СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Группа школьников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями психического и (или) физического развития. Значительную категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Известно, что у детей названной категории отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм.
В связи с неоднородностью состава детей с ментальными нарушениями, наличием резко выраженных отклонений в интеллектуальной сфере, сочетающихся с другими нарушениями развития (сенсорными, двигательными, поведенческими и др.), полагаем, что эта категория детей должна проходить через систему специального образования, т.к. им требуется значительный объем коррекционной помощи со стороны специалистов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »
Светлана Тихомирова
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Здоровье наших детей – что может быть важнее. Ещё Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».
"О воспитании" Москва, 1973 г.
Нельзя не согласиться с известным педагогом-новатором, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня я представляю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 город Мончегорск Мурманская область. Хочу пояснить, что много лет наши воспитанники обучались в стенах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №4. Год назад было принято решение о реорганизации нашего учреждения, на базе общеобразовательной школы №14 принято решение открыть классы специального (коррекционного) обучения VIII вида. По настоятельным просьбам родителей и общественности, нам оставили наше здание.
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении 590 обучающихся. Из них – 64 школьника обучаются в специальных (коррекционных) классах VII вида, для 49 учеников организовано обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Группа школьников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями психического и (или) физического развития. Значительную категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Известно, что у детей названной категории отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм.
В связи с неоднородностью состава детей с ментальными нарушениями, наличием резко выраженных отклонений в интеллектуальной сфере, сочетающихся с другими нарушениями развития (сенсорными, двигательными, поведенческими и др.), полагаем, что эта категория детей должна проходить через систему специального образования, т.к. им требуется значительный объем коррекционной помощи со стороны специалистов.
Представленная позиция, на наш взгляд, не противоречит основному смыслу, вкладываемому в понятие «инклюзивное образование», предполагающее понимание и удовлетворение различных образовательных потребностей всех категорий детей с ОВЗ как общих с нормально развивающимися сверстниками, так и особых, определяемых характером нарушения их психического развития.
Как я уже говорила, в качестве приоритетного направления деятельности школы мы выделяем сохранение и укрепление здоровья наших учеников. При обучении и воспитании педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход, т.е. стараются помочь каждому ребёнку развить свои способности, помочь сохранить и укрепить здоровье школьника.
На уроках, прежде всего, создаются все необходимые условия для здорового развития детей.
Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).
Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режимы, режим и организация образовательного процесса).
Формируется здоровый образ жизни. Педагоги большое внимание уделяют созданию психологического климата – на уроках преобладают положительные эмоции.
Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Педагоги нашей школы используют различные эффективные методы и приёмы, которые служат здоровьесбережению обучающихся, воспитанников. Это:
Игротерапия, помогающая решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения, социализации.
Библиотерапия. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление наших детей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.
Приёмы арт-терапии. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют педагогу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание.
Песо́чная терапи́я. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я
Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления.
Использование ИКТ на уроках повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.
Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение обучающихся из одной группы или пары в другую.
Во время фронтального опроса часто используется игра с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит – на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология у разных учителей имеет свои варианты.
Использование кинезиологических методов
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
В педагогической практике используются разнообразные комплексы упражнений, которые выбираются исходя из целей урока
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения: 1. Потягивание за мочки сверху вниз; 2. Потягивание ушной раковины вверх; 3. Потягивание ушной раковины к наружи; 4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Рекомендуемые упражнения: 1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз"); 2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние); 3. Точка посередине верхнего края подбородка; 4. Парные точки в височных ямках; 5. Три точки на затылке в углублениях; 6. Парные точки в области козелка уха.
Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.
В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.
Эмоциональные разрядки на уроках: шутки, улыбки, афоризмы с комментариями и т.п.
Необходимым условием для гармоничного развития обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии является правильная организация физического воспитания. Все обучающиеся и воспитанники охвачены физкультурно-оздоровительной и спортивной работой в соответствии с их возможностями здоровья.
В специальных (коррекционных) классах по состоянию здоровья каждый пятый ученик входит в состав специальной группы, а 48% детей имеет инвалидность. 9 учеников – дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Поэтому, в первую очередь, поощряются успехи обучающихся, воспитанников в приобретении навыков здорового образа жизни.
Особое внимание уделяется лечебной физкультуре. На занятиях ЛФК реализуется программа по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта: «Азбука здоровья», «Адаптивная физкультура». Каждая группа имеет свою программу, свой учебно-методический комплект, определяющий объем и структуру физической нагрузки обучающихся.
Таким образом, каждый педагог нашей школы находит оптимальные пути обучения и воспитания школьников, использует передовые педагогические технологии для того, чтобы образовательный процесс был радостным, доступным для всех, и главное, здоровьсберегающим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989.
2. Конституция Российской Федерации (ст. 43).
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
4. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‒2015 годы».
5. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, от 10.06.1994. Испания, Саламанка.
6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф (ст. 18).
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».