикам I класса массовой школы и 3) учeникам I класса вспомогательной школы. Оказалось, что при таком кратком предъявлении нормальные взрослые люди правильно узнавали 72% предметов, ученики массовой школы-57% предметов, а ученики вспомогательной школы не успели узнать ни одного предмета (хотя они могли, конечно, легко узнать эти предметы при длительном рассматривании).
Опыт был проведен повторно с увеличением времени показа картинок почти в два раза - до 42 миллисекунд. Оказалось, что взрослым этого времени было вполне достаточно для правильного узнавания всех предъявленных изображений. Ученики массовой школы узнали почти все предметы (95%), ученики же вспомогательной школы узнали лишь около половины предметов (55%).
Эти эксперименты убедительно доказали, что темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей замедлен. Очень вероятным представляется замедленность у умственно отсталых детей всех других видов восприятий.
Исследования И.М.Соловьева
Слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены - последовательно, пишет И. М. Соловьев. Умственно отсталый ребенок, осматривая окрестности или улицу, по которой идет, меньше замечает, меньше видит, чем его сверстник-нормальный ребенок.
Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации.
Там, где нормальный ребенок, обозревая все происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, умственно отсталый ребенок долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным. И. М. Соловьев отмечает, что при обозрении действительности олигофрены плохо усматривают связи и отношения между объектами.
Исследования Э. А. Евлаховой
Исследования Э. А. Евлаховой( показали, что умственно от-сталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках. Вообще, понимание сюжетных картин и пейзажей, или, как говорят, "чтение" картин, представляет значительную трудность для умственно отсталых детей: они не понимают перспективы,не различают светотени, частичных перекрытий и т. д.
Эти факты подводят ко второй существенной особенности ощущений и восприятий умственно отсталых детей, а именно к их выраженной недифференцированности
Инактивность восприятия
Наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого, иеихического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда умственно отсталому ребенку показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?" - он может ответить, что это карандаш, и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник из массовой школы охотно расскажет, что это красный, граненый, толстый, впервые очиненный карандаш.
Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент яркую и привлекательных сторон воспринимаемого.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ
Объяснение сюжетных картин
Одна из очень распространенных и простых проб-просьба рассказать о содержании предъявляемой ребенку сюжетной картинки. Применяется для исследования особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы (сообразительности, умения выделять существенное, эмоционального отклика) умственно отсталых детей.
"Отыскивание чисел“
Методика может быть использована для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям. Пригодна лишь при исследовании детей, которые знают числа.
Заключение
Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятий сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей в специальной школе.
Многогранные исследования с неизменностью свидетельствовали о том, что по мере обучения детей в школе от класса к классу происходит совершенствование, развитие ощущений и восприятий.
Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний - основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.
Развивая ощущения и восприятия у умственно отсталых детей, учитель должен помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления.
Литература
С.Я.Рубинштейн, Психология умственно отсталого школьника., Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1986.
Д.Н.Исаев, Умственная отсталость у детей и подростков., Санкт-Петербург, Речь, 2003