kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Крестьянский быт Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит исторический материал по теме "Крестьянский быт Тамбовской губернии". Материал можно использовать на  мероприятиях по краеведению, на уроках истории и литературного краеведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Крестьянский быт Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века.»

Крестьянский быт Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века.  Милованова Г.А.- учитель начальных классов  Тамбовская область

Крестьянский быт Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века. Милованова Г.А.- учитель начальных классов Тамбовская область

       Познание жизни русской деревни рубежа XIX - XX веков невозможно без реконструкции крестьянского быта. Содержание бытовой культуры тамбовского села исследуем посредством анализа его материальных компонентов: пищи, жилища и одежды.

      Познание жизни русской деревни рубежа XIX - XX веков невозможно без реконструкции крестьянского быта. Содержание бытовой культуры тамбовского села исследуем посредством анализа его материальных компонентов: пищи, жилища и одежды.

Традиционно крестьянин кормился от трудов своих. Состав крестьянской пищи определялся выращенными полевыми и огородными культурами. Покупные яства в деревне были редкостью. Хлебникова, работавшая в середине 20-х гг. ХХ в. сельским учителем в с. Сурава Тамбовского уезда вспоминала: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки. Пироги и блины пекли один - два раза в год по большим праздникам»… Пища

Традиционно крестьянин кормился от трудов своих. Состав крестьянской пищи определялся выращенными полевыми и огородными культурами. Покупные яства в деревне были редкостью. Хлебникова, работавшая в середине 20-х гг. ХХ в. сельским учителем в с. Сурава Тамбовского уезда вспоминала: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки. Пироги и блины пекли один - два раза в год по большим праздникам»…

Пища

    Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из нее варили кашу «сливуху» или кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу. Пища

    Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из нее варили кашу «сливуху» или кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Пища

Достаток пищи носил сезонный характер. Относительно сытый период от Покрова до святок сменялся полуголодным существованием в весенне – летнюю пору. Состав употребляемой пищи находился в прямой зависимости от церковного календаря. Питание крестьянской семьи выступало отражением хозяйственной состоятельности двора. Отличие в пище зажиточных и бедных крестьян заключалось не ее в качестве, а в количестве. Пища

Достаток пищи носил сезонный характер. Относительно сытый период от Покрова до святок сменялся полуголодным существованием в весенне – летнюю пору. Состав употребляемой пищи находился в прямой зависимости от церковного календаря. Питание крестьянской семьи выступало отражением хозяйственной состоятельности двора. Отличие в пище зажиточных и бедных крестьян заключалось не ее в качестве, а в количестве.

Пища

    Изба являлась традиционным жилищем тамбовского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помощи. Избы строили из круглых неотесанных бревен. Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. Жилище

    Изба являлась традиционным жилищем тамбовского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помощи. Избы строили из круглых неотесанных бревен. Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи.

Жилище

Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Жилище

Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой.

Жилище

    Посуда была исключительно деревянной или глиняной. Деревянными были ложки, солонки, ведра, глиняными – крынки, миски. Металлических вещей было совсем мало: чугуны, в которых варили пищу, ухват для вытаскивания из печи чугунов, насаженный на деревянную палку, ножи. Жилище

    Посуда была исключительно деревянной или глиняной. Деревянными были ложки, солонки, ведра, глиняными – крынки, миски. Металлических вещей было совсем мало: чугуны, в которых варили пищу, ухват для вытаскивания из печи чугунов, насаженный на деревянную палку, ножи.

Жилище

Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только часть зажиточная деревни позволяла покупать себе фабричные ткани.     Девушки и замужние бабы в Моршанском уезде Тамбовской губернии носили сарафаны. В ряде мест у селянок сохранилась клетчатая или полосатая «панёва», на головах «кокошники» и волосники с возвышениями или даже рогами. Привычная женская обувь «коты» (чоботы) уступили место башмакам или полусапожкам «со скрипом». Одежда

Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только часть зажиточная деревни позволяла покупать себе фабричные ткани.    

Девушки и замужние бабы в Моршанском уезде Тамбовской губернии носили сарафаны. В ряде мест у селянок сохранилась клетчатая или полосатая «панёва», на головах «кокошники» и волосники с возвышениями или даже рогами. Привычная женская обувь «коты» (чоботы) уступили место башмакам или полусапожкам «со скрипом».

Одежда

Праздничная  одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом селянки изготовляли на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, на деревенские гуляния и посиделки, в церковь, при приеме гостей, но и на некоторые виды работ, сенокос. Одежда

Праздничная  одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом селянки изготовляли на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, на деревенские гуляния и посиделки, в церковь, при приеме гостей, но и на некоторые виды работ, сенокос.

Одежда

Крестьянин С. Т. Семенов об изменениях в  одежде крестьян начала ХХ в. писал, что «самотканки вытеснялись ситцем. Зипуны и кафтаны заменились кофтами и пиджаками» Молодые люди ходили в пиджаках, подпоясывая брюки ремнями с пряжками. В прошлое уходили традиционные женские головные уборы. Сельские девушки ходили с непокрытой головой, украшая ее искусственными цветами, накидывая платок на плечи. Деревенские модницы носили приталенные кофточки, «польты», шубки. Обзавелись зонтиками и калошами. Одежда

Крестьянин С. Т. Семенов об изменениях в  одежде крестьян начала ХХ в. писал, что «самотканки вытеснялись ситцем. Зипуны и кафтаны заменились кофтами и пиджаками» Молодые люди ходили в пиджаках, подпоясывая брюки ремнями с пряжками. В прошлое уходили традиционные женские головные уборы. Сельские девушки ходили с непокрытой головой, украшая ее искусственными цветами, накидывая платок на плечи. Деревенские модницы носили приталенные кофточки, «польты», шубки. Обзавелись зонтиками и калошами.

Одежда

Источники информации

Источники информации

  • http:// apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/byt/19_20_vv/22-1-0-251 - статья В. Б. Безгина. Традиции крестьянского быта конца XIX – начала XX века.
  • http:// yandex.ru/yand


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Крестьянский быт Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века.

Автор: Милованова Галина Алексеевна

Дата: 27.02.2020

Номер свидетельства: 541397

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Крестьянский быт Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века . "
    ["seo_title"] => string(68) "kriest-ianskii-byt-tambovskoi-ghubiernii-kontsa-xix-nachala-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "149418"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420188579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства