КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
·Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения.
· Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ »
Тема презентации:
«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Кейс- метод совмещает в себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ . При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Теоретической основой кейс – метода является общая теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) на основе трудов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Методические основы кейс- технологий на современном этапе освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и Сурмина.Ю.П.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель кейс– технологии - сформировать активную самостоятельную деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей Задачи кейс– метода заключаются в:
мотивации к учебному процессу;
отработке умений работы с информацией;
умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
.
Ведущая педагогическая идея.
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основной идее данного метода :
в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Требуется разобраться в запутанной ситуации: либо выявить проблему и обнаружить пути ее решения, либо выработать варианты выхода из положения, когда проблема обозначена.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
Три разновидности кейс-технологии
Собственно кейс-технология
(применяется чаще
при дистанционном
обучении)
Кейс-метод
(метод ситуационного
анализа)
Кейс-стади
или метод погружения
(применяется при блочном обучении
и достаточном
количестве часов)
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны .
Ситуация:
Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова
о том, что в его комедии «Горе от ума»
« 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
Погружение в ситуацию:
Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»? Кого из героев автор считает здравомыслящим?
Задания:
Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.
Уточните значение понятий, употребленных в теме;
Отберите материал по проблеме:
а) в тексте комедии;
б) в критике;
в) в воспоминаниях современников;
г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.
Примеры кейсов на уроках русскогоязыка:Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?
Ситуация:общение в социальной сети
Погружение в ситуацию: Считаете ли вы важной затронутую проблему? Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?
Задания:
- Сформулировать проблему письменно;
- Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;
- подготовить контраргументы противоположной точке зрения;
Перспективное домашнее задание:
отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы. Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом - применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, - необходим на уроках в средних и старших классах; - уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, - с успехом может использоваться учителями для дистанционного обучения. Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
Многоаспектная работа в рамках метода позволила мне достичь определенных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Содержание опыта работы по теме « Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы»
помогает решить проблему самостоятельного овладения материалом на уроках. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства
Литература.
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей , 2010. – с. 61 – 69.
2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.
3. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы ( http://festival.1september.ru/articles/512028/ ).
5. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. (http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12)
6. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» .