kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группа школьников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями психического и (или) физического развития. Значительную категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Известно, что у детей названной категории отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм.

В связи с неоднородностью состава детей с ментальными нарушениями, наличием резко выраженных отклонений в интеллектуальной сфере, сочетающихся с другими нарушениями развития (сенсорными, двигательными, поведенческими и др.), полагаем, что эта категория детей должна проходить через систему специального образования, т.к. им требуется значительный объем коррекционной помощи со стороны специалистов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »

Светлана Тихомирова


СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Здоровье наших детей – что может быть важнее. Ещё Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».  

"О воспитании"
Москва, 1973 г.

Нельзя не согласиться с известным педагогом-новатором, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня я представляю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 город Мончегорск Мурманская область. Хочу пояснить, что много лет наши воспитанники обучались в стенах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №4. Год назад было принято решение о реорганизации нашего учреждения, на базе общеобразовательной школы №14 принято решение открыть классы специального (коррекционного) обучения VIII вида. По настоятельным просьбам родителей и общественности, нам оставили наше здание.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении 590 обучающихся. Из них – 64 школьника обучаются в специальных (коррекционных) классах VII вида, для 49 учеников организовано обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида.

Группа школьников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями психического и (или) физического развития. Значительную категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Известно, что у детей названной категории отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм.

В связи с неоднородностью состава детей с ментальными нарушениями, наличием резко выраженных отклонений в интеллектуальной сфере, сочетающихся с другими нарушениями развития (сенсорными, двигательными, поведенческими и др.), полагаем, что эта категория детей должна проходить через систему специального образования, т.к. им требуется значительный объем коррекционной помощи со стороны специалистов.

Представленная позиция, на наш взгляд, не противоречит основному смыслу, вкладываемому в понятие «инклюзивное образование», предполагающее понимание и удовлетворение различных образовательных потребностей всех категорий детей с ОВЗ как общих с нормально развивающимися сверстниками, так и особых, определяемых характером нарушения их психического развития.

Как я уже говорила, в качестве приоритетного направления деятельности школы мы выделяем сохранение и укрепление здоровья наших учеников. При обучении и воспитании педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход, т.е. стараются помочь каждому ребёнку развить свои способности, помочь сохранить и укрепить здоровье школьника.

На уроках, прежде всего, создаются все необходимые условия для здорового развития детей.

  1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).

  2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режимы, режим и организация образовательного процесса).

  3. Формируется здоровый образ жизни. Педагоги большое внимание уделяют созданию психологического климата – на уроках преобладают положительные эмоции.

  4. Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Педагоги нашей школы используют различные эффективные методы и приёмы, которые служат здоровьесбережению обучающихся, воспитанников. Это:

  1. Игротерапия, помогающая решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения, социализации.

  2. Библиотерапия. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление наших детей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

  3. Приёмы арт-терапии. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют педагогу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание.

  4. Песо́чная терапи́я. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я

  5. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. 

  6. Использование ИКТ на уроках повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.

  7. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение обучающихся из одной группы или пары в другую.

  8. Во время фронтального опроса часто используется игра с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит – на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология у разных учителей имеет свои варианты.

  9. Использование кинезиологических методов

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. 

В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

В педагогической практике используются разнообразные комплексы упражнений, которые  выбираются исходя из целей урока

Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".

Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.

 Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.


  1. Эмоциональные разрядки на уроках: шутки, улыбки, афоризмы с комментариями и т.п.


Необходимым условием для гармоничного развития обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии является правильная организация физического воспитания. Все обучающиеся и воспитанники охвачены физкультурно-оздоровительной и спортивной работой в соответствии с их возможностями здоровья.

В специальных (коррекционных) классах по состоянию здоровья каждый пятый ученик входит в состав специальной группы, а 48% детей имеет инвалидность. 9 учеников – дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Поэтому, в первую очередь, поощряются успехи обучающихся, воспитанников в приобретении навыков здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется лечебной физкультуре. На занятиях ЛФК реализуется программа по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта: «Азбука здоровья», «Адаптивная физкультура». Каждая группа имеет свою программу, свой учебно-методический комплект, определяющий объем и структуру физической нагрузки обучающихся.

Таким образом, каждый педагог нашей школы находит оптимальные пути обучения и воспитания школьников, использует передовые педагогические технологии для того, чтобы образовательный процесс был радостным, доступным для всех, и главное, здоровьсберегающим.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989.

2.     Конституция Российской Федерации (ст. 43).

3.     Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

4.     Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‒2015 годы».

5.     Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, от 10.06.1994. Испания, Саламанка.

6.     Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф (ст. 18).

7.     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тихомирова Светлана Сергеевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(70) "zdorov_iesbierieghaiushchiie_tiekhnologhii_pri_rabotie_s_diet_mi_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "372310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482347216"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Буклет "Комната релаксации""
    ["seo_title"] => string(26) "buklet_komnata_relaksatsii"
    ["file_id"] => string(6) "551462"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1590509581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства