Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов. Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели. Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Исходя из выше указанных проблем современной школы, в 2006 году мною предложена программа информатизации учебного процесса по ОБЖ в МОУ Калачеевская гимназия №1(http://www.kuznecov-vl.narod.ru/images/failes/informatizacia.doc ), целью которой стало определить схему возможного использования информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образования на уроках и внеурочной деятельности. Результатом реализации программы стало: · Повышение качества знаний учащихся по ОБЖ. · Повышение заинтересованности учащихся в обучении. · Повышение мотивации на самообразование. · Разработка и апробация цифровых образовательных ресурсов на уроках ОБЖ. Работы представлены на персональном сайте ( http://www.kuznecov-vl.narod.ru/favorite.html ) · Адаптация учебной программы для внедрения информационно-коммуникационных технологий. · Увеличение степени участия родителей в учебно-воспитательном процессе своих детей. · Разработка и внедрение в образовательный процесс персонального Интернет-сайта http://www.kuznecov-vl.narod.ru Предложенная программа позволила существенно разнообразить содержание учебного процесса и включить: · видео -, и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet; · материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического); · комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным тестером; · включение в ход урока исторического и справочного материала; · наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации; · анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала. Учащиеся творчески подходят к выполнению заданий, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями. Кроме этого, учащиеся вовлекаются в проектную деятельность, результаты которых выкладываются на персональном сайте http://www.kuznecov-vl.narod.ru/proect.htm В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожусистемообразующую роль, что связано с его возможностями: · мультимедийного представления учебного материала; · моделирования изучаемых явлений в реальном времени; · разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами; · интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося; · наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем; · обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet). Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а как мощный вспомогательный компонент образовательного процесса. В моей педагогической практике используются разные варианты уроков с использованием информационно – компьютерных технологий (изучение нового материала, повторение пройденного материала, контроль и проверка знаний). В практической деятельности преподавателя ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку по некоторым разделам на изучение каждой темы отводится один урок. Чаще всего, я использую комбинированный урок. 1. Проверка выполнения домашнего задания (индивидуальная или групповая работа за компьютером); 2. Закрепление материала прошлого урока (показ ключевых фрагментов темы); 3. Актуализация знаний (демонстрация проблемной ситуации); 4. Объяснение нового материала с демонстрацией на экране информации по теме урока (используется один компьютер, проектор, экран и презентация или компакт-диск); 5. Первоначальное закрепление знаний (поиск решения проблемы); 6. Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) ; 7. Подведение итогов; 8. Задание на дом и инструкции по его выполнению. Применение мною ИКТ в обучении способствовало раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Значение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) при изучении предмета ОБЖ. В последнее время появились новые перспективы в преподавании ОБЖ в школе. Этот предмет действительно нужный и полезный. Ведь каждый человек должен знать, как ему действовать и что делать в случае ЧС. Если ранее позиции предмета сохраняли субъекты Федерации за счет регионального компонента, то теперь ситуация меняется к лучшему и на федеральном уровне. Приказом Министерства образования и науки РФ ОБЖ включен в перечень образовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников. Сегодня можно с уверенностью констатировать возрастающий интерес учащихся к ОБЖ, особенно практическим занятиям, к участию в различных соревнованиях, сборах, на которых школьники закрепляют практические навыки здорового образа жизни, подготовки по основам военной службы, безопасного поведения на дороге, выполнения правил пожарной безопасности и действий в условиях ЧС. Решение современных проблем образования невозможно без постепенной замены традиционных технологий обучения на новые информационные развивающиеся педагогические технологии и , в данном случае, на информационно-коммуникативные, компьютерные технологии. Возрастает объем информации, которую нужно дать обучаемому за 45 минут учебного времени, все труднее держать внимание учащихся. Поэтому сегодня не обойтись без ИКТ, видео и электронного помощника – компьютера. При действующей сетке часов и большом дефиците времени (например: за один урок в 10 классе по программе надо дать понятия и о ядерном, и химическом, и бактериологическом оружии и способах защиты от них) для учителя может представлять трудность необходимость вести урок в быстром темпе, мотивировать свои речевые действия, сочетать индивидуальные формы работы с групповыми и др. Возможности информационно-коммуникативных технологий при изучении предмета ОБЖ. Возможности компьютерных технологий в преподавании ОБЖ огромны. Я работаю в должности преподавателя-организатора ОБЖ с 1992 года. В 90-е годы использовал видео-технологию, т.е. видеомагнитофон, а иногда и старенький диапроектор «Лектор». Собрал большую видеотеку по темам курса ОБЖ с 5 по 11 класс. Среди технических новинок, пришедших сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. В нашей школе уже работают пять интерактивные доски SMART Board. В кабинете ОБЖ имеется мультимедийный комплекс, компьютеры, интерактивный планшет, бесплатное программное обеспечение SMART Notebook,которое позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами. Применение на уроке уникальных возможностей современных компьютеров и телекоммуникаций и является компьютерной технологией, т.е. процессом подготовки и передачи информации обучаемому. В своей практической деятельности при преподавании ОБЖ я использую компьютерную технологию в таком варианте, как «проникающая» технология, т.е. применяю компьютерное обучение по отдельным разделам и темам предмета и для дидактических задач. Компьютерные средства обучения и называют интерактивными, т.к. они обладают способностью откликаться на действия ученика и учителя, помогают вступать в диалог, помогают управляемости: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения, помогают оптимальному сочетанию индивидуальной и групповой работе с учащимися. Свою задачу как преподавателя ОБЖ я вижу в том, чтобы создавать условия практического овладения культурой безопасного поведения каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе изучения ОБЖ. Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и культурную идентификацию обучения с учетом способностей детей, их уровня подготовки и склонностей. А разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Над методической проблемой «Информационные технологии в преподавании предмета ОБЖ и овладении учащимися культурой безопасного поведения» я работаю с 2002года. Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Современный школьник стремится в совершенстве овладеть компьютерной техникой и технологией. Задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения этой техники и технологии в получении новых знаний, показать ребенку, что компьютер – это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнается новое. В национальном проекте «Образование» информатизация учебного процесса является одной из приоритетных задач, поставленной перед государством. Благодаря технологическому прогрессу компьютерная техника стала доступна для абсолютно любого учебного заведения находящегося на территории Российской Федерации.
Внедрение информационных технологий в практику общеобразовательной школы, определяется необходимостью систематизации способов обучения, расширением способа передачи знаний, организации форм взаимодействия учителя и ученика. ИКТ в значительной мере способствует применению ряда новых инновационных педагогических технологий (проектной, модульной), которые предоставляют широкие возможности для индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Имея под рукой широкий спектр информации (Интернет, образовательные диски), ученик может интегрировать ее, получать в полном объеме. Полученные данные быстро автоматизировано обрабатываются на персональном компьютере, что позволяет сократить время самоподготовки учащегося к уроку и во время урока. Учитель получает те же преимущества, что и ученик, и даже больше, ведь в его распоряжении есть мультимедийный проектор, интерактивная доска, которые облегчают процесс передачи знаний учащимся.
В первые годы многим учителям было сложно переходить от стандартных методов обучения к информационно-инновационным, не хватало знаний в элементарной компьютерной грамотности. Но благодаря государственным и краевым программам обучения учителей произошли сдвиги в решении этой проблемы. На данный момент нет ни одного учителя в нашей школе, который бы не применял ИКТ на своем уроке. Компьютерные технологии на уроках по основам безопасности жизнедеятельности я использую довольно часто как вспомогательное средство для объяснения нового материала. Помогают мне в этом Интернет, мультимедийное пособие для 10 класса, интерактивная энциклопедия «Атлас тела человека», мультимедийный учебник спасателей, созданный Учебно-методический центром по делам ГОЧС Курганской области МЧС России, ну и, конечно, большое количество презентаций, созданных мной и учениками. Для итоговой аттестации учащихся 9 и 11 класса я разработал вопросы к электронному тестированию с автоматической системой выставления оценки.
Теперь хочется рассказать о том, как я использую ИКТ на своих уроках. К примеру, возьмем применение мультимедийного учебника спасателя, который имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными учебниками. Вы можете, конечно, спросить в чем же преимущество? иллюстрированное представление информации; интеграция в одном учебнике значительного объема информации на едином носителе; возможность передачи информации тем детям, которые по ряду причин пропустили урок. ТЕМА УРОКА: «ПМП ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЫХАНИЯ»
Учитель: Рассмотрим непрямой массаж сердца. В оглавлении выбирается раздел «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим», а в нем подраздел - непрямой массаж сердца. Учитель: Ребята, запишем в рабочую тетрадь план с электронного учебника: виды массажа сердца непрямой массаж методика массажа у детей прямой массаж Подчеркивая маркером основные пункты учебного материала, педагог акцентирует важные моменты, указанные в нем, при этом активно комментируются иллюстрации, приведенные в пособии. На своих уроках и при их подготовке мной используются Интернет- ресурсы. В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.
Специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки “Основ безопасности жизнедеятельности” более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах.
Возможности использования сети Интернет на моих уроках ОБЖ заключаются в следующем: свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме; изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя; использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ; 1. Задание по теме: “Борьба с экологическими катастрофами”. Найдите на сайте «http://www.alisen.ru» материал об альтернативных источниках энергии. 2. Алгоритм выполнения задания: Подключение к Интернету через любой установленный на компьютере браузер. Выход на сайт http://www.alisen.ru/ Выбираем любой из интересующих нас разделов. Поиск и просмотр искомого материала. Закачка найденного материала. Просмотр основных моментов материала. Составление доклада или презентации из полученного материала дома. Преподавание с применением компьютера можно использовать на всех типах уроков. Не исключение и практические уроки. Одна из задач урока - практическое применение и знание полученных в результате расширенного информационного объяснения материала.
Тема урока: «Топографическая подготовка: компас - определение сторон света, определение азимута». У каждого ученика в руках компас. Дети внимательно прослушивают элемент электронного урока - глава 1, параграф 1.1 (мультимедийное пособие для 10 класса), где достаточно наглядно, лаконично и доступно изложен учебный материал. Задают вопросы. После чего выходят на местность и работают с компасом.
В основе подготовки к использованию компьютерных технологий в учебном процессе я применяю один из принципов дидактики – обеспечение интегрированного подхода в преподавании ОБЖ. У меня разработан практический мультимедийный урок по теме: “Назначение и боевые свойства АК” совместно с учителем физики В.М. Тураковой. В ходе этого урока многогранно применялась программа Microsoft Office PowerPoint, самая популярная и часто используемая во всех школах, а также мультимедийный диск «Физика, 7-11 класс», при помощи которого можно моделировать полет пули и проводить физические эксперименты по изучаемой теме.
Совсем недавно в школу поступила интерактивная доска, и ей нашлось применение на уроке ОБЖ. Имея Интернет и интерактивную доску в школе, я разработал урок: «Концепция национальной безопасности» с применение программы «Google Планета Земля». Урок получился яркий, эффектный и запоминающийся для учащихся 11 класса. Готовясь к нему, пришлось учитывать специфику учебного материала (хкк гос), особенность компьютерной грамотности учащихся, ведь с такой доской детям предстояло работать в первые. Продумать анализ и обсуждение с классом принципиальных вопросов изучаемого материала. Итог урока: дети не только усвоили представленный материал, но и расширили знания в компьютерной грамотности.
Одной из форм применения компьютера на уроке является проверка полученных знаний. С целью повышения эффективности проверки усвоенного материала учащимися 9 и 11 классов мной созданы тесты и обработаны в программе «Экзаменатор».
Программа «Экзаменатор» включает комплект тестов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Предлагаемая программа с тестами поможет организовать итоговый контроль знаний учащихся на уроке, в конце четверти, года, организовать экзамен по предмету.
Для проверки качества знаний и умений у учащихся 9-11 классов по курсу ОБЖ вопросы создавались в соответствии с программой и дополнительным материалом для учащихся общеобразовательной школы. Задачей программы «Экзаменатор» является формирование теоретических знаний, умений (как действовать при ЧС) и навыков (оказание ПМП).
Ну и в завершение хотелось бы добавить, что ИКТ, внедряемые в школах являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний ученикам, которые соответствуют новому подходу к образованию в 21 веке.
|