kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие "Права и обязанности гражданина РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные свободы, права и обязанности, провозглашённые в Конституции, представляют Все права и обязанности человека, закреплённые нормами разных отраслей права, составляют его правовой статус.Основные свободы, права и обязанности, провозглашённые в Конституции, представляют Все права и обязанности человека, закреплённые нормами разных отраслей права, составляют его правовой статус.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Права и обязанности гражданина РФ"»





ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО







Права и обязанности гражданина РФ для выпускников постинтенрнатных учреждений

















Социальный педагог: Анникова Елена Николаевна











Все права и обязанности человека, закреплённые нормами разных отраслей права, составляют его правовой статус.

Основные свободы, права и обязанности, провозглашённые в Конституции, представляют собой конституционный статус человека. Правовой статус человека является, естественно, понятием более широким, чем конституционный статус.

Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит сорок восемь статей и является самой большой по объёму.

Конституционные свободы человека представляют собой закреплённую в Конституции возможность определённого поведения человека, т.е. отсутствие ограничений личности действовать по своему усмотрению (например, право на жизнь, свобода слова, мысли, вероисповедания и др.). Государство не мешает человеку реализовывать свои свободы (это пассивные обязанности государства).

Конституционные права человека – это возможности че­ ловека действовать только при условии исполнения государством (государственными органами) своих обязанностей. Иными словами, государство должно предоставить эти возможности (блага) человеку (это активные обязанности государства, например: право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.).

Более важных и менее важных прав и свобод человека и гражданина не существует. Каждое право из закреплённых в международном и российском законодательстве обладает абсолютной ценностью. Вместе с тем юристы выделяют такие права и свободы, которые составляют своеобразный фундамент, на котором прочно стоит всё здание. К таким нормам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из неё и возвращение в неё (ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантии судебной защиты прав и свобод (ст. 46). Надо отметить, что отдельные элементы прав и свобод человека отражены также в трудовом, гражданском, семейном, уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном законодательстве РФ.

В статье 56 Конституции РФ отмечается, что в условиях чрезвычайного положения возможно временное ограничение прав и свобод. Но право на жизнь, запрет пыток и унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

Не все учёные-правоведы согласны с тем, что в конституциях следует наряду с правами отражать и обязанности граждан. Обязанности, утверждают они, противоречат правам, как бы им противопоставлены. На самом деле обязанности нисколько не умаляют прав, существуют с ними в неразрывном единстве. Обязанности столь же важны для характеристики социального статуса человека, что и права. Они призваны стабилизировать общественные отношения, помочь человеку определить своё место в обществе.

Конституционные обязанности – это определённое (должностное) поведение человека, предписанное и закреплённое в Конституции.

В Конституции перечислены следующие обязанности граждан России:

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15); •

платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57); •

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44); •

сохранять природу и окружающую среду (ст. 58); •

защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59). •

Обязанности, перечисленные в Основном Законе, называются конституционными.

Глава Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина – удачный пример воплощения в национальном законодательстве принципов и норм международных правовых актов (см. таблицу прав и свобод граждан по Конституции РФ на с. 156).

Есть юридические документы, международное значение которых практически никем не оспаривается. Один из них – Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Её значение в том, что впервые в истории человечества были сформулированы основные права и свободы человека, которые рассматриваются мировым сообществом как стандарты, в соответствии с которыми должны приниматься национальные акты о правах человека.

Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своём достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разделить на две большие группы: гражданские и политические права; социальные, экономические и культурные права.

Права и свободы граждан по Конституции РФ

Гражданские права

Право на жизнь (ст. 20) •
Право наличное достоинство (ст. 21) •
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) •
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23) •
Право на неприкосновенность жилища (ст. 25) •
Право на определение и указание национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26) •
Право на свободу передвижения (ст. 27) •
Право на свободу совести (ст. 28) •
Право на свободу мысли и слова (ст. 29) •
Одновременно как к гражданским, так и к политическим правам относятся права, закреплённые статьями 29, 30 и 31 Конституции РФ •

Политические права

Право на свободу мысли и слова (ст. 29) •
Право на свободу убеждений (ст. 29) •
Право на свободу информации (ст. 29) •
Право на объединение (ст. 30) •
Право собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации (ст. 31) •
Право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32) •
Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32) •
Право на равный доступ к государственной власти (ст. 32) •
Право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) •
Право обращаться лично и направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) •

Экономические, социальные и культурные права

Право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34) •
Право на частную собственность (ст. 35) •
Право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37) •
Право на социальное обеспечение (ст. 39) •
Право на жилище (ст. 40) •
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) •
Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст. 42) •
Право на образование (ст. 43) •
Право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст. 44) •

Как уже говорилось, разделять эти права на более важные и менее важные неправильно. Раньше такой классификацией увлечённо занимались как у нас, так и в странах Запада. Взвешенное решение вопроса о приоритете социально-экономических или политических прав зависит от современного понимания прав человека, от того, что называется философией прав человека.

Первое, что нужно понять, постигая философию прав человека, – права человека реальны только в правовом государстве.

Другое важное обстоятельство: права человека не создаются государством, а присвоены личности, являются естественными, прирождёнными. Без этих прав и свобод личность лишена чести и достоинства, обречена на убогое, несвободное существование.

Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности.

Важный вопрос философии прав человека – соотношение прав и обязанностей. Существует мнение о том, что обязанности важнее прав. Классическая демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом и должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других и требования морали. Отстаивая права, нельзя забывать об обязанностях, действовать по принципу: «Я хочу, имею право и требую моё желание выполнить любой ценой».

Следующий вопрос – соотношение прав народа и отдельной личности. Демократический подход таков: права человека имеют приоритет над правами народа. К тому же понятие «права народа» весьма неопределённое. Им часто пользуются в сугубо политических интересах. Где права, там и ответственность. Но могут ли нести ответственность целые народы?

В России, как и во многих других странах, существует традиция оценивать правовые нормы с позиций морали, за юридическими отношениями видеть отношения нравственные. Права человека тесно связаны с уровнем нравственной, правовой культуры, образования, воспитания людей. Право на свободу демонстраций людей озлобленных, агрессивных ведёт к организации кровавых уличных беспорядков, а свобода слова превращается подчас в публичные оскорбления противников.

Реализация прав человека зависит и от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть осуществлено, если не развёрнуто массовое жилищное строительство. Лишь на бумаге в условиях экономического кризиса существуют права на труд, на отдых, на социальное обеспечение.



















ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО







Банки и банковская система для выпускников постинтернатных учреждений















Социальный педагог: Анникова Елена Николаевна















Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги ни хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей- купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!

Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.

2. Виды и функции банков. (слайд 5-9)

Банк - это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.

Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.

Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков – рассмотрим схему:

1 уровень

Центральный банк - главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

Основные функции Центрального банка:

  • осуществляет монопольное право выпуска кредитных денег (банкнот);

  • регулировать обращение денежной массы в стране и обменный курс национальной валюты;

  • хранить централизованный и золотой запас;

  • быть главным банкиром и финансовым консультантом правительства;

  • оказывать помощь правительству в управлении бюджетом;

  • оказывать разнообразные услуги и другим кредитным учреждениям и контролировать работу других банков;

  • проводить денежно-кредитную политику.

2 уровень

2 уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.

Коммерческий банк - фирма, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей кредитов.

Функции коммерческих банков –

  • открытие и ведение денежных счетов.

  • предоставление кредитов для нужд граждан и деятельности фирм.

  • обмен валюты.

  • покупка и продажа ценных бумаг.

  • осуществление безналичных расчетов и др.

Виды коммерческих банков (групповая работа в парах) – ребята получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции (в таблице указать стрелками):

Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

Региональные банки

Разновидность банка (кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

Международные банки

хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный;

выдают в долг денежные ссуды;

выполняют различные расчетные операции с населением;

покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.



3. Принципы кредитования. (слайд 10-11)

Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” - ссуда, долг . Кредит имеет денежную природу. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях. Кредит - форма движения ссудного капитала.

Кредитование – это предоставление денежных средств во временное пользование и за плату.

Депозиты – все виды денежных средств, преданные их владельцами на время хранение банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.

Кредитный договор – соглашение между банками и тем, кто одалживает у него деньги (заемщик), определяющее обязанности и права каждой из сторон, и, прежде всего, срок предоставления кредита, плату за использование им и гарантии возврата денег банку.

Кредитоспособность – наличие у заемщика готовности и возможности вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору, то есть вернуть основную сумму займа и выплатить процент по нему.

Залог – собственность заёмщика, которую он передает под контроль или в распоряжение банка, разрешая её продать, если он сам не сможет вернуть долг.

Кредитная эмиссия - увеличение банком денежной массы страны за счёт создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.



Классификация кредитов (слайд 12)

По обеспечению:

  • Необеспеченные (бланковые)

  • Залоговые

  • Гарантированные

  • Застрахованные

По срокам кредитования:

  • До востребования

  • Краткосрочные (до 1 года)

  • Среднесрочные (от 1 г. до 3 л.)

  • Долгосрочные (свыше 3 лет)

По методам погашения:

  • В рассрочку (частями, долями)

  • С единовременным погашением (на определенную дату)

По видам ссудных счетов

  • Простые с/сч. (обычные)

  • Специальные

  • Контокоррентные

  • Овердрафт

По основным группам заемщиков

  • Физические лица

  • Юридические лица

  • Отраслевая направленность

  • Организационно правовая форма

 



Формы обеспечения кредитов: (слайд 13)

  • Банковская гарантия.

  • Залог (движимого имущества, недвижимого имущества, имущественных прав).

  • Поручительство (юридических лиц, физических лиц).

  • Неустойка (пени, штраф).

Принципы современной системы кредитования в России: (слайд 14)

- цена кредита (ставка ссудного процента) определяется соотношением спроса на кредитные ресурсы и предложением; естественно с учетом денежно-кредитной политики ЦБ РФ ;

- кредитование осуществляется на договорной основе, обязательства кредитора и заемщика имеют реальную юридическую силу;

- переход от кредитования объекта - государственного предприятия к кредитованию субъекта кредитных отношений – заемщика;

- демонополизация единого ссудного фонда, кредитные ресурсы формируются каждым банком самостоятельно;

- Банк России может оказать косвенное воздействие на размер ресурсов путем установления экономических нормативов вместо лимитов кредитования.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Учебник И.В. Липсица глава 6. 1-2 задачи.

Решение задач.

Задача №1.

Заемщик берет в банке кредит в размере 10 тысяч рублей под 100% годовых сроком на 2 года. Какую сумму он заплатит банку по истечении этого срока в качестве платы за кредит. (Ответ: 30 тысяч рублей)

Задача №2.

Начислите проценты по кредиту выданному на 2 года и семь месяцев под 12 % годовых. Используйте правила обычной практики банков.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Занятие "Права и обязанности гражданина РФ"

Автор: Елена Николаевна Анникова

Дата: 23.11.2021

Номер свидетельства: 592361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Внеклассное занятие: «Права и обязанности гражданина России»."
    ["seo_title"] => string(60) "vneklassnoe_zaniatie_prava_i_obiazannosti_grazhdanina_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "554365"
    ["category_seo"] => string(5) "pravo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1593548700"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытое занятие по спецкурсу "Казахстанское право". Тема: Конституция – главный закон страны."
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytoiezaniatiiepospietskursukazakhstanskoiepravotiemakonstitutsiiaghlavnyizakonstrany"
    ["file_id"] => string(6) "285058"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454082206"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытое занятие по спецкурсу "Казахстанское право". Тема: Конституция – главный закон страны."
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytoiezaniatiiepospietskursukazakhstanskoiepravotiemakonstitutsiiaghlavnyizakonstrany1"
    ["file_id"] => string(6) "285059"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454082213"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Права и обязанности"
    ["seo_title"] => string(22) "prava_i_obiazannosti_2"
    ["file_id"] => string(6) "563212"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605190244"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403074020"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства