Название занятия | Культура класса и и школы. Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать… |
Общие цели | Уровень культуры школы, класса. Обсудить эффективность создания благоприятной атмосферы в классе в процессе обучения. Создать условия для овладения учителями практическими навыками создания психологического климата на уроке. |
Результат обучения | Учителя - будут понимать преимущества создания благоприятной атмосферы в классе в процессе обучения как условия для приобретения учащимися более высокого качества знаний; -овладеют практическими навыками создания психологического климата на уроке |
Ключевые идеи | Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. |
Источники | Презентация «Психологический климат»; Теоретический материал. Практический материал |
Материалы и оборудование | Компьютер, презентация, маркеры, стикеры, постеры. |
Ход занятия |
Этапы проведения занятия | Время – 60 минут | Действия преподавателя и участников |
Приветствие, разминка. Рефлексия Как вы чувствовали себя, когда вам говорили комплименты? Как вы чувствовали себя, когда вы говорили комплименты?… | 5 минут | Игра-приветствие «Сделай комплимент»: участники становятся в круг и делают друг другу комплименты. |
Просмотр роликов "О культуре поведения" | 5 минут | |
Осмысление темы Цель: обсудить эффективность создания благоприятной атмосферы в классе в процессе обучения | 5 минут | Задание в группах. Составление и обощение коллажа "Что такое школьная культура?" Педагоги показывают свое видение школьной культуры. Обсуждают в группах и выносят на защиту основные моменты понятия "школьная культура". Коуч совместно с участниками выделяет общие черты в определении школьной культуры. |
Цель: Рассмотреть объективное и субъективное видение культуры, уметь их классифицировать Вопросы для обсуждения: Рефлексия - Какие были сложности в создании психологического климата? - Были ли случаи, когда вы не были согласны со своими коллегами? - Как вы думаете, возможно ли создать благоприятный психологический климат в классе? Как может повлиять культура школы на успеваемость учеников? | 10 мин | Работа с ресурсами Организационная культура. Структура и содержание организационной культуры. Приложение № 1: Содержание организационной культуры осознание себя и своего места в организации (одни организации ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм); коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур); что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.); осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников: соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени); взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в, отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются; вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т. п.; отношение к коллегам, к конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали; процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин); трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек-машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе). |
Просмотр ролика "О культуре поведения дома и в школе" | 3 мин | Просмотр и обсуждение |
Цель: повторить тему " способы наблюдения", уметь составлять социальную диагностику и ранжировать результаты исследования. | 10 мин | Самостоятельная и групповая работа по ресурсу "МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ" (раздаточный материал) |
Подведение итогов. Оценивание Каждый палец – это какая-то тема, по которой нужно высказать свое отношение Большой палец – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию… Средний – у меня вызвало затруднение… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец– для меня было недостаточно ясно … | 7 минут | Рефлексия по изученному материалу «Рефлексия левой руки». Педагоги обводят левую руку на лист бумаги и высказывают своё отношение по каждой теме. Раздаю памятки «Наблюдения и выводы по культуре школы и созданию благоприятной среды для обучения» Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми! Будьте терпеливы! Внушайте каждому веру в свои силы. Учитесь создавать ситуацию успеха. Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы. |
Обвести левую руку на лист бумаги.