kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар - практикум «регуляция эмоционального состояния педагога при стрессовых ситуациях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки:

- раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия педагога;

- дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем;

- развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум «регуляция эмоционального состояния педагога при стрессовых ситуациях»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. С. БУБКИ»









СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА ПРИ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ»








Разработчики:

Толстая В.А. - методист












Донецк 2024г

Пояснительная записка


Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения образовательного процесса. В связи с переходом на новые образовательные стандарты педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих преподавателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками.

Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых требований к оформлению документации, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют и без того их напряженную деятельность.

Появление новых стрессогенных факторов требует особого внимания к сохранению психического здоровья педагогов. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со всеми задачами, которые ставит перед ним педагогическая деятельность более адекватно и справедливо воспринимает своих студентов, более доброжелателен в общении с ними. Спокойный педагог в силах давать не только знания по программе, но и способен развивать личность будущего специалиста.

Педагогу, который не испытывает эмоциональные трудности работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья обучающихся не возможно без работы с педагогами в этом направлении.

Данная разработка семинара-практикума с элементами тренинга содержит в себе психологические методики по осознаванию эмоций, эмоциональных состояний и обучающих различным техникам регуляции эмоционального состояния.












Цель:

- раскрыть значение эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия педагога;

- дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем;

- развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.


Задачи:

- активизация процесса самопознания;

-развитие умения распознавать эмоциональные состояния:

- обучение различным техникам регуляции эмоционального состояния;

- повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;


Необходимые материалы: стулья, клей карандаш, картинки из журналов, бумага, мел и доска, ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску, самоклеющиеся стикеры в форме листочков, ручки на каждого участника.

Время проведения:13.30.-15.30 (2ч).


Сценарий семинара – практикума


Вступительное слово

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. И в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния.

В последнее время для педагогов СПО особенно острой стала проблема сохранения психологического здоровья. В условиях модернизации образования повышаются требования не только к программам обучения, но и к личности самого педагога. В связи с этим, возникают противоречия между требуемой мобилизацией деятельности и наличием внутренних ресурсов педагога.

Педагоги испытывают эмоциональные перегрузки, ведущие к возникновению невротических расстройств, эмоциональному выгоранию и деформации личности. Таким образом, организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач системы образования, а проблема эмоциональной регуляции – одной из важнейших проблем, актуальной для личностного и профессионального развития современного педагога. Для решения данной проблемы я и наш психолог Овсепян М.В. проводим этот семинар – практикум.

Основные причины эмоциональной напряженности педагога:

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;

  • Загруженность рабочего дня;

  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;

  • Чувствительность к имеющимся трудностям;

  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;

  • Требование творческого отношение к профессиональной деятельности;

  • Нестабильность заработной платы.

Все это выражается через эмоции. Для чего нам эмоции? Вы никогда не задумывались, для чего нам нужны эмоции и чувства? Эмоции – это язык нашей души. Именно через них душа сообщает нам, что в ней происходит.

Ощущения – для понимания происходящего в теле, а эмоции – в душе. Все мы точно знаем, какие эмоции «хорошие», а какие «плохие». Эмоции появляются как сообщение, которое необходимо понять. Кроме того, часто эмоции требуют от нас самовыражения, то есть какого-то действия, каких-то изменений в мыслях, поведении. Иногда эмоции страшат нас, и тогда мы бессознательно отказываемся их переживать, то есть блокируем. Однако, отказываясь от неприятных чувств, мы одновременно перекрываем путь и для приятных, таких как радость или удовольствие.

Итак, эмоции – это информация о том, что мы должны обратить внимание на свое состояние. Для этого как минимум необходимо понимать, что же мы чувствуем. Сначала нам надо уточнить, что мы будем иметь в виду, говоря об эмоциях и чувствах.

Представьте внутренний мир человека в виде вулкана. Уровень эмоций – это фильтр. Эмоции работают как фильтр между потребностями и реальностью. Если мы не реагируем на их сигналы, давление внутри увеличивается, рано или поздно фильтр ломается, и они вырываются наружу. Впоследствии человек либо постоянно выплескивает свои эмоции на окружающих, либо, наоборот, замыкается в себе, теряет интерес к окружающему миру.

У меня к вам вопрос: «Как влияют эмоции на педагогическую деятельность?»

Педагоги обсуждают, как разные эмоции влияют на педагогическую деятельность (проведение занятий, взаимодействие со студентами, мотивация, работоспособность).

1. Упражнение «Мешок негатива»

В аудиторию заносится очень тяжелый мешок, с надписью «Негатив». Предполагается, что в него положили негативные эмоции, чувства. Предлагается оценить его вес. Педагоги обсуждают, влияет ли груз негативных эмоций на то, как они ведут уроки, как общаются с коллегами, студентами и их родителями.

Важно подвести к выводу, что подавлять в себе негативные эмоции вредно, но и выплескивать на других нельзя, выход – научиться управлять ими.

2.Упражнение «Картинка»

Цель: упражнение направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение, самосознание.

Материалы и оборудование: Педагогам раздаются картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Инструкция: «Выберите 1 или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или она вам просто понравилась».

- Расскажите, почему вы выбрали эту картинку.

Преподаватели рассказывают - почему они выбрали ту или иную картинку, объясняют свой выбор.

Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.

3.Упражнение «Ведро мусора»

Основная цель данного упражнения: осознание и освобождение от своих негативных эмоций и чувств.

Психолог показывает мусорное ведро и предлагает обсудить для чего оно нужно, почему его необходимо постоянно освобождать.

Психолог предлагает педагогам представить жизнь без такого ведра. Важно дать понять, что тоже происходит с негативными чувствами годами «засевшими» в нашей душе и необходимость от них избавляться. Предлагается вспомнить все негативные ситуации, произошедшие с ними за этот год, представить их, попытаться испытать эти эмоции и негативные эмоциональные состояния снова, а затем на листах бумаги записать эти чувства и состояния, и выбросить их в мусорное ведро, как отжившее, старое и ненужное.

Методист: Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?

Нормальное течение множества процессов сложного организма обеспечивает автоматическая саморегуляция.

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.»

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

«не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т. д.;

• «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

• кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен.."», «Меня это обидело..»).


4. Упражнение «Молодец!»

Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются

местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.


5. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи:

1. Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической деятельности.

2. Сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника.

Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.

Методист: А сейчас хотите расслабиться и отдохнуть? тогда:

Сядьте, поудобнее, не напрягая мышц.

Не скрещивайте руки. Можно закрыть глаза.

Приготовьтесь отдохнуть, расслабиться, почувствовать внутренне равновесие, гармонию.


6.Упражнение - медитация «Сад моей души»

(медитативная и релаксационная визуализация текста)

Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.

Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу».

Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.


Заключительный этап семинара-практикума

Подведение итогов, рефлексия

Методист: Что полезного Вы для себя узнали? Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения? Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара? Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.


ВЫВОДЫ

  • ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ КОЛЛЕГИ!!!

  • НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!!!

  • ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ–УЛЫБКА!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!




Список литературы:


1. Психологический тренинг «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды». Шарыпова Елена Владимировна. Томск, 2005.

2. Практико-ориентированный обучающий семинар-тренинг «профилактика профессиональной усталости педагога». Томск, 2005.

3. Интернет-ресурс: http://psylab.info.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Толстая Валентина Алексеевна

Дата: 03.03.2025

Номер свидетельства: 666085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Психологическая гостиная для педагогов "Научи себя сам" "
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologhichieskaia-ghostinaia-dlia-piedaghoghov-nauchi-siebia-sam"
    ["file_id"] => string(6) "144730"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418769056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства