kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, материала и  воспитания. Ведь вся учебно-методическая литература практически бесполая.

Рассмотренные различия объясняются разным доминирующим  полушарием головного мозга. У каждого человека может быть преобладание функций одного из полушарий, что находит отражение в особенностях познавательных интересов и эмоциональной сфере.

Опираясь на всё вышесказанное, можно сформулировать некоторые принципы  работы учителя с мальчиками и девочками.

Обучение и воспитание без особенностей личности, при выполнении ею социальных ролей, делает образование безликим. Учёт гендерных особенностей обеспечивает равную успешность обоих полов.

    Цель усилий в том, чтобы помочь и мальчикам, и девочкам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими  свои способности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своём будущем.

Для успешной работы необходимо  знать и учитывать:

Типы  полоролевого поведения,

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на генетическом уровне,

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на физическом  уровне,

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на психологическом  уровне,

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на коммуникативном  уровне,

Особенности юношей и девушек в учебном процессе.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода »

Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода . Основная идея гендерного подхода в образовании – в учёте спецификации воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др.)

Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода .

Основная идея гендерного подхода в образовании – в учёте спецификации воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др.)

Анализ общей успеваемости школьников позволяет сделать следующие выводы: С первых дней мальчики учатся значительно хуже девочек. Превосходство девочек по объективным показателям дисциплины. Больший интерес девочек к учебным дисциплинам .

Анализ общей успеваемости школьников позволяет сделать следующие выводы:

  • С первых дней мальчики учатся значительно хуже девочек.
  • Превосходство девочек по объективным показателям дисциплины.
  • Больший интерес девочек к учебным дисциплинам .

Как же складывается жизнь «неуспешных» мальчиков после школы? По данным литературы, в России от общего числа научных работников женщины составляют 40%, среди них кандидатов наук - 28%, а докторов наук – 13 – 14%. Среди руководителей научных учреждений женщин всего – 12%  в США среди докторов наук женщин -20%  в россии 1994 год собственную фирму имели 1,7% женщин и 3,8% мужчин.  Владельцы частных предприятий 2,9% женщин а 5,6% мужчин,  Главы государств 96% мужчин,  Мировой корпус министров 97% мужчин. Первые руководители на производствах - 24% женщин.

Как же складывается жизнь «неуспешных» мальчиков после школы?

По данным литературы, в России от общего числа научных работников женщины составляют 40%, среди них кандидатов наук - 28%, а докторов наук – 13 – 14%. Среди руководителей научных учреждений женщин всего – 12% в США среди докторов наук женщин -20% в россии 1994 год собственную фирму имели 1,7% женщин и 3,8% мужчин. Владельцы частных предприятий 2,9% женщин а 5,6% мужчин, Главы государств 96% мужчин, Мировой корпус министров 97% мужчин. Первые руководители на производствах - 24% женщин.

Типы полоролевого поведения Маскулинные дети Феминные дети

Типы полоролевого поведения

Маскулинные дети

Феминные дети

  • Ценят авторитет и независимость поведения.
  • Ориентированы на высокие индивидуальные достижения.
  • Не терпят возражений.
  • Отстаивают своё мнение любым доступным для них способом.
  • Авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.
  • Эмоционально-экспрессивный стиль поведения.
  • Зависимое и подчинённое поведение.
  • Осторожность.
  • Отказ от собственной инициативы и самостоятельности.
  • Ориентированы на других, ведомы .
Типы полоролевого поведения Андрогинные дети Недифференцированные дети

Типы полоролевого поведения

Андрогинные дети

Недифференцированные дети

  • Высокая социальная активность.
  • Активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками.
  • Демонстрируют традиционные мужские и женские черты.
  • Отвергают как мужской, так и женский стиль поведения.
  • Пассивны, низкие реальные достижения.
  • Отсутствие социального принятия в коллективе сверстников.
  • Избегание контактов .
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, материала и воспитания. Ведь вся учебно-методическая литература практически бесполая.

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, материала и воспитания. Ведь вся учебно-методическая литература практически бесполая.

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на генетическом уровне Мужчины (юноши) Женщины (девушки )

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на генетическом уровне

Мужчины (юноши)

Женщины (девушки )

  • Доминирует правое полушарие, которое отвечает за умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, различие зрительных и музыкальных образов.
  • Генетически запрограммировано не реагировать на прикосновение (чувствительность к прикосновениям снижена в ходе эволюции, так как тело готовилось к невзгодам во время охоты: пробираться сквозь кусты, бороться со зверем, это не должно отвлекать и замедлять движения)
  • Носители ИЗМЕНЧИВОСТИ.
  • Более развито левое полушарие, которое отвечает за регуляцию речи, письма, счёта, за более развитое образное мышление.
  • Носители НАСЛЕДСТВЕННОСТИ .
Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на физическом уровне Мужчины (юноши) Женщины (девушки

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на физическом уровне

Мужчины (юноши)

Женщины (девушки

  • Большая масса тела, большая физическая сила.
  • Мужской тип руки отличается от женской более короткими и утолщёнными пальцами.
  • Указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии).
  • Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется).
  • Меньшая масса тела, но большая грация, гибкость, подвижность.
  • Женский тип руки характеризуется тонкими и удлинёнными пальцами, указательный палец длиннее безымянного (элемент женской асимметрии).
  • Быстрее развивает точность и координацию движений; аккуратны и осторожны при работе с инструментами.
  • Наблюдается большая точность и скоординированность в движениях .
Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на психологическом уровне Мужчины (юноши) Женщины (девушки)

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на психологическом уровне

Мужчины (юноши)

Женщины (девушки)

  • Быстрая реакция на воздействия окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но с трудом переносят стресс.
  • Эмоциональный срыв часто гасится через резкое действие; часто попадают в состояние аффекта; отстаивают своё мнение любыми доступными способами, в том числе и агрессивными действиями.
  • Присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками, противоположный пол – ЦЕЛЬ а не средство.
  • Адаптация в среде происходит через переживание, а иногда через эмоциональный срыв (слёзы); легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы.
  • Большая старательность и послушание и как следствие – готовность скорее подчиниться, чем руководить.
  • Присуща соревновательность в овладении вниманием противоположного пола.
  • Противоположный пол – СРЕДСТВО для достижения целей .
Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на коммуникативном уровне Мужчины (юноши) Женщины (девушки)

Различия между мужчинами (юношами) и женщинами (девушками) на коммуникативном уровне

Мужчины (юноши)

Женщины (девушки)

  • Словарный запас небольшой, говорят чаще в безличной форме, в разговорах концентрируются на задачах, предпочитают разговоры о фактах, неличностных проблемах.
  • Предложения короче чем у женщин, мужчины обычно дают вводную часть, ясно излагают суть, делают вывод.
  • Говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, склонны к использованию ненормативной лексике.
  • Лучше развита та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов.
  • Мужчины часто говорят в уме, сами с собой: когда мужчина сидит, молча уставившись в окно, сканирование мозга показывает, что он говорит сам с собой.
  • Речь развита, чаще говорят от первого лица, в разговорах чаще концентрируются на отношениях между людьми.
  • В речи преобладают предметно-оценочные слова; девушки, (особенно в разнополых группах) меньше перебивают, тактичны и вежливы, менее самоуверенны.
  • Говорят на более правильном литературном языке.
  • Имеется намного больше незаконченных предложений, имеющих свой выразительный подтекст.
  • Употребляют много уменьшительных суффиксов и вежливых форм.
  • Используют слово «да» в качестве демонстрации внимания, но отнюдь не согласия.
  • Имеют тенденцию думать вслух .
Рассмотренные различия объясняются разным доминирующим полушарием головного мозга. У каждого человека может быть преобладание функций одного из полушарий, что находит отражение в особенностях познавательных интересов и эмоциональной сфере . .

Рассмотренные различия объясняются разным доминирующим полушарием головного мозга. У каждого человека может быть преобладание функций одного из полушарий, что находит отражение в особенностях познавательных интересов и эмоциональной сфере .

.

Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       ВНИМАНИЕ юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. ВНИМАНИЕ

юноши

девушки

  • Теряется концентрация внимания в критических ситуациях.
  • При выполнении заданий внимание ориентировано на быстроту выполнения .
  • Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критической ситуации.
  • При работе обращают внимание на точность её исполнения.
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       МЫШЛЕНИЕ юноши девушки Образное мышление имеет более высокий уровень развития. Конфигурация мозга способствует концентрации только на одной задаче в отдельный промежуток времени, так как правое и левое полушарие мозга соединены малым количеством нервных окончаний (могут либо слушать, либо писать). Образное мышление развито слабее. Мозг запрограммирован на одновременное управление сразу несколькими делами, не связанными между собой (могут слушать речь и выполнять письменное задание) .

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. МЫШЛЕНИЕ

юноши

девушки

  • Образное мышление имеет более высокий уровень развития.
  • Конфигурация мозга способствует концентрации только на одной задаче в отдельный промежуток времени, так как правое и левое полушарие мозга соединены малым количеством нервных окончаний (могут либо слушать, либо писать).
  • Образное мышление развито слабее.
  • Мозг запрограммирован на одновременное управление сразу несколькими делами, не связанными между собой (могут слушать речь и выполнять письменное задание) .

Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       ПАМЯТЬ юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. ПАМЯТЬ

юноши

девушки

  • Небольшой объём кратковременной памяти: преимущества при запоминании цифр; лучше запоминают описания технических процессов.
  • Долговременная память.
  • Преимущества при запоминании слов; лучше запоминают имена людей, описания предметов туалета .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       МОТОРИКА юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. МОТОРИКА

юноши

девушки

  • Развита лучше крупная моторика .
  • Развита лучше мелкая моторика .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       Восприятие цвета юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. Восприятие цвета

юноши

девушки

  • Хуже различают цвета; предпочтение синему, коричневому, оранжевому.
  • Лучше различают цвета; предпочтение сиреневому, бежевому, салатовому, жёлтому .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       Словарный запас юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. Словарный запас

юноши

девушки

  • Меньший словарный запас.
  • Больший словарный запас, высокая беглость и ясность речи .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       Устная речь юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. Устная речь

юноши

девушки

  • Превосходство мужчин по артикуляции, словарю устных распоряжений, скорости и пониманию прочитанного.
  • Превосходство по уровню развития речи, декорированию речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, имитирование необычных слов .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       письменная речь юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. письменная речь

юноши

девушки

  • Письменная речь изобилует числительными, предлогами, вопросительными знаками и местоимениями, особенно местоимением «Я»; пишут главным образом о спорте, телевидении, деньгах.
  • В письменной речи обращают внимание на изобразительные средства(подчёркивание, выделение текста другим цветом), предпочитают тексты , с душевными переживаниями .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       Подчерк юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. Подчерк

юноши

девушки

  • Мужской почерк более неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с элементами недописанных букв, менее похожий на принятые стандарты.
  • Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       подход к изучению материала юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. подход к изучению материала

юноши

девушки

  • Качественный.
  • Количественный .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       восприятие информации юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. восприятие информации

юноши

девушки

  • Доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, хорошо воспринимают информацию, расположенную на классной доске столбцами.
  • Труднее воспринимают и запоминают словесную информацию.
  • Визуальное восприятие информации происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину классной доски.
  • Труднее воспринимают и запоминают числовую и музыкальную информацию .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       интересы к деятельности юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. интересы к деятельности

юноши

девушки

  • Предпочитают деятельность исследовательского характера.
  • Нравится выполнять то, что хорошо знакомо, т.е. стереотипную деятельность .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       Предпочтение в формах работы юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. Предпочтение в формах работы

юноши

девушки

  • Хорошо работают в парах, в одиночку.
  • Хорошо работают в коллективе .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       самооценка юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. самооценка

юноши

девушки

  • Более субъективная, так как упор делается девушками в основном на испытанные чувства, переживания, мечты и конфликты .
  • Более объективная, так как юноши анализируют реальные события и явления.
  • Зависит от успеха в делах.
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       стиль общения юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. стиль общения

юноши

девушки

  • Авторитарный.
  • Демократический .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       доминирую щий тип мотивации юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. доминирую щий тип мотивации

юноши

девушки

  • Ориентация на успех.
  • Ориентация на избегание неудачи .
Особенности юношей и девушек в учебном процессе.       отношение к похвале и оценке юноши девушки

Особенности юношей и девушек в учебном процессе. отношение к похвале и оценке

юноши

девушки

  • Мальчик убеждён в том, что любовь окружающих надо заслужить.
  • Важно материальное поощрение успеха, а не эмоции.
  • Ждёт доказательства силы, авторитета, власти.
  • Фраза «Тобой не довольна» для мальчика не несёт смысловой нагрузки, ему важно знать чем именно.
  • Девочка ждёт безусловной симпатии со стороны окружающих, эмоциональной поддержки и внимания.
  • В оценке слышит не столько текст, сколько то, как она выглядит со стороны, как к ней теперь будут относиться
  • Для девочки важно быть хорошей в глазах учителя и подруг .
Опираясь на всё вышесказанное , можно сформулировать некоторые принципы работы учителя с мальчиками и девочками.

Опираясь на всё вышесказанное , можно сформулировать некоторые принципы работы учителя с мальчиками и девочками.

Принципы работы учителя с мальчиками и девочками. Для мальчиков Для девочек

Принципы работы учителя с мальчиками и девочками.

Для мальчиков

Для девочек

  • Высокий темп подачи материала.
  • Широкий спектр нестандартно поданной информации.
  • Большое количество нестандартных логических заданий.
  • Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, обязательной сменой лидера.
  • Дозированная эмоциональность подачи материала.
  • Игры проводить со строгими правилами.
  • Для удержания внимания требуется продумать большее число разнообразных стимулов.
  • Неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала.
  • Достаточное количество повторений для лучшего усвоения.
  • Большое количество типовых заданий.
  • Использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь.
  • Использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память.
  • Предпочтительнее игры импровизации .
Принципы работы учителя с мальчиками и девочками. Мальчики Девочки

Принципы работы учителя с мальчиками и девочками.

Мальчики

Девочки

  • Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать учебный материал, но начинают нарушать порядок в классе.
  • При ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей.
  • Необходим подбор творческих заданий.
  • При похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности.
  • Необходима эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив.
  • Чаще хвалить, похвала для девочек – движущая сила .
Обучение и воспитание без особенностей личности, при выполнении ею социальных ролей, делает образование безликим. Учёт гендерных особенностей обеспечивает равную успешность обоих полов.  Цель усилий в том, чтобы помочь и мальчикам, и девочкам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои способности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своём будущем .

Обучение и воспитание без особенностей личности, при выполнении ею социальных ролей, делает образование безликим. Учёт гендерных особенностей обеспечивает равную успешность обоих полов.

Цель усилий в том, чтобы помочь и мальчикам, и девочкам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои способности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своём будущем .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода

Автор: Полулях Валерий Маркович

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212621


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства