КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
2015
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Для эффективной организации образовательного процесса, в рамках реализации ФГОС, необходима не только современная материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, но и тесное взаимодействие с работодателями.
Возникает вопрос, каким образом, организовать систему подготовки компетентных выпускников, отвечающих большинству требований работодателей. При этом работодатель чаще предъявляет требования к выпускнику, относящиеся к профессиональным компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.
Педагоги понимают, что нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков. Чтобы помочь студенту адаптироваться в социальном мире, нужно формировать профессиональные компетенции.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
В настоящее время идет становление качественно новой системы образования. Процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебного процесса. Поэтому необходимо знать современные образовательные технологии и использовать их.
Изучая педагогическую литературу, можно сказать, что учёные – педагоги по-разному понимают термин «педагогическая технология». В. П. Беспалько под педагогической технологией подразумевает содержательную технику реализации учебного процесса. И. П. Волков пишет, что «педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».
Из существующих определений понятия «педагогическая технология» нам близко определение В. М. Монахова, для которого педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студента и педагога.
В современном образовании можно выделить следующие наиболее характерные инновационные педагогические технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении.
2. Личностно ориентированные технологии в преподавании.
3. Педагогические технологии на основе активизации деятельности студента (игровые, проблемное обучение, обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем, групповые технологии);
4. Технологии развивающего обучения;
5. Воспитательные технологии;
6. Здоровьесберегающие технологии.
Опыт современных образовательных учреждений располагает большим арсеналом педагогических инноваций. Целесообразность их применения определяется сложившимися традициями в образовательном учреждении, особенностями контингента студентов и зависит от личностных и профессиональных способностей педагога, материально-технической базы учреждения. Наиболее перспективными на современном этапе можно считать инновационные технологии, к которым относятся кейс-технологии.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» - случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Кейс - описание конкретной реальной ситуации, которая предназначена для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология - это обучение действием. Овладение профессиональными компетенциями становится результатом активной самостоятельной деятельности студента по разрешению противоречий в предложенных ситуациях.
Целью кейс-технологии является:
научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы следующему:
развитию навыкам анализа и критического мышления;
соединению теории и практики;
представление примеров принимаемых решений;
демонстрации различных позиций и точек зрения;
формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Дидактическими задачами кейс-технологии является:
принятие верных решений в условиях неопределенности;
овладение навыкам исследования ситуаций;
разработка плана действий, ориентированных на намеченный
результат;
разработка алгоритма принятия решения;
применение полученных теоретических знаний при решении практических задач.
Таким образом, цели касаются: научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
Метод кейс-технологии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем).
Ниже представлена таблица связи между отдельными качествами будущего специалиста и возможностями воздействия метода кейс-технологии на их формирование.
Таблица 1
Воздействие метода кейс-технологии на формирование
профессиональных качеств будущего специалиста
Качества специалиста
Характеристика качеств специалиста
Воздействие метода
кейс-технологии на формирование качеств
1
2
3
Способность принимать решения
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий
Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации
Способность к обучению
Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыкам
Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации
Продолжение таблицы 1
1
2
3
Системное мышление
Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности
Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ
Самостоятельность и инициативность
Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения
Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределённости
Готовность к изменениям, гибкость
Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям
Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа
Коммерческая и деловая ориентация
Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата
Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации
Умение работать с информацией
Способность искать информацию, проводить её анализ. Переводить информацию из одной формы представления в другую
Постоянный поиск, выделение, группировка, анализ и представление информации
Коммуникативные способности
Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт
Постоянное высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника
Способность к межличностным контактам
Способность производить благоприятное впечатление на партнёра по взаимодействию
Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов
Проблемность мышления
Способность видеть проблемы
Поиск проблемы и определение её основных характеристик
Конструктивность
Способность вырабатывать модели решения проблем
Поиск путей разрешения проблемы в кейсе
Этичность
Владение этическими нормами и правилами нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия
Проведение практического занятия с применением кейс-технологий меняет всю систему отношений в учебном процессе: «преподаватель – студент», «студент – учебный материал», «студент - другие студенты». Студент нацелен на конструктивный диалог с преподавателем и студентами, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности.
Использование кейс-технологий имеет ряд преимуществ:
1. Акцент обучения переносится на выработку знаний студентами, а не на овладение готовым знанием.
2. В изучении сложных вопросов преодолевается «сухость» и неэмоциональность урока.
3. Студенты получают важный опыт решения проблемных ситуаций, возможность соотносить теорию и практику.
4. У студентов развивается умение слушать и понимать других, работать в команде.
5. Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
6.Учатся формулировать вопрос, логически мыслить, делать собственные выводы, аргументировать ответ, отстаивать свое мнение.
В педагогической деятельности мною используется следующая разновидность кейс-технологии - метод ситуационного анализа.
Технология позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.
Результат решения кейса может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
Педагогическая технология применяется на практических занятиях общепрофессиональной дисциплины «Менеджмент» специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Применение технологии позволяет сформировать ряд профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
службы документационного обеспечения управления и архива организации.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
ПК 3.6. Принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров
В ходе работы с кейсами студент учиться быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с одногруппниками, анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, приобретая универсальные учебные действия.
Алгоритм работы по кейс-технологии - метод ситуационного анализа:
1. Студентам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
он должен быть проблемным, имеющий прецеденты,
должен допускать альтернативные варианты решения.
2.ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации:
студенты учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать, формируются:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
3. Выявляется ПОЗИЦИЯ студента по проблемной ситуации, формируются:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению деловых переговоров.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.
ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).
ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
4. КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ вариантов решения, сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы, формируются:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей;
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕФЛЕКСИЯ)
студенты делают выводы по проделанной работе, подводятся итоги занятия.
Технология требует оценивания не только набора определенных знаний, но и умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут:
Оценка выступающего (выступающих):
1. Грамотная речь – 3 балла.
2. Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы – 3 балла.
3. Качество ответов на дополнительные вопросы – 3 балла
4. Доказательная база – 3 балла
Максимальное количество баллов – 12
12 баллов – оценка 5
9-11 баллов – оценка 4
6-8 баллов – оценка 3
Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.)
1. Качественность выполнения работы (соответствие работы основным особенностям изучаемой проблемы, соответствие с темой) – 5 баллов
2. Полное отражение в приложении изучаемой проблемы – 5 баллов
3. Оформление работы не должно мешать восприятию проблемы – 3 балла
Максимальное количество баллов – 13
13 баллов – оценка 5
10-12 баллов – оценка 4
7-9 баллов – оценка 3
Оценка работы группы:
1. Существенные дополнения к выступлению – 3 балла
2. Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания – 5 баллов
3. Участие в обсуждении проблемы – 4 балла
Максимальное количество баллов – 12
12 баллов – оценка 5
9-11 баллов – оценка 4
6-8 баллов – оценка 3
Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из числа студентов той же группы. В этом случае стимул к работе у студентов проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не преподаватель, а одногруппник.
При письменной аргументации ответа на вопросы кейса, считается удовлетворительным, если:
было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;
были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других студентов;
решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.
Показателями работы по формированию профессиональных компетенций студентов на уроках с применением кейс-технологии можно считать следующие:
повышение уровня положительной мотивации к обучению;
повышение интереса студентов к учебной дисциплине;
понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
достижение студентами учебных, личностных результатов, формирование профессиональных компетенций;
рост уровня качества знаний и успеваемости студентов.
Вышеперечисленные показатели позволили увеличить уровень качества знаний, сформировать профессиональные компетенции студента.
Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Можно сказать, что метод направлен на формирование профессиональных компетенций студента, а также профессиональных компетенций преподавателя.
Список использованной литературы
Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе /М.Е. Бершадский// Педагогические технологии. - 2009. - №4.
Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010.
Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе /А.С. Земскова// Совет ректоров. - 2008. - №8.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. /Под редакцией Г.Н. Прозументовой. - Томск - 2003.
Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study//Инновации в российском образовании.- М.: ВПО, 2000.