Вернёмся к теме нашей статьи - к библиотеке в школе. Наиболее распространённое представление о школьной библиотеке не только у «сторонних» людей, но и у многих работников школы примерно таково: школьная библиотека - какой-то анахронизм и работа в ней - «не бей лежачего». Учебники, мол, выдали в начале года, и собрали в конце, новых поступлений литературы нет годами, а для рефератов и прочих заданий всё можно найти в Интернете, сидя дома, на диване.
И, вообще, ходят ли туда дети и - зачем? Ещё как! Ходят! Иная городская библиотека может позавидовать такой посещаемости. И это при том, что организованно, классами, «для галочки» в школьную библиотеку детей вообще-то не водят. Разве что дошколят и первоклашек на экскурсию, на праздники, встречи, викторины, но это потому что педагоги поначалу сопровождают их везде.
На самом деле библиотека в нашей школе - место бойкое, беспокойное, востребованное, несмотря на бедные фонды и старые книги. Потому что школьная библиотека – это ось, вокруг которой вращается жизнь школы. Мы - немаловажное и активное звено в образовательном процессе. Да-да, именно так.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьная библиотека: взгляд изнутри. »
Школьная библиотека: взгляд изнутри.
Бабич Елена Николаевна
заведующая библиотекой КГУ»Средняя школа № 26» акимата города Усть-Каменогорска
Однажды третьеклассница заметила вслух: «Как я люблю у Вас бывать!!!! В классе нас много, а в библиотеке каждый - один». Мы, библиотекари с большим стажем работы, догадались сразу, что она имеет ввиду. Один, в смысле: единственный. Учащиеся нашей школы приходят сюда не строем, не со всеми. По одному и парами, втроем и с компанией друзей… Они бегут к нам на каждой переменке, с первого на четвертый этаж, чтобы подготовиться к урокам или отвлечься и отдохнуть с пользой.
Они сами выбирают книжку, которую им записывают в формуляре, как взрослому, и самостоятельному. Они сами берут с полки энциклопедии и справочники, газеты и журналы. Школьная библиотека - это место релаксации и неформального общения. У нас нет с учениками официальных отношений учебного процесса. Между нами стоят не сделанные вчера задания (здесь о них не спросят!) или сегодняшняя двойка. Школьный библиотекарь не знает (во всяком случае, может не знать и обычно успешно делает вид, что это так), что ты в классе самый слабенький или самый толстый, что тебя считают занудой, или ты подрался с ненавистным Вовкой. Ты пришёл - и ты здесь такой же единственный, как и все другие. Вот почему наша библиотека зачастую приют именно тех, кому трудно в классе. Здесь «неожиданно» становятся лидерами застенчивые, лучшими помощниками и консультантами – троечники, а «неблагополучные» - важными VIPперсонами, с которыми обращаются как с Президентом. Конечно, школьные библиотекари не обязаны заниматься снятием всяких проблем общения или отношений в классе или семье. Да мы и не претендуем, и не занимаемся, как правило. Это дело психологов. Но что библиотека в школе - место психологической разгрузки и изменения социальной роли ребят, это факт. И любой профессиональный библиотекарь скажет вам, что своими, библиотечными, средствами, может немало помочь ребятам в преодолении себя, поиске ответов на свои вопросы. Конечно, главное его «орудие труда» - Книга. Которая, кстати, вовсе не только источник знания. Она источник той самой общей культуры, которой часто так не хватает в школе.
Как это видится издали
Два наиболее распространённых утверждения, которые знают все, кто хоть иногда задумывался о вопросах образования детей, гласят следующее: наше образование - самое лучшее в мире, а нынешние дети не хотят читать и не читают. Оба эти утверждения, даже в головах работников образования, а не только у «обывателя», непременно связаны с ролью школы в этом процессе и никак не связаны с работой такойструктуры в ней, как школьная библиотека. В лучшем случае от библиотеки требуют «выдать и собрать учебники» и «привлечь к чтению, приучить читать». Некоторым, кажется, что делать-то там особо нечего - фонды маленькие, книжки старые, ну, выдал обязательного Чехова или Бианки и сиди себе, книжки читай. Бывает, и школьное начальство, не вникая в работу библиотеки, так думает. Те же, кто вникает, удивляются: как это их, библиотекарей, хватает на всё, что приходится делать? Наверное, стоит начать с этих общеизвестных стереотипов, говоря о которых мы неизбежно придём в библиотеку. Итак, первое - в Казахстане детям дается хорошее образование. Это доказывают победы на олимпиадах и «утечка мозгов» в Россию и за рубеж. Если считать образованием количество знаний, вложенное в голову за 11 лет, то, наверное, да. Но уже давно признано, что образование нельзя получить раз и навсегда. Главная идея образования в современном мире - образование в течение всей жизни. Иначе говоря, школа должна учить умению учиться и помогать осознавать, что образование и самообразование - процесс постоянный, если ты хочешь чего-то добиться и быть активным Гражданином этого мира. Именно поэтому в международном исследовании PISA наша страна устойчиво держится в хвосте списка стран, где проводится исследование: по чтению, например, занимает 27-29-е места из 32 возможных, опережая лишь Бразилию, Мексику и Люксембург. А всё потому, что проверялись не техника чтения, не память и выучивание, а умение воспринимать текст в целом, в том числе - эмоционально, извлекать из него информацию. Сейчас мы пытаемся учить этому, вызывая потребность добывать новую информацию, применять на практике полученные знания. Это можно сделать только в школьной библиотеке. Второе - сейчас дети не читают и не хотят. Читают! Не меньше, чем прежде, просто - по-другому. Просто в Казахстане настоящего масштабного исследования, проведённого на надлежащем уровне, не было уже очень давно. Есть сильные социологи, специализирующиеся по детскому чтению. Но этой заботы у государства нет, а соответственно и денег тоже... Дети по-прежнему хотят читать, когда им предлагают то, что интересно. Вот только интересно им часто не то, что было когда-то нам, полвека назад, и не то, что представляют себе и готовы выпускать издатели. А по-настоящему хорошей современной детской, тем более - подростковой, литературы издаётся очень мало. Информация о ней так скудна, что ни родители, ни учителя, не успевают её отследить. Если кто и успевает, то это библиотеки. Но у них часто нет денег. Особенно - у школьных. А школьная библиотека порой не только первая для ребёнка, но и единственная. Вернёмся к теме нашей статьи - к библиотеке в школе. Наиболее распространённое представление о школьной библиотеке не только у «сторонних» людей, но и у многих работников школы примерно таково: школьная библиотека - какой-то анахронизм и работа в ней - «не бей лежачего». Учебники, мол, выдали в начале года, и собрали в конце, новых поступлений литературы нет годами, а для рефератов и прочих заданий всё можно найти в Интернете, сидя дома, на диване. И, вообще, ходят ли туда дети и - зачем? Ещё как! Ходят! Иная городская библиотека может позавидовать такой посещаемости. И это при том, что организованно, классами, «для галочки» в школьную библиотеку детей вообще-то не водят. Разве что дошколят и первоклашек на экскурсию, на праздники, встречи, викторины, но это потому что педагоги поначалу сопровождают их везде.
На самом деле библиотека в нашей школе - место бойкое, беспокойное, востребованное, несмотря на бедные фонды и старые книги. Потому что школьная библиотека – это ось, вокруг которой вращается жизнь школы. Мы - немаловажное и активное звено в образовательном процессе. Да-да, именно так. Она не обслуживает образовательный процесс, а является его частью. Как уроки, факультативы, кружки. Любой специалист знает, что в хорошей школе сама жизнь в её стенах - тоже часть образования. Важнейшая ее часть. Человек проводит в ней больше десяти лет. И всё, что он там видит и делает, должно работать на его развитие, в том числе – и в школьной библиотеке – всегда открытой для всех без исключения. Во многих странах это, кстати, поняли давно. Там процесс обучения часто построен так, что значительная и самая продуктивная его часть - работа ребят в школьной библиотеке. И учитель строит многие свои планы совместно со школьным библиотекарем. Об организации современного учебного процесса, который действительно соответствовал бы требованиям времени, мы сегодня говорить не будем - это особая и больная для нашей страны тема. Тем не менее, даже в нашей традиционной классно-урочной системе, где чаще всего учитель объясняет, а дети слушают, хорошо работающая библиотека - отнюдь не пункт выдачи книг по заданию учителя. О её роли и о том, что вменяется в обязанности школьного библиотекаря, будет сказано ниже. Учебники. Это отнюдь не главное дело школьной библиотеки, хотя работа с ними отнимает массу сил и времени и не требует особой квалификации. До второй половины семидесятых годов, когда было введено положение о бесплатных фондах школьных учебников, родители все учебные книги покупали, а библиотеки в школах занимались действительно библиотечной работой. Поверьте, её и без учебников было много. Кстати, и в Европе, и в Америке заказом, хранением и выдачей учебников в школе занимается клерк, который к библиотеке отношения не имеет. И это правильно. У библиотеки – другие задачи. Интернет, где якобы можно найти всё. Во-первых, не всё. Это подтвердит любой специалист по работе с информацией. Во-вторых, там, кроме искомого, можно получить массу непроверенной и недостоверной информации, сплетен, слухов и прочего подобного. При этом мы не против Интернета. Его, по-моему, можно поставить в ряд величайших изобретений человечества. Просто с ним, как со всяким источником информации и как со всякими высокими технологиями, надо уметь работать, чтобы от этого получать пользу, а не вред. И вот тут мы возвращаемся в школу. Кто может этому научить? Конечно, есть преподаватели, которые учат между делом и работе с информацией, и поиску в Интернете, но всё же - это исключения, не правило. Потому что у учителя, преподающего свой предмет, в том числе, кстати, и информатику, другие задачи. Он должен учить своему предмету. Он предлагает ученику тему для исследования или просто параграф для усвоения и задание. Например, написать реферат, доклад. А как ученик нашёл материал для этого доклада, как он его отобрал из того массива, что сейчас можно найти, скомпилировал, понял, - об этом учителю думать некогда. Он будет оценивать результат, а не процесс. Но в этом процессе кто-то должен ребёнку помогать! Роль помощника, который может сориентировать в потоке информации, оценить её, отобрать нужное, берем на себя мы – школьные библиотекари. Конечно, по идее, ребёнок может пойти в любую библиотеку. В городских библиотеках, как правило, и фонды лучше, и сотрудников больше. И в каждой ему должны оказать квалифицированную помощь в подборе информации и работе с ней. Но, во-первых, и, это главное, школьная библиотека для ребёнка - своя. Она находится там, где он каждый день бывает, и даже если собственно в библиотеку почти не ходит, но библиотекаря, как и большинство работников школы, знает в лицо. Значит, даже самому робкому ребёнку в свою библиотеку обратиться легче. Кроме того, в городскую детскую надо идти специально, кое-кому - с родителями, если она далеко от дома. До областной детской библиотеки дойдут те, кто уже сформировался как читатель или чьи родители этим всерьёз озаботились. А до школьной - дойдут все. Хотя бы за учебником или другой обязательной книжкой. И, конечно, большой плюс школьной библиотеки по сравнению с любой другой - её включённость в учебный процесс и контакт с учителями. Если она хорошая, если люди, там работающие, - не просто «выдавальщики книг», то ребёнок именно там научится тому, чему не учит наша традиционная школьная система. Я имею в виду основы информационной культуры (не будем путать с компьютерной грамотностью), то есть умение сформулировать цели своей работы и запрос, найти, оценить и отобрать информацию, грамотно её переработать, освоить и хорошо представить. Это же целая система - работа с информацией. И библиотекарь в школе порой единственный специалист, который, в силу профессии, должен это уметь. И учить соответственно. И мы учим. И занимаемся, и помогаем, и подсказываем.
Что, кроме домашнего задания?
Из всего сказанного вроде бы получается, что в библиотеку, пусть даже она очень хорошая, идут в основном по заданию. Много ли есть в нынешней школе детей, которые сами пойдут за дополнительным материалом просто для себя? И так все перегружены. На самом деле именно в школьную библиотеку часто идут совсем за другим. Это единственное место в школе, где нет строго регламентированного режима жизни. Здесь можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой в тихом уголке, нечаянно, зайдя за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, за чем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня. Поэтому в своей работе мы стараемся использовать фильмы и мультфильмы, презентации, интерактивные приемы подачи новой для ребят информации, приемы и методы, которые не перегрузят и без того насыщенную школьную программу, а разнообразят ее.
Хорошая библиотека - это…
Попробуем из всего сказанного вывести некую идеальную формулу. Хорошая библиотека в школе - это, конечно, информационно-образовательный и культурный центр школы. Причём статус этот не зависит, в общем-то от оснащённости современной техникой, количества новых книг и современных информационных ресурсов. В наибольшей степени такая роль библиотеки зависит от профессионализма библиотекарей и понимания руководителями школы того, что так должно быть. Конечно, очень важно, чтобы в библиотеке были компьютеры, выход в Интернет, современные электронные ресурсы и хорошие книги. Но главное всё же не в этом. Главное, на наш взгляд, в том, что именно хорошая библиотека может способствовать решению двух проблем, которые не под силу классно-урочной системе с преобладанием «трансляционных» методов обучения. Во-первых, в библиотеке, в самостоятельной работе ученика в информационном пространстве формируется умение учиться. То самое качество, неразвитость которого так подвела наших ребят, оказавшихся участниками исследования PISA. Но само оно не вырастет, ему тоже надо учить. Недостаточно посадить ребёнка в библиотеке и сказать: «Вот, подключайся и ищи сам». Рядом с ним должен быть человек, умеющий хорошо плавать в этом потоке информации и его организовывать. Во-вторых, именно школьная библиотека может создавать культурное пространство школы. Тот общий культурный фон, который не равнозначен даже самому хорошему знанию учебных предметов. Культурный поток, если так можно сказать, должен где-то в школе аккумулироваться и откуда-то идти. Он идёт не из кабинетов, не из спортзала - там другая жизнь, там - поток знаний. Общего культурного фона в нашей школе часто не хватает. А свято место пусто не бывает. Нет культуры - ей немедленно находится замена. Пространство культуры в школе - это не уроки, связанные программой, набором знаний, это то, что нельзя измерить. Это сработает не сегодня, не завтра, но образование без культуры - ничто. Мы учим ребят говорить «Здравствуйте!», при входе в читальный зал. Назыать школьного библиотекаря по имени-отчеству. Благодарить за помощь. Вежливости, оказывается, так сложно учиться! Соблюдать элементарную тишину там, где она нужна другим… Ежедневно и ежечасно мы постигаем вместе со своими читателями Жизнь. Заставляем думать, что говоришь и делаешь.
От чего зависит благосостояние библиотеки и библиотекаря?
Беда у нас не только в том, что директора не везде понимают возможности сильной школьной библиотеки. Иной раз и понимают, да сделать могут немногое. Хотя есть множество примеров, доказывающих, что могут и многое, если очень надо. Делегация, например, какая-нибудь, областные и республиканские семинары с обязательной экскурсией, другие крупные мероприятия. Улучшение материально технической базы школьных библиотек, считаем важной задачей в образовательной политике. Ведь это первая социальная площадка, где ребенок приобретает многие навыки. Сделать место для чтения школьника привлекательным, удобным, хорошо оснащенным новой, эстетичной, современной литературой, подписными изданиями - задача всех структур занятых воспитанием культурной, высоконравственной и грамотной личности. Руководство нашей школы это понимает, и старается Но в обычной школе зарплата у библиотекаря намного меньше, чем у учителя. А у него, тоже 40-часовая рабочая неделя и вся - с детьми. Это и развитие у детей информационной культуры, и привлечение к чтению, и работа с родителями. При этом парадокс в том, что у библиотекаря в школе нет педагогического статуса, а это - прибавка к отпуску. В общешкольных планах работы – раздел «Деятельность школьной библиотеки» довольно существенный.
Профессии школьного библиотекаря не обучают ни в одном учебном заведении. Все, что умеет, знает школьный библиотекарь - это результат его труда, нервов и пота. Обладают школьные библиотекари универсальными знаниями, умеют работать физически, всеми недостающими навыками овладевают «по ходу деятельности». Школьный библиотекарь на деле занимается разной работой. Это подписка периодики и мероприятия, работа с учебниками и документацией , творческая , оформительская и методическая работа. Но прежде всего это работа с людьми. Работа, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека На современном этапе, основная миссия профессии школьного библиотекаря - научить ребенка работать с книгой так, чтоб он мог самостоятельно получать знания, проводить исследовательскую работу, приобрести навыки систематического и вдумчивого чтения. Именно со школьной скамьи ребенок должен вынести мысль: «Библиотека, Чтение, книга и знания – это одно целое, это фундамент будущего». А профессия школьного библиотекаря - это интересно, престижно, вечно! Так считаем и мы, школьные библиотекари КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть-Каменогорска, с общим полувековым трудовым стажем работы с детьми Атамасова Татьяна Александровна и Бабич Елена Николаевна.