Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум «регуляция эмоционального состояния педагога при стрессовых ситуациях»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. С. БУБКИ»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА ПРИ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ»
Разработчики:
Толстая В.А. - методист
Донецк 2024г
Пояснительная записка
Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения образовательного процесса. В связи с переходом на новые образовательные стандарты педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих преподавателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками.
Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых требований к оформлению документации, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют и без того их напряженную деятельность.
Появление новых стрессогенных факторов требует особого внимания к сохранению психического здоровья педагогов. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со всеми задачами, которые ставит перед ним педагогическая деятельность более адекватно и справедливо воспринимает своих студентов, более доброжелателен в общении с ними. Спокойный педагог в силах давать не только знания по программе, но и способен развивать личность будущего специалиста.
Педагогу, который не испытывает эмоциональные трудности работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья обучающихся не возможно без работы с педагогами в этом направлении.
Данная разработка семинара-практикума с элементами тренинга содержит в себе психологические методики по осознаванию эмоций, эмоциональных состояний и обучающих различным техникам регуляции эмоционального состояния.
Цель:
- раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия педагога;
- дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем;
- развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.
- обучение различным техникам регуляции эмоционального состояния;
- повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
Необходимые материалы: стулья, клей карандаш, картинки из журналов, бумага, мел и доска, ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску, самоклеющиеся стикеры в форме листочков, ручки на каждого участника.
Время проведения:13.30.-15.30 (2ч).
Сценарий семинара – практикума
Вступительное слово
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. И в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния.
В последнее время для педагогов СПО особенно острой стала проблема сохранения психологического здоровья. В условиях модернизации образования повышаются требования не только к программам обучения, но и к личности самого педагога. В связи с этим, возникают противоречия между требуемой мобилизацией деятельности и наличием внутренних ресурсов педагога.
Педагоги испытывают эмоциональные перегрузки, ведущие к возникновению невротических расстройств, эмоциональному выгоранию и деформации личности. Таким образом, организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач системы образования, а проблема эмоциональной регуляции – одной из важнейших проблем, актуальной для личностного и профессионального развития современного педагога. Для решения данной проблемы я и наш психолог Овсепян М.В. проводим этот семинар – практикум.
Основные причины эмоциональной напряженности педагога:
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
Загруженность рабочего дня;
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
Чувствительность к имеющимся трудностям;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;
Требование творческого отношение к профессиональной деятельности;
Нестабильность заработной платы.
Все это выражается через эмоции. Для чего нам эмоции? Вы никогда не задумывались, для чего нам нужны эмоции и чувства? Эмоции – это язык нашей души. Именно через них душа сообщает нам, что в ней происходит.
Ощущения – для понимания происходящего в теле, а эмоции – в душе. Все мы точно знаем, какие эмоции «хорошие», а какие «плохие». Эмоции появляются как сообщение, которое необходимо понять. Кроме того, часто эмоции требуют от нас самовыражения, то есть какого-то действия, каких-то изменений в мыслях, поведении. Иногда эмоции страшат нас, и тогда мы бессознательно отказываемся их переживать, то есть блокируем. Однако, отказываясь от неприятных чувств, мы одновременно перекрываем путь и для приятных, таких как радость или удовольствие.
Итак, эмоции – это информация о том, что мы должны обратить внимание на свое состояние. Для этого как минимум необходимо понимать, что же мы чувствуем. Сначала нам надо уточнить, что мы будем иметь в виду, говоря об эмоциях и чувствах.
Представьте внутренний мир человека в виде вулкана. Уровень эмоций – это фильтр. Эмоции работают как фильтр между потребностями и реальностью. Если мы не реагируем на их сигналы, давление внутри увеличивается, рано или поздно фильтр ломается, и они вырываются наружу. Впоследствии человек либо постоянно выплескивает свои эмоции на окружающих, либо, наоборот, замыкается в себе, теряет интерес к окружающему миру.
У меня к вам вопрос: «Как влияют эмоции на педагогическую деятельность?»
Педагоги обсуждают, как разные эмоции влияют на педагогическую деятельность (проведение занятий, взаимодействие со студентами, мотивация, работоспособность).
1. Упражнение «Мешок негатива»
В аудиторию заносится очень тяжелый мешок, с надписью «Негатив». Предполагается, что в него положили негативные эмоции, чувства. Предлагается оценить его вес. Педагоги обсуждают, влияет ли груз негативных эмоций на то, как они ведут уроки, как общаются с коллегами, студентами и их родителями.
Важно подвести к выводу, что подавлять в себе негативные эмоции вредно, но и выплескивать на других нельзя, выход – научиться управлять ими.
2.Упражнение «Картинка»
Цель: упражнение направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение, самосознание.
Материалы и оборудование: Педагогам раздаются картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция: «Выберите 1 или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или она вам просто понравилась».
- Расскажите, почему вы выбрали эту картинку.
Преподаватели рассказывают - почему они выбрали ту или иную картинку, объясняют свой выбор.
Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.
3.Упражнение «Ведро мусора»
Основная цель данного упражнения: осознание и освобождение от своих негативных эмоций и чувств.
Психолог показывает мусорное ведро и предлагает обсудить для чего оно нужно, почему его необходимо постоянно освобождать.
Психолог предлагает педагогам представить жизнь без такого ведра. Важно дать понять, что тоже происходит с негативными чувствами годами «засевшими» в нашей душе и необходимость от них избавляться. Предлагается вспомнить все негативные ситуации, произошедшие с ними за этот год, представить их, попытаться испытать эти эмоции и негативные эмоциональные состояния снова, а затем на листах бумаги записать эти чувства и состояния, и выбросить их в мусорное ведро, как отжившее, старое и ненужное.
Методист: Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?
Нормальное течение множества процессов сложного организма обеспечивает автоматическая саморегуляция.
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.»
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
«не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т. д.;
• «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;
• кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен.."», «Меня это обидело..»).
Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются
местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
5. Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи:
1. Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической деятельности.
2. Сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника.
Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.
Методист: А сейчас хотите расслабиться и отдохнуть? тогда:
(медитативная и релаксационная визуализация текста)
Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.
Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу».
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.
Заключительный этап семинара-практикума
Подведение итогов, рефлексия
Методист: Что полезного Вы для себя узнали? Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения? Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара? Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.
ВЫВОДЫ
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ КОЛЛЕГИ!!!
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!!!
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ–УЛЫБКА!!!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
1. Психологический тренинг «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды». Шарыпова Елена Владимировна. Томск, 2005.