Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха в ДШИ»
Ход занятия.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.
1.Игра «Ситуация успеха».
Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.
Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
( Открывается слайд)
«Педагогические приёмы создания ситуации успеха».
-Какие методы и приемы должен использовать учитель, влияющие на создание ситуации успеха ребенка в школе?
Теоретический блок. Важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пере жить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя
Успех- это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
слайд №.4.
В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:
Неожианная радость.
Общая радость.
Радость познания.
Групповая работа.
Сейчас я раздам каждой группе по одному листочку, где описаны основные типы и приемы создания ситуаций успеха у школьников.
Ваша задача: привести примеры создания ситуаций успеха с помощью предложенных приемов и парадигм из вашей педагогической практики, т.е. создать банк педагогических идей. Выбрать спикера команды, который будет озвучивать результаты вашей коллективной работы.
Время на выполнение работы- 20-25минут.
Выслушиваются ответы педагогов.
Раздается теоретический материал по теме для коллективной работы.
1группа:
1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.
Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические
приёмы «Неожиданной радости»
1. Приём «Эмоциональные поглаживания»
Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».
Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
2.Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.
Алгоритм:
1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребёнку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3. Прием«Даю шанс»
Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
4. Прием «Холодный душ»
На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.
Решение ситуации (обсуждение)
У ребенка средние способности «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия, потому, что у меня ничего не получантся».
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.
Прием “Следуй за нами”
Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
Прием “Эмоциональный всплеск”
Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.
Прием “Заражение”
Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Решение ситуации (обсуждение)
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
3 Тип «Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
прием “Эврика”
Нужно помнить, что:
успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
прием «Линия горизонта»
Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.
Решение ситуации (обсуждение)
Учащийся говорит учителю,: «Я боюсь учавствовать в конкурсе, а вдруг у меня не все получится?Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
Группа Формула успешного ученика
Уважаемые коллеги, сейчас каждый из вас получит листок с заданием. Вам необходимо раскрыть понятие УСПЕХ применительно к воспитанникам. То есть, какими качествами или характеристиками обладает успешный ученик
Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками.
СЛАЙД
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
Снятие страха - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
Авансирование успешного результата - Помогает вожатому выразить свою твердую убежденность в том, что его ребенок обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
Внесение мотива - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Персональная исключительность - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Мобилизация активности или педагогическое внушение - Побуждает к выполнению конкретных действий.
Высокая оценка детали - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Упражнение «Дружественная ладошка»
Задание:
Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки (по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями).