kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс - технология как средство формирования общих и профессиональных компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

вввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кейс - технология как средство формирования общих и профессиональных компетенций»

11





Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Глазовский политехнический колледж»




КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

























2015



КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Для эффективной организации образовательного процесса, в рамках реализации ФГОС, необходима не только современная материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, но и тесное взаимодействие с работодателями.

Возникает вопрос, каким образом, организовать систему подготовки компетентных выпускников, отвечающих большинству требований работодателей. При этом работодатель чаще предъявляет требования к выпускнику, относящиеся к профессиональным компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.

Педагоги понимают, что нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков. Чтобы помочь студенту адаптироваться в социальном мире, нужно формировать профессиональные компетенции.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

В настоящее время идет становление качественно новой системы образования. Процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебного процесса. Поэтому необходимо знать современные образовательные технологии и использовать их.

Изучая педагогическую литературу, можно сказать, что учёные – педагоги по-разному понимают термин «педагогическая технология». В. П. Беспалько под педагогической технологией подразумевает содержательную технику реализации учебного процесса. И. П. Волков пишет, что «педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

Из существующих определений понятия «педагогическая технология» нам близко определение В. М. Монахова, для которого педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студента и педагога.

В современном образовании можно выделить следующие наиболее характерные инновационные педагогические технологии:



1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении.

2. Личностно ориентированные технологии в преподавании.

3. Педагогические технологии на основе активизации деятельности студента (игровые, проблемное обучение, обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем, групповые технологии);

4. Технологии развивающего обучения;

5. Воспитательные технологии;

6. Здоровьесберегающие технологии.

Опыт современных образовательных учреждений располагает большим арсеналом педагогических инноваций. Целесообразность их применения определяется сложившимися традициями в образовательном учреждении, особенностями контингента студентов и зависит от личностных и профессиональных способностей педагога, материально-технической базы учреждения. Наиболее перспективными на современном этапе можно считать инновационные технологии, к которым относятся кейс-технологии.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» - случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Кейс - описание конкретной реальной ситуации, которая предназначена для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология - это обучение действием. Овладение профессиональными компетенциями становится результатом активной самостоятельной деятельности студента по разрешению противоречий в предложенных ситуациях.

Целью кейс-технологии является:  

научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы следующему:

  • развитию навыкам анализа и критического мышления;

  • соединению теории и практики;

  • представление примеров принимаемых решений;

  • демонстрации различных позиций и точек зрения;

  • формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Дидактическими задачами кейс-технологии является:

  • принятие верных решений в условиях неопределенности;

  • овладение навыкам исследования ситуаций;

  • разработка плана действий, ориентированных на намеченный

результат;

  • разработка алгоритма принятия решения;


  • применение полученных теоретических знаний при решении практических задач.

Таким образом, цели касаются: научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Метод кейс-технологии имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем).

Ниже представлена таблица связи между отдельными качествами будущего специалиста и возможностями воздействия метода кейс-технологии на их формирование.


Таблица 1

Воздействие метода кейс-технологии на формирование

профессиональных качеств будущего специалиста

Качества специалиста

Характеристика качеств специалиста

Воздействие метода

кейс-технологии на формирование качеств

1

2

3

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий

Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации

Способность к обучению

Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыкам

Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Системное мышление

Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности

Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения

Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределённости

Готовность к изменениям, гибкость

Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа

Коммерческая и деловая ориентация

Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата

Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации

Умение работать с информацией

Способность искать информацию, проводить её анализ. Переводить информацию из одной формы представления в другую

Постоянный поиск, выделение, группировка, анализ и представление информации

Коммуникативные способности

Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт

Постоянное высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника

Способность к межличностным контактам

Способность производить благоприятное впечатление на партнёра по взаимодействию

Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов

Проблемность мышления

Способность видеть проблемы

Поиск проблемы и определение её основных характеристик

Конструктивность

Способность вырабатывать модели решения проблем

Поиск путей разрешения проблемы в кейсе

Этичность

Владение этическими нормами и правилами нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия

Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция



Проведение практического занятия с применением кейс-технологий меняет всю систему отношений в учебном процессе: «преподаватель – студент», «студент – учебный материал», «студент - другие студенты». Студент нацелен на конструктивный диалог с преподавателем и студентами, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности.

Использование кейс-технологий имеет ряд преимуществ:

1. Акцент обучения переносится на выработку знаний студентами, а не на овладение готовым знанием.

2. В  изучении сложных вопросов преодолевается «сухость» и неэмоциональность урока.

3. Студенты получают важный опыт решения проблемных ситуаций, возможность соотносить теорию и практику.

4. У студентов развивается умение слушать и понимать других, работать в команде.

5. Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

6.Учатся формулировать вопрос, логически мыслить, делать собственные выводы, аргументировать ответ, отстаивать свое мнение.

В педагогической деятельности мною используется следующая разновидность кейс-технологии - метод ситуационного анализа.

Технология позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.

Результат решения кейса может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Педагогическая технология применяется на практических занятиях общепрофессиональной дисциплины «Менеджмент» специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Применение технологии позволяет сформировать ряд профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.

ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

службы документационного обеспечения управления и архива организации.

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.

ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.

ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

ПК 3.6. Принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров

В ходе работы с кейсами студент учиться быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с одногруппниками, анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, приобретая универсальные учебные действия.

Алгоритм работы по кейс-технологии - метод ситуационного анализа:

1. Студентам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

  • он должен быть проблемным, имеющий прецеденты,

  • должен допускать альтернативные варианты решения.

2.ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации:

  • студенты учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать, формируются:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

3. Выявляется ПОЗИЦИЯ студента по проблемной ситуации, формируются:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.


ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению деловых переговоров.

ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.

ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.

ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).

ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.


4. КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ вариантов решения, сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы, формируются:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей;

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕФЛЕКСИЯ)

  • студенты делают выводы по проделанной работе, подводятся итоги занятия.

Технология требует оценивания не только набора определенных знаний, но и умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут:





Оценка выступающего (выступающих):

1. Грамотная речь – 3 балла.

2. Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы – 3 балла.

3. Качество ответов на дополнительные вопросы – 3 балла

4. Доказательная база – 3 балла

Максимальное количество баллов – 12

12 баллов – оценка 5

9-11 баллов – оценка 4

6-8 баллов – оценка 3

Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.)

1. Качественность выполнения работы (соответствие работы основным особенностям изучаемой проблемы, соответствие с темой) – 5 баллов

2. Полное отражение в приложении изучаемой проблемы – 5 баллов

3. Оформление работы не должно мешать восприятию проблемы – 3 балла

Максимальное количество баллов – 13

13 баллов – оценка 5

10-12 баллов – оценка 4

7-9 баллов – оценка 3

Оценка работы группы:

1. Существенные дополнения к выступлению – 3 балла

2. Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания – 5 баллов

3. Участие в обсуждении проблемы – 4 балла

Максимальное количество баллов – 12

12 баллов – оценка 5

9-11 баллов – оценка 4

6-8 баллов – оценка 3

Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из числа студентов той же группы. В этом случае стимул к работе у студентов проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не преподаватель, а одногруппник.

При письменной аргументации ответа на вопросы кейса, считается удовлетворительным, если:

  • было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

  • были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других студентов;

  • решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

Показателями работы по формированию профессиональных компетенций студентов на уроках с применением кейс-технологии можно считать следующие:
  • повышение уровня положительной мотивации к обучению;
  • повышение интереса студентов к учебной дисциплине;
  • понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
  • достижение студентами учебных, личностных результатов, формирование профессиональных компетенций;
  • рост уровня качества знаний и успеваемости студентов.
Вышеперечисленные показатели позволили увеличить уровень качества знаний, сформировать профессиональные компетенции студента.

Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Можно сказать, что метод направлен на формирование профессиональных компетенций студента, а также профессиональных компетенций преподавателя.



Список использованной литературы

  1. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе /М.Е. Бершадский// Педагогические технологии. - 2009. - №4.

  2. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010.

  3. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе /А.С. Земскова// Совет ректоров. - 2008. - №8.

  4. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

  5. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. /Под редакцией Г.Н. Прозументовой. - Томск - 2003.

  6. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study//Инновации в российском образовании.- М.: ВПО, 2000.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кейс - технология как средство формирования общих и профессиональных компетенций

Автор: Кропачева Екатерина Петровна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока на тему: «Молекулярно- кинетическая теория в нашей жизни» с применением кейс технологии "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moliekuliarno-kinietichieskaia-tieoriia-v-nashiei-zhizni-s-primienieniiem-kieis-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "101339"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства