kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"»



















Рабочая программа

по внеурочной деятельности, 6-9 классы

2020 -2021 учебный год







Название: «Шахматы»

Направления: общеинтеллектуальное

Учитель: Денисова О.А.



















II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2014.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий -способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

  • помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

  • научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

  • обучить решать комбинации на разные темы;

  • обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

  • научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

  • развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

  • развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

  • развивать способность анализировать и делать выводы;

  • способствовать развитию творческой активности;

  • развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

  • воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

  • сформировать правильное поведение во время игры;

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

  • воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на 4 года обучения из расчета 1 часа в неделю. Всего: 35 часов в год.


ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);

  2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6-9 классы (10-15 лет).


ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:

  • групповая работа;

  • работа в парах;

  • индивидуальная работа;

  • практическая игра;

  • решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • участие в турнирах и соревнованиях.



Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Содержание первого года обучения включает в себя следующие разделы:

1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (1 ч)

2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (1ч).

3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (5 ч).

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (5 ч).

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. (10 ч).

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (8 ч)

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (5 ч).

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов. Все перечисленные основы игры второго курса обучения можно разделить на следующие разделы:

1. Повторение. Рокировка. Взятие на проходе (1 ч).

2Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (1 ч).

3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. (5 ч).

4. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. (5 ч).

5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля). (10ч).

6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (8 ч).

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки. (5 ч).

Содержание третьего года обучения направлено на улучшение игровых качеств обучающихся и, в большей степени, ориентировано на игровую составляющую. Также предусмотрены моменты повторения, но в незначительной доле. Все перечисленные основы игры третьего курса обучения можно разделить на следующие разделы:

1. Повторение, изученного в предыдущем году. (1 ч).

2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (1 ч).

3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блиц-шахматы. Игра с часами. (3 ч).

4. . Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. (4 ч).

5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля). (4 ч).

6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (4 ч).

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки. (18 ч).

Содержание четвертого года обучения схоже с курсом третьего года обучения и акцентировано на игровую деятельность учащихся. Более конкретную содержательную линию за четвертый год обучения можно разложить по следующим разделам:

1. Повторение, изученного в предыдущем году. (2 ч).

2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (2 ч).

3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блиц-шахматы. Игра с часами. (6 ч).

4. . Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. (4 ч).

5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля). (4 ч).

6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (4 ч).

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки. (13 ч).


На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.










































III.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

к концу учебного курса дети научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Выпускник получит возможность научиться:


1 уровень:

  • обучающиеся научатся

  • шахматную доску и ее структуру;

  • обозначение полей линий;

  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;

  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

выпускник получит возможность научится

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

  • определять общую цель и пути ее достижения;

  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

2 уровень:

обучающиеся научатся;

  • выигрышные стратегии матования одинокого короля;

выпускник получит возможность научится

  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

  • сравнивать и анализировать действия других игроков;

  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

3 уровень:

обучающиеся научатся:

  • основные идеи комбинаций различных типов;

  • выпускник получит возможность научится;

  • осуществлять простейшие комбинации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.


Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.



























































III. Календарно-тематическое планирование

Класс: 6-9

Учитель: Денисова Ольга Александровна

Количество часов: 35


1 год обучения


п/п

Дата

по плану

Дата факт

Тема

Проект

ИКТ

1.



Шахматная доска.





2.



Знакомство с игровым "полем".



+

3.

4.



Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.





5.

6.

7.



Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре





8.

9.

10.

11.

12.



Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.





13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.



Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.





23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.



Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры.





31.

32.

33.

34.

35.



Повторение изученного в течение года.

Промежуточная аттестация.









Всего


35 ч





































2 год обучения


п/п

Дата

по плану

Дата фактическая

Тема


Проект

ИКТ

1.



Поля, горизонталь, диагональ, центр шахматных фигур.




+


2.



Рокировка. Взятие на проходе.





3.

4.



Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.



+

5.

6.

7.




Шахматная нотация. Обозначение фигур и терминов. Запись начального положения.



+

8.

9.

10.11.

12.



Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.




13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.



Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.



+

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.



Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.




31.

32.

33.

34.

35.



Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Промежуточная аттестация.








Всего



35 ч














































3 год обучения

занятия

Дата по плану

Дата фактическая

Содержание курса

(тема занятия)

Проект

ИКТ

1.




Повторение, изученного в прошлом году.


Моя любимая фигура


2.



Краткая история шахмат.




3.

4.

5.




Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Запись. Блиц-шахматы. Игра с часами.




6.

7.

8.

9.




Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.




10.

11.

12.

13.





Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.




14.

15.

16.

17.




Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.




18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.




Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

Промежуточная аттестация.



.




Всего


35 ч.












































4 год обучения

занятия

Тема

Проект

ИКТ


Дата


план


факт


1.

2.

повторение изученного






3.

4.


Краткая история шахмат.



Что я знаю о шахматах

+



5.

6.

7.

8.

9.

10.

Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Запись. Блиц-шахматы. Игра с часами.







11.

12.

13.

14.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.




+




15.

16.

17.

18.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.







19.

20.

21.

22.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.



+



23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

Промежуточная аттестация.







Всего



35 ч.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Автор: Ольга Александровна Денисова

Дата: 12.08.2021

Номер свидетельства: 585208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы ""
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_shakhmaty_1"
    ["file_id"] => string(6) "538038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1580485512"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа" 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shakhmatnaia-shkola-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "303159"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457447224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа внеурочной деятельности " Шахматы""
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "486633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542703405"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "внеурочная деятельность рабочая программа шахматы 1 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_rabochaia_proghramma_shakhmaty_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354013"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477955791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа по внеурочному планированию "Шахматы""
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_po_vnieurochnomu_planirovaniiu_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "472050"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1528032084"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства