Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
Цель: формирование положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассника
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой.
− Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Я думаю, у вас хорошее настроение.
2. Объявление темы.
− Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, посмотрим отрывок из сказки, вспомните ее автора и название.
Просморт начала фильма (2.10-2.50, 5.28-6.20)
− Назовите сказку. (Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»)
− Почему обитатели двора стали обижать утенка?
В этом была главная ошибка обитателей птичьего двора. Они считали, что непохожий на них это значит плохой, гадкий . Гадкого утенка презирали, преследовали, ненавидели только за то, что он другой.
А на самом деле какой он был? (Добрый, отзывчивый)
− Справедливо ли так обращаться с тем, кто отличается от других? Почему?
− Можем ли мы в жизни встретиться с такой же ситуацией, которая произошла на птичьем дворе?
- Где?
− Как строить отношения с теми, кто не похож на нас? Об этом мы сегодня с вами поговорим
3. Работа по теме.
У вас разный рост, цвет и длина волос, имя и т.д.
− Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые.
− Почему вы так отличаетесь?
− Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. − Но встречаются семьи, в которых есть дети близнецы. Внешне они очень похожи друг на друга. Можем ли мы сказать, что они одинаковые? Чем они различаются?
− Еще мы отличаемся характером. Одни веселые, другие добрые, скучные, энергичные, спокойные, злые, задиристые, заботливые… Характер человека зависит от наследственности и воспитания.
− Итак, мы все очень разные. В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации.
Работа в группах.
Выберите каждый себе цветок. Те у кого цветок с белой сердцевинкой объединяются в одну группу. У кого цветы с желтой сердцевинкой – во вторую группу.
Задание
− Послушайте историю, которая произошла в одной школе.
В одном классе были ребята: красивая высокая девочка Кира, полная девочка Люба и низенький мальчик Петя. Люба очень переживала, что она толстая.
− Эх, Кира, вот бы стать красавицей! У меня мама очень красивая. И почему я на маму не похожа? Как мне быть?
Кира была очень мудрой девочкой. Она ответила:
Внимание! Задание 1-й группе: Что ответила Кира Любе? Как она её успокоила?
У каждого из нас есть свои достоинства и свои недостатки. А вот некоторые человеческие качества вовсе не являются недостатками, зато их хозяева очень переживают по этому поводу. Надо поверить в свою привлекательность. Это только злые люди обращают внимание на те качества, которые им не нравятся у других. Не прислушивайся к тому, что порой говорят злые люди, ? посоветовала Кира Оксане.
Тут вошел Петя.
− Ой, Кира! Может быть, ты и мне добрый совет дашь? Я вот переживаю оттого, что слишком низенький. Папа у меня высокий, баскетболом занимается, а я маленький.
− Ой-ой, ? закричала Люба, ? нашел о чем страдать! Маленький да удаленький. Сколько великих людей были маленького роста. Великий полководец – генералиссимус Суворов, например.
− А вот в Петре Первом было два метра, ? возразил Петя. – Поэтому его так и называют – Петр Великий. А я, получается, ? Петр Невеликий, что ли? Смешно…
− Эх, Петя, Петя, ? сказала Кира.
Внимание! Задание 2-й группе: Как Кира успокоила Петю?
Твои страдания – вымышленные. Вот если бы ты был болен или печален, тогда – другое дело. У тебя есть друзья, которые тебя всегда поддержат.
- Какую помощь могут оказать одноклассники Любе и Пете?
Досмотрим конец нашего фильма (16.45-17.08)
− Да, самое лучшее, что можно сделать для человека, ? это дружить с ним, не обращая внимания на те качества, из-за которых он сам расстраивается
− Из-за чего переживали Люба и Петя?
− Какие советы дает им Кира?
− Что самое лучшее можно сделать для человека, который переживает из-за своих недостатков? (Дружить с ним.)
− А еще видеть достоинства в человеке и не замечать его недостатки.
Притча о белом листе бумаги.
Учитель однажды позвал своих учеников и показал им чистый лист бумаги, в середине которого стояла черная точка.
− Что вы здесь видите? – спросил учитель.
− Точку, – ответил один.
− Черную точку, – подтвердил другой.
− Жирную черную точку, – уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
− Скажи нам, отче, о чем так горько плачешь? – удивились ученики.
− Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа.
(Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах.)
Вопросы:
− Почему расстроился учитель?
− Что скрывается за черной точкой? (Все нехорошее, темное плохое, недостойное человека.)
− Чему хотел научить мудрый учитель своих учеников? (Быть доброжелательными, вежливыми, стараться увидеть в каждом хорошее и не замечать плохого, больше прощать, чем критиковать.)
4. Итог
− Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?
Все мы – люди.
− Давайте ответим на наш главный вопрос: как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
С пониманием, с терпением.
− Итак, мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Рефлексия.
На нашем занятии мы убедились в том, что все мы разные, но у нас есть и то, что нас сближает. И, прежде чем отвернуться от человека непохожего на вас, подумайте, а вдруг вместо гадкого утенка в нем прячется прекрасный лебедь, как это было в известной сказке Г.Х.Андерсена
Прием «Цветочная поляна»
А теперь загадка: что принадлежит только вам, а пользуются им другие? (имя).
Каждому при рождении даётся имя. У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуйте его настроение и напишите на нем в середине свое имя.
На лепестке цветка напишите качество, которое характерно для вас. Оставьте свободными 4 лепестка. Передайте свой цветок соседу. На одном из свободных лепестков он запишет то, что ему нравится в человеке, имя которого – в сердцевине цветка. Цветками обмениваетесь до тех пор, пока каждому не вернётся «его» цветок.
Прочитайте, что хорошего написали о вас друзья. Спасибо. Как чувствует себя ваш цветок?
Что нужно, чтобы этим цветам было хорошо? Поднимите свои цветы. Вот в нашем классе появилась цветочная полянка, где комфортно и уютно каждому цветку. Как назовём эту цветочную поляну?
Спасибо за работу!