Рабочая программа по внеурочной деятельности "Система Интенсивного Развития Способностей"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Система Интенсивного Развития Способностей"
Программа внеурочной деятельности "СИРС" предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов основного общего образования.
Цель: обеспечить развитие общих и специальных интеллектуальных способностей учащихся как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Система Интенсивного Развития Способностей"»
Департамент образования города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № 8)
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей
начальных классов
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________ Некрасова Ж.Н.
от «30» августа 2014 года
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №8
_________ Гончарова Е.К.
от «01» сентября 2014года Приказ от 01.09.2014г.
№383-од
Протокол № 1
от «30» августа 2014года
Руководитель методического
объединения:_____Годор Т.А.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «СИРС»
для 2а, 2б, 2в, 2г классов
1 час в неделю (всего 17 часов)
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №8
Диана Сергеевна Нестеркина
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов основного общего образования, на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе, которые изложены в методических пособиях:
Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.
Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г.
№ 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2106 от 28.12.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья обучающихся, воспитанников»;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированным Минюстом России 03.03.2011, рег. №19993;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 года
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;
письмом Департамента образования ЯНАО от 14.05.2012 № 801-15-01-2431 по организации внеурочной деятельности обучающихся;
приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2014г. № 376 -од «Об утверждении Положения о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №8»;
Образовательной программой МБОУ СОШ № 8.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 8.
Цель курса: обеспечить развитие общих и специальных интеллектуальных способностей учащихся как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.
Основными задачами курса внеурочной деятельности являются:
развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);
развитие пространственных представлений;
формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);
развитие навыков совершенной технике чтения «про себя» - быстрому чтению (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);
развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации;
развитие креативности.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам образования, в которых важная роль отводится формированию универсальных (метапредметных) учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов личности.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Компьютерная программа "Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для развития психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления). В процессе работы по программе дети учатся использовать свои интеллектуальные способности, осваивают приемы мыследеятельности, развивается их творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), формируются навыки самоанализа и самоконтроля. Таким образом учащиеся овладевают универсальными умениями и способами (познавательными, коммуникативными и регулятивными УУД). Это становится фактором повышения эффективности процесса образования учащихся, включая освоение предметных знаний, формирование компетенций, личностное самоопределение.
Методологической основой программы внеурочной деятельности является системно-деятельностный (компетентностный) подход(Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), позволяющий выделить основные результаты обучения в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий (УУД), определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в процессе освоения и преобразования окружающего мира; а так же
концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В. Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина). Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода во2 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы (7-8 лет).
Место программы внеурочной деятельности
Рассчитана на 17 часов (1 час в неделю). Работа реализуется в подгруппах по полугодиям.
Форма проведения учебных занятий - практикум (тренинг). Учащиеся выполняют задания на специальных компьютерных тренажерах. Занятие начинается с диагностики, определения тренировочной скорости (максимальной скорости, при которой ученик может выполнить задание), которая в процессе работы за тренажером постепенно увеличивается. Затем осуществляется контроль изменения показателей (разница между первоначальной тренировочной скоростью и скоростью на данном этапе обучения) и, таким образом, определяется новая тренировочная скорость для следующего этапа. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов (приложение).
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность истины – осознание ценности научного познания ка части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Создание условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка.
Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
ответственно относиться к учению;
определять и высказывать самые простые общие для всех обучающих правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
готовность и способность саморазвиваться.
Метапредметные результаты:
определять самостоятельно цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
формировать смысловое чтение;
формировать область использования ИКТ.
Предметные результаты:
сравнивать между собой предметы, явления;
описывать признаки предметов и узнавать’
определять последовательность событий’
давать определения иным понятиям’
обобщать, делать несложные выводы.
Прогнозируемые результаты работы учащихся непосредственно в компьютерной программе СИРС отражены в Содержании курса по разделам.
Контроль достижения планируемых результатовосуществляется путем проведения входной и итоговой диагностик (контроль изменения показателей) в рамках каждого модуля программы. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов (приложение).На основе сравнения результатов диагностик делается вывод о динамике развития интеллектуальных способностей каждого учащегося, который фиксируется в портфолио учащегося.
Содержание программы внеурочной деятельности
Компьютерная программа СИРС состоит из 5 модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
Раздел «Развитие памяти»
Тренажер «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти,
Б - трехмерные фигуры
В - морфинг, квадратики, спички
Тренажер «Цифры и буквы».
Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».
Прогнозируемые результаты обучения
увеличение количества запоминаемых клеток;
увеличение количества запоминаемых картинок;
увеличение количества запоминаемых знаков;
увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.
Раздел «Пространственное мышление»
Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию пространственного.При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:
в плоском случае - тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов;
в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.
развитие пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов.
Раздел «Система развития наглядно-образного и творческого мышления»
Предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежики т.д.) с помощью 7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.
Тренажер «Тест Равенна». Тренажер «Танграм».
Прогнозируемые результаты обучения
развитие наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования фигур.
Раздел «Понятийное мышление»
Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.
Диагностика чтения. Определение диагностической скорости чтения. Тренажер «Таблица». Тренажер «Пословицы». Тренажер «Антонимы». Тренажер «Текст в строчку». Тренажер «Текст в столбец». Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.
Прогнозируемые результаты обучения
увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
увеличение скорости зрительного восприятия информации.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п
Наименование раздела
Характеристика деятельности обучающихся
1
Развитие памяти
Представлять признаки предметов, наблюдать, работать совместно
2
Пространственное мышление
Анализировать, сравнивать и воспроизводить информацию
3
Система развития наглядно-образного и творческого мышления
Выделять существенные признаки предметов и обобщать, моделировать схемы. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения действий
4
Понятийное мышление
Самостоятельно читать, обрабатывать информацию
5
Развития быстрого чтения
Планировать решение задачи. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. Контролировать обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) характера.
Требования к уровню подготовки
Школьники обязаны знать:
основные части компьютера и их назначение;
последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС.
Школьники должны уметь:
Комплекс «Понимание»: Понятийное мышление:
умение выделять существенные признаки понятий;
уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности;
развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления;
способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки;
достаточность уровня обобщения;
способность к абстрагированию.
Комплекс «Развитие памяти»:
увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд;
увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток;
развитие ассоциативной памяти;
увеличение количества запоминаемых фигурок;
увеличение количества запоминаемых картинок;
увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации;
увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.
систематическая работа обучающихся с тренировочными текстами с учетом возрастных особенностей для обучения технике чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции;
исправление типичных ошибок при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух;
совершенствование памяти обучающихся.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Для обучающихся:
Компьютерная программа СИРС 7.0.
Для педагога:
Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. – 48с.
Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. – 74с.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы
Аппаратные средства:
мультимедийные компьютеры,
локальная сеть;
мультимедиа проектор;
принтер.
Программные средства:
операционная система Windows;
компьютерная программа СИРС;
тренировочные упражнения;
индивидуальные карточки;
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды»;
Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры»;
Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг»;
Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр»;
Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени»;
Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени»;
Тренажер «Порядок слов»;
Тренажер «Запоминание цветов»;
Тренажер «Плоские буквы»;
Тренажер «Распознавание букв»;
Тренажер «Кубики»;
Тренажер «Лабиринты»;
Тренажер «Тест Равенна»;
Тренажер «Танграм»;
Тренажер «Чувство стихосложения»;
Тренажер «Словарь»;
Тренажер «Глаголы»;
Тренажер «Переносный смысл слов»;
Тренажер «Последовательности»;
Тренажер «Ориентировка в тексте»;
Тренажер «Пословицы»;
Тренажер «Текст в строчку»;
Тренажер «Текст в столбец»;
Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 2а, 2б, 2в, 2г
№ п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
Дата по плану
Дата по факту
Тема занятия,
тип занятия
Кол-во часов
Элемент содержания
Планируемые результаты
(по итогам прохождения материала)
Раздел: Развитие памяти (5 ч.)
1
Вводное занятие. Тренажеры (1-7 исходный уровень)
1
Тренинг. Диагностика.
Контроль изменения показателей
2
Тренажер «Запоминание цветов».
1
Тренинг.Диагностика. Тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти
Увеличениякачества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика.
3
Тренажер «Картинки в клетках»
1
А - клетки воды - развитие образной памяти;
Б - трехмерные фигуры;
В - морфинг, квадратики, спички
Увеличения качества запоминаемых клеток
4
Тренажер «Цифры и буквы»
1
Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации
Увеличения количества запоминаемых знаков
5
Тренажер «Порядок слов»
1
Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти
Контроль изменения показателей
Раздел: Пространственное мышление (5 ч.)
6
Тренажер «Плоские буквы»
1
Тренинг.Диагностика. Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов
Контроль изменения показателей
7
Тренажер «Распознавание букв»
1
Диагностика. Тренинг. Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов
Развития навыков пространственных представлений
8
Диагностика
Увеличение скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти
Контроль изменения показателей
9
Тренажер «Кубики»
1
Тренинг.Диагностика. Тренажеры для работы с развертками куба
Развития навыков пространственных представлений
10
Тренажер «Лабиринты»
1
Тренажеры для работы с развертками куба
Контроль изменения показателей
Раздел: Система развития наглядно-образного и творческого мышления (2 ч.)
11
Тренажер «Танграм»
1
Тренинг. Диагностика. Тренажеры для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур.
Увеличения скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти
12
Диагностика
1
Увеличение скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти
Контроль изменения показателей
Раздел: Понятийное мышление (2 ч.)
13
Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности).
1
Тренинг. Тренажер для развития понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память
Развития понятийного мышления - логического аспекта понимания
14
Диагностика
1
Увеличение скорости, усвоения и эффективности чтения, памяти
Контроль изменения показателей
Раздел: Развития быстрого чтения (4 ч.)
15
Тренажер «Таблица»
1
Тренинг. Диагностика. Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия
Увеличения поля зрения
16
Тренажер «Пословицы, антонимы»
1
Тренинг. Диагностика. Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения
Увеличения скорости мыслительных процессов
17
Тренажер «Текст в строчку, текст в столбец»
1
Тренинг. Диагностика. Тренажер «Текст в строчку, текст в столбец» - способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.
Увеличения скорости зрительного восприятия информации